X

Вряд ли нашелся бы безумец, который обозвал бы монарха, генерала или вельможу четырехглазым. Однако с определенного момента обличенные властью лица прошлого не стремились появляться на публике в очках. Религиозные и политические конфликты порождали дикие предрассудки и мешали развитию оптики.

Сменить очки на контактные линзы многих заставляет не практичный аспект, а желание избавиться от неприятных воспоминаний из детства. В школе «очкарик» непременно становится объектом недоброжелательного внимания со стороны сверстников. В результате прибор, помогающий исправить зрение, превращается в аналог позорного клейма или орудия пыток.

О том, как уговорить ребенка носить очки, только ленивый психолог не рассказывал. Призвать на помощь героев минувших веков почему-то никто не догадался. Узнав, кто и когда преследовал «четырехглазых», многие пересмотрят свое отношение к полезному аксессуару.

В силу того, что первые линзы в оправах, которые помогали лучше видеть, производили в пизанском монастыре, автором изобретения был монах, а первыми обладателями — духовенство, в ереси их не замечали. Ходили слухи о том, что автор очков не Алессандро Спина, а алхимик Роджер Бэкон. Правда, грешник соорудил очки во время тюремного заключения и преподнес первый экземпляр Папе Римскому в качестве покаяния. Счастливцы, вернувшие себе остроту зрения, с радостью позировали для портретов с прототипом пенсне в руках.

Первым изображением прототипа очков является предмет на носу кардинала Уго ди Прованса на фреске 1352 г. в церкви итальянского города Тревизо. В XIV веке очки придавали человеку имидж книголюба и знатока.

Дорогие хрустальные линзы приглянулись аристократам. При испанском дворе даже те, кто не нуждался в коррекции зрения, нередко заказывали монокль огромных размеров, чтобы носить его на цепочке, демонстрируя окружающим свое благосостояние. Король Испании Карл V собрал коллекцию из 27 очков и моноклей.

Впрочем, это могла быть и не дань моде, а плевок в душу протестантам, которые невзлюбили этот аксессуар.

Испортили имидж очкам живописцы. Неизвестно, кто первым додумался изобразить в руках у фарисея, ведущего спор с Христом, очки, но вскоре такой образ стал очень популярен. Очки в данном случае символизировали слепоту персонажа в отношении божественных истин. Позже они стали неотъемлемым атрибутом аллегории иных вероучений, не сумевших разглядеть сына Божьего в Иисусе.

Окончательно убедить народ в том, что очки — плохая штука, удалось в ходе религиозных войн XVI века.

Реформаторы призвали искусство на борьбу с католической церковью и сделали печатный станок одним из своих главных орудий. Своих противников они изображали в карикатурном виде, не забывая указать на то, насколько он слепы, защищая старые порядки.

Поделиться:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта