По народному месяцеслову 18 февраля – Агафья-коровница, голодуха, поминальница. Православная церковь в этот день чтит мученицу Агафью, погибшую в 251 году при императоре Декии. По приметам на 18 февраля судили, будут ли ещё холода.
Святая Агафья родилась на Сицилии, жила в III веке. В народе её считали покровительницей домашнего скота, которая помогала беречь главных деревенских кормилец – коров. В отличие от других животных, коровам и лошадям – основным помощникам деревенских жителей, давались индивидуальные, зачастую ласкательные имена. Корове посвящено множество поговорок, пословиц и сказок.
18 февраля: традиции и обычаи дня
Летом и осенью, когда тепло и достаточно корма, коровы не нуждались в особенной защите. А вот в конце зимы, когда сено и солому приходилось экономить, вставал достаточно остро вопрос о помощи исхудавшим и обессилившим животным. Часто в этот период от истощения и разных болезней гибли целые крестьянские стада. Суеверные предки такой падеж связывали с появлением в деревнях зловредного существа – коровьей смерти, которая несёт погибель всему крестьянскому стаду.
Коровья смерть является в образе черной кошки, собаки, коровьего скелета или злобной безобразной старухи, у которой руки с граблями. Особенно опасным это существо считалось именно в этот день. «Чахлая и заморенная коровья смерть» пробегает 18 февраля по селам и губит скот.
Чтобы оградить себя от такой напасти женщины проводили обряд опахивания, во время которого мужчинам запрещалось покидать дома. Скотину запирали в хлеву, а собак, даже самых послушных, держали на привязи.
Чтобы коровью смерть не пустить во двор, крестьяне принимали разные меры:
- в хлеве оставляли старые лапти, пропитанные дёгтем, веря, что от их запаха зловредное существо убежит без оглядки;
- в воротах, у порогов, вокруг печных труб раскладывали чертополох;
- святили в церквях утыканный солью хлеб, который потом скармливали скоту;
- окуривали чертополохом дома и хлева;
- поили скотину святой водой.
В случае падежа скота или для того, чтобы его предотвратить в день Агафьи, как и во Власьев день (24 февраля), проводили обряд опахивания деревни. Все женщины с распущенными волосами и одетые в одни рубахи собирались тайно ночью. Они брали в руки кто косу, кто дубину, кто сковороду. Одну из вдов запрягали в соху и надевали на неё хомут без шлеи. Потом совершали процессию вокруг селения. Землю взрывали так, чтобы пласты отлетали в сторону от деревни. С собой брали петуха, кошку и собаку. Во время шествия участницы выкрикивали: «Коровья смерть не губи нашу скотину. Мы зароем тебя в землю с кошкой, собакой и кочетом». По окончании обхода животных закапывали за пределами селения. Люди верили, что после этого ритуала коровья смерть не проникнет на территорию, очерченную с помощью сохи магическим кругом.
По поверьям, после обряда коровья смерть уже не могла попасть в село и навредить животным, тогда она уходила в лес, где бродила до весны, ожидая, когда скотину выгонят на выпас. Тогда она опять пробиралась к людям, но если и в этот раз не удавалась добраться до скотины, то она уходила в лес или степь, где искала себе другую поживу.
Святую Агафью считали заступницей от пожара. В день её памяти в церкви освящали хлеб с солью. В случае пожара, чтобы огонь ушел подальше, их бросали в огонь или в поле.
Ещё на Агафью поминали умерших родственников и защищали дом от нечисти. Вечером закрывали трубы, замазывали их глиной и жгли чертополох, чтобы нежить не влетела в трубу и не осталась в доме.
18 февраля: приметы и поверья
- Если погода теплая, то сильных морозов уже не будет.
- Мороз в этот день – к жаркому и засушливому лету.
- Сон, приснившийся в ночь на 18 февраля, исполнится в течение 20 дней. О том, что вам приснилось, никому не рассказывайте. А вот сновидение, увиденное днем на Агафью Коровницу, исполнится только через год. Сообщать об увиденном в царстве Морфея тоже никому не стоит.
Люди, родившиеся 18 февраля, обладают даром понимать домашних животных. Им подходят оникс, турмалин и халцедон.