Есть в нашей жизни прекрасные случаи, по поводу которых существует замечательная традиция – чествовать юбиляров. А бывают ещё юбилеи двойные, когда жизнь балует яркими событиями несколько раз подряд.
Именно о таких праздниках в судьбе руководителя ФАПа хутора Свобода, медсестры высшей категории, замечательной мамы и жены, Елены Александровны Пашко, сегодня и пойдет речь. Встреча двух праздничных событий в далеком 89-м году, ознаменовали тогда, одни из главных вех в жизни женщины – создание счастливой семьи и начало беззаветного служения людям в хуторе, ставшем уже давно родным. И это именно тот пример, когда судьба человека и его призвание, тесно переплетаются, создав нечто неделимое: женщина-жена-мама-специалист-руководитель-человек. С той поры, уже миновало более трёх десятков лет, когда о приобретённом опыте и знаниях можно говорить вполне определенно. И сколько бы ни было препятствий, сомнений, ошибок, только вперёд мог быть направлен её жизненный путь. Путь, который начинается лишь тогда, когда разум и сердце, подкрепленные моралью, ведут по жизни, и устремления их направлены во благо людей. Но с чего же всё начиналось? Об этом мы и узнаем у нашей героини.
— Медицинский работник на селе – сложная, но вместе с тем, уважаемая и почётная профессия. Ваш выбор профессионального пути – это осознанный шаг или проведение судьбы?
— Я родилась и выросла в городе Гуково. Моя мама прошла большой педагогический путь, более 50 лет работала учителем биологии и химии в школе. И я всегда мечтала быть как она, учителем. Но вскоре у меня появилась подруга, у которой родители были врачами. После уроков мы часто бегали в поликлинику, и постепенно я прониклась атмосферой больничных покоев, важностью и необходимостью профессии медицинского работника. Поэтому, после окончания школы, я подала документы в Ростовский базовый медицинский колледж, куда была принята без экзаменов.
— А что дальше? Оправдались юношеские мечты о белом халате?
— Вполне. Освоив квалификацию медицинской сестры общего профиля, я по распределению уехала работать в Весёловскую центральную районную больницу. На работу меня принимал Виктор Лукич Кошкин, а непосредственным руководителем была Алла Васильевна Сорина, заведующая отделением терапии, в распоряжение которого я и поступила. В первый же день я заступила в смену и поняла, что мне повезло работать в хорошем, дружном коллективе. За несколько лет работы в отделении я научилась грамотно выполнять всю работу медицинской сестры, чутко и внимательно находить подход к пациентам, оказывать поддержку не только словами, но и делами: ставить капельницы, делать уколы, исполнять назначения доктора и заполнять всю необходимую документацию. И вот, миновало уже более трёх десятков лет, как я занимаюсь любимым делом — лечу людей. Моя профессия мне очень нравилась, она всегда была мне по душе.
— Минувшим летом исполнилось 35 лет, как Вы трудитесь во благо здоровья местного населения, в фельдшерско-акушерском пункте хутора Свобода. Давайте вспомним, с чего всё начиналось, и, как пришло решение остаться здесь.
— Впервые приехала я на работу в Свободинский ФАП, в связи с производственной необходимостью. Светлана Александровна Кандейкина, руководитель медицинского пункта, в те годы ушла в декрет. А мы, её коллеги, по мере возможности выходили на замену. Я тогда уже более года, как работала в отделении терапии, и вот, наступил мой черед ехать в командировку. Тогда меня уверили, что работа там спокойная — рядом с речкой, тишь и благодать. Вот только как я приехала, в первую же ночь меня вызвали к больному с воспалением лёгких, а во вторую ночь я сопровождала роженицу в Весёловский роддом. И тогда мне стало понятно, что отдыха здесь не будет. Быстро пролетел рабочий месяц. А затем я ушла в трудовой отпуск, после которого, меня вновь направили на работу в ФАП. К слову, к тому моменту как раз решился вопрос о моём семейном статусе, и, выйдя замуж за местного парня, я осталась в хуторе навсегда, став «доктором» для наших жителей.
