Историю, которую я хочу рассказать, в далёком детстве я услышала от моей бабушки. Бабушка утверждала, что она правдива. Не верить бабушке я не могу — она никогда не обманывала. Eсли обещала огреть хворостиной, то обещание своё выполняла неукоснительно. Правда, зачастую больно не было, но обидно было всегда. Расскажу так, как я запомнила. А верить или нет в правдивость этой истории — решайте сами.
Бабушка моя родилась в конце позапрошлого века, а точнее в 1896 году в деревне, затерянной в Новгородских лесах с красивым названием Княжья гора. Княжьей горой называлась не просто самая высокая гора той местности, но и самая красивая, на склоне которой и раскинулась деревня. Как жили крестьяне той поры? Имели свой земельный надел, который и обрабатывали своими силами. Хорошо, когда семья большая — старые могут присмотреть за малыми, за домашней живностью, остальные работают в поле, на сенокосе. А если семья молодая, только отделившаяся от родителей и где ребятишки мал-мала меньше и в самую страду, когда каждая пара рук «на вес золота», из-за возраста не помощники, а, скажем прямо, пока обуза.
— Жила в нашей деревне одинокая женщина, которую все от мала до велика звали няня Шура. Вот к ней-то молодые родители приводили своих детей «на присмотр», а сами уходили в поле. И были уверены, что дети находятся в надёжных руках. Няня Шура очень любила детей, знала множество сказок, потешек, игр. Да и дети ей отвечали взаимностью и с удовольствием оставались с ней. Надо сказать, судьба у няни Шуры была нелёгкой. Месяца через три после свадьбы, её мужа забрали в солдаты. Домой он так и не вернулся. Говорили разное: то ли погиб на какой-то войне, то ли просто на смерть забило офицерьё на службе. Никакого извещения о судьбе мужа солдатка не получала. Сватались в своё время к Шурочке многие: и молодые парни, и вдовцы, обременённые детьми. Шурочка женщина была видная, работящая. Но на все предложения выйти замуж отвечала отказом: «У меня есть муж». Вот так и вековала одна. За то, что она присматривала за детьми, люди платили кто продуктами, кто помогал по хозяйству: забор починить, крышу перекрыть, крыльцо поправить.
История, которая произошла с няней Шурой, случилась примерно в 1901 или 1902 году. Однажды соседки обратили внимание: на дворе белый день, а у няни окна до сих пор занавесками задёрнуты. Подошли, постучали в окна, покликали хозяйку, а в ответ — тишина. Зашли в избу, а няня на кровати лежит — умерла. Знать, Господь прибрал, сердешную. А вот пора уже или нет, никто точно сказать не мог. На вид няне Шуре можно было дать, как 60 лет, так и все 80. Обмыли соседки няню, одели в похоронную одежду (такой комплект с определённого возраста хранил каждый христианин в деревне). Мужики сколотили гроб. Как раз в крестьянской работе был небольшой перерыв между посевной и сенокосом. Посевная страда закончилась, а к сенокосу приступать можно будет только дня через три. Соседки обратили внимание, что лежит покойница, как живая, будто просто уснула. Надо сказать, что погост был один на три соседние деревни и от Княжьей горы он располагался в верстах двух-двух с половиной. Не доходя до погоста с полверсты, была установлена часовенка, где покойники проводили свои последние земные часы. Отвезли туда и няню. В последний путь проводить покойницу пришло много народу, почитай с трёх деревень, ведь многие были её воспитанниками. В суматохе, получилось так, что гроб установили на телегу так, что покойница лежала не так как принято, ногами вперёд по ходу, а головой. За телегой шёл батюшка, читал молитвы, махал кадилом. За батюшкой провожающие в последний путь: старики, дети, молодёжь — человек сто, не меньше. Все плачут, крестятся. Как-то у нас было принято на погост заносить гроб на руках. Мужики уже начали подходить к телеге как… покойница села в гробу, оглядела процессию и произнесла: «О, похороны! А кого хоронят?». От ужаса народ даже не закричал, просто все молча повернулись и побежали прочь от воскресшей. Впереди толпы, подобрав полы рясы, бежал поп, часто крестясь на ходу. Через полчаса в деревню въехала телега. Лошадью, сидя в гробу, управляла няня Шура. И только на следующий день самые смелые зашли в избу, чтобы убедиться, что няня не призрак, а вполне живой человек. Вот что рассказала няня о своей смерти спустя некоторое время. «В тот день я что-то сильно притомилась, и решила лечь спать пораньше. Сплю и снится мне, что я умерла. Пришли соседки, увидели
меня мёртвой, заплакали. Как водится, обмыли, мужики принесли свежесколоченный гроб и меня в него уложили. И так мне в нём лежится хорошо, спокойно. Снится, будто отвезли в часовенку, зажгли лампадки, свечи, а я лежу и радуюсь, как хорошо-то! Потом снится, что гроб вместе со мной погрузили на телегу и повезли на погост. Слышу голос батюшки, слышу, как люди плачут. И всё-то мне хотелось поглядеть — много ли народу пришло меня проводить в последний путь. Но, чувствую, как луч солнца по моему лицу скользит и понимаю, что на дворе уже белый день и давно пора вставать. Вот я и встала…». