Вести региона, Общество

С паровозом на угле: как прокатиться на самой странной «электричке» в Ростовской области

В 2023 году в Ростовской области возобновили движение пригородных поездов под паровозной тягой. Теперь по цене билета на электричку можно проехать в поезде под настоящим паровозом.

Эпоха паровозов на железных дорогах Ростовской области завершилась в конце 70-х годов. Последний поезд под паровой тягой проследовал из Волгодонска в Морозовск в уже далеком 1979 году. С тех пор паровозы в «живом» виде можно было увидеть только в составе туристических или иных специальных поездов.

Еще в конце 80-х годов сотни паровозов хранились на специальных базах запаса Министерства путей сообщения. Одна из таких баз запаса находилась на станции Морозовская-Южная. В случае военного конфликта паровозы должны были вернуться в строй на железные дороги.

После 1991 года большая часть старых паровозов была распилена на металл. Массовый интерес к сохранению исторического наследия на железной дороге появился только после 2010 года. Так на железных дорогах появился «Перечень паровозов, находящихся в эксплуатируемом парке, подлежащих сохранению и поддержанию в работоспособном состоянии», куда были внесены все действующим машины. На сети российских железных дорог были восстановлены несколько ремонтных мастерских, занимающихся обслуживанием паровозов, началась подготовка и машинистов для вождения поездов под паровозной тягой.

Для того, чтобы сохранить работоспособность паровозов, было принято решение о возобновлении регулярного движения поездов под паровой тягой. Теперь паровозы ставят под пригородные поезда сразу в нескольких регионах России. Как правило, теперь каждая железная дорога имеет 1-2 пригородных маршрута под паровой тягой по выходным дням.

Первым в 2018 году появился поезд Бологое — Осташков в Тверской, за ним последовали поезда Ярославль — Рыбинск, Нижний Новгород — Арзамас, Сортавала — Рускеала в Карелии, Воронеж — Рамонь, Сыктывкар — Микунь в Коми. Добралась эта тенденция и до Ростовской области. С 20 мая по 30 сентября по субботам между Ростовом и Таганрогом регулярно курсирует  поезд на паровой тяге. На этой неделе он отправится в свой последний рейс в 2023 году.

С учетом отличной погоды, из Волгодонска можно за один день прокатиться на поезде, а затем осмотреть центр Таганрога, а поздним вечером вернуться домой. Из Ростова поезд отправляется 30 сентября в 9:32 с первого пути пригородного вокзала. В Таганрог на пассажирскую станцию Таганрог-1 (ее не следует путать со старым вокзалом ближе к центру города) поезд прибывает в 11:40. Время в пути занимает 2 часа 8 минут без промежуточных остановок. Обратно поезд отправляется в 18:10 с прибытием в Ростов в 20:10.

В составе поезда — три плацкартных вагона. В один из них билеты с указанием мест продаются через официальное приложение РЖД (билеты лучше приобрести заранее), а места в двух других вагонах резервируются для туристических экскурсий и в продажу не поступают. Стоимость одного места для взрослого пассажира составляет 147 рублей, что аналогично стоимости проезда на обычной электричке Ростов — Таганрог.

Для тех, кто хочет посмотреть на прибытие и отправление поезда с паровозом (изнутри вагона такие кадры снять нельзя) можно воспользоваться электропоездом с отправлением из Ростова в 10 часов и прибытием в Таганрог в 11:16.

В путь поезд ведет заслуженный паровоз серии П36 — последний и самый совершенный пассажирский паровоз на железных дорогах Советского Союза. За широкую полосу белого или красного цвета вдоль корпуса он получил неформальное прозвище «Генерал» (по аналогии с лампасами на парадной военной форме). 

На тот момент эти паровозы считались самыми современными в своем классе, на них была реализована механизированная подача угля из бункера в топку. Известная женщина-машинист Елена Чухнюк вспоминала, что работа на новом паровозе была сродни отдыху, если сравнивать с другими паровозами и большинством первых тепловозов, ведь тщательно продуманная конструкция увеличила выбег и упростила жизнь поездных бригад.

На линии Ростов — Таганрог в 2023 году работает паровоз с порядковым номером 31. Машину построил в 1954 году Коломенский паровозостроительный завод. До 1970 года паровоз водил пассажирские поезда на Севере, в Поволжье и Забайкалье, затем он был оставлен в резерв и в 1980 году списан. Позднее паровоз восстановили и приписали в депо в Троицк и Челябинск на Урале, в 2022 году локомотив получил постоянную прописку в депо Сальск.

Источник: https://bloknot-volgodonsk.ru/news/s-parovozom-na-ugle-kak-prokatitsya-na-samoy-stran

34