Хотелось бы отметить, что мобильный здравпункт в хуторе Свобода был установлен под руководством главврача Веселовской центральной больницы Романа Викторовича Кошкина.
— И действительно, на селе медицинского работника пациенты обычно зовут доктором и идут к людям в белых халатах с надеждой, что они помогут. Как звучит Ваша нынешняя должность, и какие обязанности приходится выполнять?
— С началом моей трудовой деятельности в ФАПе, я числилась как фельдшер-акушер. Но с приходом новых профессиональных стандартов, квалификацию стали определять исходя из записи в дипломе, и ныне я уже много лет как являюсь, медицинской сестрой высшей категории, заведующей фельдшерским здравпунктом. Но честно скажу, что за годы работы, независимо от записанной квалификации, багаж профессиональных знаний и навыков достаточно расширился и все профессиональные умения, которые необходимо применять при оказании первой медицинской помощи, проведении профилактических процедур, имеются уже давно в полном объеме и соответствуют квалификации фельдшера и акушера. Поэтому сейчас, как и прежде, мы оказываем всю необходимую медицинскую помощь жителям хутора, за что пациенты и называют нас докторами.
— Ваш рабочий день, какой он?
— Тут трудно ответить однозначно. Дни бывают очень разные и друг на друга не похожие. Но чаще всего мой рабочий день начинается с восьми утра, я меняю растворы и начинаю готовиться к процедурам, ожидаю своих пациентов. В специально отведенные дни в медпункт приходят детки и взрослые на прививки по графику. Раз в неделю беру заборы крови и отвожу анализы в Весёловскую лабораторию. С обеда у меня патронаж новорождённых детей, выполнение процедур на дому, посещение асоциальных семей. Ну, и, конечно же, непременно случается так, что в череду запланированных дел вмешиваются различные непредвиденные обстоятельства. И тут не зависимо ни от чего, я должна среагировать. Время суток и рабочие часы к данным моментам никакого отношения не имеют. Важен только результат – спасенные жизни и сохраненное здоровье людей. Одно печалит, что сейчас очень много времени тратится на заполнение различной документации. Мы ведём детские и взрослые медицинские карточки, заполняем журналы, составляем отчеты. Иной раз даже вечером возвращаюсь на работу, чтобы завершить все документальные вопросы.
— Действительно непросто всё везде успеть. Есть ли у Вас помощники?
— К сожалению, я сейчас работаю одна и за медсестру, и за санитарку. Но было время, когда мы трудились рука об руку вместе со Светланой Александровной Кандейкина. Мне очень повезло работать с таким опытным, знающим специалистом, у которого за плечами не только многолетняя работа в ФАПе, но и годы труда в хирургическом отделении. Она меня многому научила. Вместе мы смогли помочь в разное время людям стабилизировать их состояние здоровья, а кому-то даже помогли родиться на свет. Я благодарна Светлане Александровне за её труд и наставничество. Хочу также отметить, что сейчас в ФАПе и сами стены помогают. С момента установки нового мобильного медпункта я со всеми обязанностями справляюсь одна. Я уже забыла, каково это когда нужно растопить печку в помещении и ждать тепла. В нашем новом пункте нет тех холодных, продуваемых окон. Пластиковые стеклопакеты не пропускают в помещение холод, а электрическая отопительная система быстро прогревает помещение, не давая замерзнуть даже в самые суровые холода. Также немаловажно, что и сам медпункт теперь находится в очень удобном месте, прямо в центре, на асфальтированной территории. Вокруг помещения я насадила розы, регулярно поливаю и ухаживаю за своим цветником, чтобы у людей глаз радовался. Этим летом у нас там много роз цвело, красота! Также наш здравпункт оснащён всем необходимым. В состав предыдущего поступления оборудования вошли кардиограф, глюкометр и прибор для измерения глазного давления. Я считаю, что в целом для работы нашего здравпункта созданы очень хорошие условия. Единственно, хотелось бы, чтобы приезжали к нам на работу молодые кадры, желающие трудиться на беспокойной, но благодарной работе.
