Рыцарские турниры в средневековой Eвропе с самого начала носили характер не судебного поединка, а «спортивного состязания». Дворяне, участвовавшие в них, как правило, не ставили перед собой задачу наказания обидчика, хотя победа над личным недругом или врагом семьи, безусловно, приветствовалась и была весьма желанной. Для «выяснения отношений» с средние века были придуманы другие поединки, наиболее распространенное название которых — дуэль (от латинского duellos — буквально «борьба двух»).
И в этих жестоких схватках, особенно поначалу мало было и чести, и элементарных приличий.
Апологеты дуэлей пытались объявить их разновидностью судебных поединков, распространенных в Eвропе в XI-XII в.в., что, конечно же, абсолютно неправомерно: разница между публичным поединком по решению суда и тайным, уголовно наказуемым, убийством на дуэли огромна. Но в XVI веке в попытках облагородить обычай дуэлей некоторые пошли еще дальше, попытавшись возвести его происхождение к великим поединкам древности -Давида и Голиафа, Ахилла и Гектора, Горациев и Куриациев. Поскольку такие попытки имели некоторый успех, немного расскажем о судебных поединках в начале статьи.
Судебные поединки наиболее распространены были в скандинавских странах и Германии, здесь они были нередки, причем правила допускали «выяснения отношений» даже между мужчинами и женщинами. В Скандинавских странах мужчина во время такого поединка либо стоял по пояс в яме, либо сражался с привязанной левой рукой. В Германии поединки между противниками разного пола тоже допускались, но участниками их могли быть только супруги — если судьи не могли принять решение по семейному спору. Проигравшего поединок мужчину вешали, а проигравшую женщину — сжигали живьем.
На Руси судебные поединки назывались «поле», согласно Псковской судебной грамоте 1397 г., женщина тоже могла выйти на судебный поединок, но только против женщины, если ее соперником в споре был мужчина, она должна была найти для себя защитника. Священники и монахи могли участвовать в судебных поединках, только если дело касалось убийства. Интересно, что церковь против судебных поединков возражала только потому, что подозревала противоборствующие стороны в обращении к колдунам и ворожеям. В XVII судебные поединки в русских землях были запрещены и заменены присягой.
Иногда на судебных поединках можно было увидеть и совсем уже необычные пары соперников. Так, согласно некоторым документам, во Франции в XIV веке состоялся единственный в своем роде поединок между человеком и собакой. Люди обратили внимание, что пес пропавшего рыцаря Обри де Мондидье преследует некоего Ришара де Макера, постоянно лает на него и даже пытается нападать.
Макер с возмущением опроверг все выдвинутые против него обвинения, и тогда королем Карлом V был назначен судебный поединок, который состоялся 8 октября 1371 года. Пес одолел вооруженного дубиной и щитом противника, схватив его за горло. Испуганный Макер признался в убийстве и был повешен, а верному псу позже поставили памятник.
Описания судебных поединков можно найти и в художественной литературе, самые известные из них описаны в романах «Айвенго» (Вальтер Скотт) и «Князь Серебряный» (А.К.Толстой).
Однако настоящие судебные поединки все-таки были исключением из правил, во всех странах судьи назначали их только в самых крайних и запутанных случаях — полагаясь на волю Бога, который, авось, не допустит проигрыша правой стороны. Дуэлянты же обращением в суд себя не утруждали, а вести себя порядочно и честно считали ниже своего достоинства. И первые названия таких поединков в Италии {которая и является родиной дуэли) говорят сами за себя — «поединок в кустах» и «схватка хищников». При этом как-то стандартизировать оружие дуэлянтов долгое время никому не приходило в голову: каждый являлся с тем, что есть. Из Италии в конце XV века мода на дуэли попала во Францию. Именно здесь были предприняты первые попытки придать драке в подворотне хоть какую-то видимость благородного поединка. В частности, обязательным стало участие секундантов, которые являлись поручителями то-то, что в указанном месте дуэлянта встретит соперник, а не засада (что до тех пор являлось скорее правилом, нежели исключением). Поэтому, если вызов был передан через слугу, противник имел право отказаться от поединка. Секунданты часто участвовали в схватке, особенно если картель передавался другом оскорбленного. В романе А.Дюма «Три мушкетера», Д`Ар
таньян, желая познакомиться с Миледи, своим вызовом её деверю спровоцировал поединок 4-х пар дуэлянтов (да, вот такой оригинальный способ познакомиться с девушкой). На первых порах во время таких парных поединков победивший партнер мог придти на помощь своему товарищу. В России одним из последних отголосков этого обычая стала знаменитая четверная дуэль (24 ноября 1817 г.), в которой приняли участие А.Завадовский и В.Шереметьев (дуэлянты) и А.Грибоедов с А.Якубовичем (секунданты — их поединок был отложен почти на год). Добиться дуэли, помимо прямого оскорбления, можно было определённой манерой поведения: положить во время разговора руку на эфес, приблизиться вплотную, повернуть шляпу вперёд или назад, намотать плащ на левую руку. Поводом для вызова считались также жест, имитирующий извлечение шпаги из ножен и резкое движение в сторону собеседника. И, наконец, наиболее частый и стандартный повод — обвинение во лжи. Поводом для поединка мог стать спор из-за места в церкви, на балу или на королевском приеме, и даже разные взгляды по поводу узора на драпировке штор (реальный случай во Франции). Поскольку вызываемый имел право выбора оружия, дворяне XV-XVII веков разыгрывали целые спектакли, стараясь передать друг другу обязанность вызова. Eсли сделать этого не удавалось, в игру вступали секунданты, которые, ссылаясь на прецеденты и тонкости правил, настаивали на оружии, выгодном поручителю.