— Расскажите о своих пациентах. С какими случаями приходилось работать?
— Моя профессиональная деятельность в ФАПе начиналась в 1989 году, когда в хуторе насчитывалось 1100 жителей. На территории проживали люди разных специальностей: учителя, рыбаки, медицинские работники, хлеборобы и иные труженики села, работающие в большом процветающем колхозе. К нам активно приезжали молодые специалисты по распределению, выходили замуж, женились и оставались в хуторе с семьями женщины и мужчины. Для всех здесь имелись рабочие места, будь то ферма, которых к слову в хуторе было две, или прудовое хозяйство, птичня, или садоводческое хозяйство, рыбоводческие бригады. Здесь же могли обучаться и их дети, среди других 300 учащихся уже получающих образование в школе с 80-летней историей. К сожалению, за прошедшие 35 лет, хутор изменился. С ликвидацией хозяйства многие люди уехали в поисках работы, а с закрытием школы и вовсе количество молодежи уменьшилось. В хуторе сейчас проживает всего 490 человек населения. Из производственной базы осталось только частное фермерство. Все мужчины, которые состояли в рыбколхозе, в том числе и мой муж, были вынуждены отправиться на поиски заработка. А женщины нашли применение своего труда в социальной сфере присмотра и ухода за пожилыми людьми, в магазине и на почте, в ведении домашнего хозяйства. Сейчас в хуторе проживает 60 детей и подростков, 258 населения пенсионного возраста. Мы гордимся нашими старейшими жителями. К примеру, Александр Михайлович Ищенко, активный 94-летний долгожитель. Немало проживает пенсионеров 70-80 лет, которые продолжают самостоятельно вести подсобное хозяйство, сажают огороды, участвуют в общественных мероприятиях. Безусловно, молодёжи у нас не много, но случается порой, что приезжают в хутор на постоянное место жительства и многодетные семьи. Если говорить о случаях, то, безусловно, всех уже и не припомнишь. По роду деятельности, мне приходится взаимодействовать с разными слоями населения и со всеми возрастными группами, поэтому ситуации происходили как опасные, так и интересные, счастливые и печальные, в общем — всякие. Как-то со Светланой Александровной мы принимали скорые роды у женщины.
Был также случай, когда одна семья угорела, но всех успели спасти. Муж вовремя возвратился с охоты и обнаружил закрытую в печке заслонку, а домочадцев без сознания. Вместе с соседями вытаскивали мы детей и их мать на улицу, везли автобусом в Весёлый. И тут хорошо, если всё заканчивается благополучно, но иногда случаются и трагические ситуации, на которые уже никак нельзя повлиять. Безусловно, особенно тяжело отзываются несчастные случаи и смерти детей. Это ужасно, когда ты помимо сочувствия больше ничем иным помочь и не можешь. Не дай Бог никому пережить самое страшное – потерю своих детей. Но в жизни, к сожалению, бывает всякое. Случались в моей практике и ножевые ранения, драки, различного рода приступы, так что, работы не только медику, но и участковому хватало. Сейчас же стало в хуторе несколько потише и поспокойней, да и в транспортировке полегче. Во-первых, у многих людей есть свой транспорт, а это не то, что раньше — две колхозных машины на весь хутор.
Мы только и могли возить больных на тех машинах или на тракторах. Сейчас люди уже сами могут доехать до Весёлого и обратиться на скорую. Если же происходит какой-то тяжёлый случай, то я вызываю скорую на себя. К примеру, недавно у женщины случился инфаркт, я оказала первую помощь и вызвала скорую, которая по приезду ещё раз сделала кардиограмму и забрала пациентку в отделение. А раньше, помню, чтобы довезти до скорой, мы стелили в кузов грузовой машины матрасы, грузили при поддержке соседей больного на настил. Хорошо, что у нас в хуторе люди хорошие, отзывчивые. Всегда помогут, если попросишь. Но, все, те или иные экстренные события сопряжены с потрясениями, которые с годами всё тяжелее переносятся. И хотя понимаешь, что это жизнь, никуда не денешься от обстоятельств, привыкнуть всё-таки к этому невозможно. Поэтому, всегда на сложные вызовы со мной вместе ездит муж, помогает, привозит и даже охраняет. Потому что, порой без полиции на некоторые вызовы и выезжать то нельзя.
— В ближайшем месяце Вам с супругом суждено справить юбилей семейной жизни, именуемый в народе, коралловой или полотняной свадьбой. Всем известно, что кораллы – это символ продолжительности совместной жизни, а полотно — уют, благополучие и гармония в семье, которые были достигнуты за эти годы. Верны ли приметы, так ли это?
— Безусловно. Муж всегда меня поддерживал. Он знает, что мне непросто приходится порой – работа и днём, и ночью, в будни и в праздники. Но он понимает, что работа у меня такая и терпеливо сносит все её сложности. Он никогда меня не попрекал и не предлагал сменить специальность. Он знает, что медицина для меня всё, это моё призвание. Нам посчастливилось прожить всю жизнь во взаимопонимании, всё делать сообща, помогать и поддерживать друг друга. И даже дни рождения у нас в одном месяце, с разницей в одну неделю.
— Такие длительные отношения – пример для современной молодёжи. Как вы познакомились? Расскажите свою историю.
— Первая наша встреча состоялась, когда я была на работе. В тот летний день я привезла сестру Сергея с новорождённой племянницей из роддома, а он пришёл её проведать. Потом мы несколько раз виделись в клубе на просмотрах кинофильма и на танцах, он провожал меня домой. Так завязалась наша дружба. А потом я уехала в отпуск. Мы не виделись длительное время, пока в один из вечеров он не приехал ко мне в Весёлый с цветами. После выхода из отпуска, меня вновь командировали на работу в Свободу. С этого момента мы много общались, дружили, ходили на речку и на танцы. А осенью я собралась переезжать в родные края, в Гуково. Мама нашла мне место в больнице, да и два положенных года я практически уже отработала. Сергей захотел поехать вместе со мной. В дороге он сделал мне предложение, а как приехали, попросил благословения у мамы. Через неделю ко мне пришли сваты и в ноябрьские праздники мы сыграли свадьбу. Все решилось очень быстро. Муж всегда был спокойный, степенный, серьёзный, рассудительный. Я чувствовала себя рядом с ним, как за «каменной стеной». Через год после свадьбы у нас родился сынок Максим. Конечно, мне было трудно привыкнуть к жизни в деревне, но ничего, со всем свыклась. По молодости я и не замечала многих трудностей. И хозяйство большое держали и обходились какое-то время без удобств.
Жизнь пролетела, как один день. Сыночка помогала растить свекровь, пока муж был в командировках. А теперь вот и мы за внучечками присматриваем. Мне даже кажется, что младшая наша девочка выберет для себя профессию медика. Когда она бывает у меня на работе, все бинтики, все шприцы раскладывает и ватку подержит после укола, если нужно. Я думаю, что она уже любит медицину. Шустрая девочка растёт. Старшая же наша внучечка прекрасно рисует. Когда девочки приезжают к нам в гости на каникулы, они становятся нашими первыми помощницами — с дедушкой пасут птицу, рвут для хозяйства траву. Дети видят на примере взрослых, как важно друг другу помогать. Муж и сын вместе работают, вместе ходят на охоту и рыбалку. Невесточка сейчас всё своё время посвящает развитию и воспитанию детей — водит их в школу и по дополнительным секциям. Дети друг другу помогают и поддерживают. Видя лад в семье наших детей, мы становимся ещё счастливее.
Глядя на пару Сергея Николаевича и Елены Александровны Пашко, понимаешь, что судьба неслучайно свела их на жизненном пути. Этой парой хочется восхищаться, любоваться, ежегодно поздравлять с очередным счастливо прожитым вместе годом!
Уважаемые юбиляры! Пусть ваш брак будет с каждым годом все крепче и крепче, а отношения становятся все более доверительными и трогательными! Пусть ваш дом будет полной чашей, пусть будет он наполнен радостью и любовью!
Ольга Маринина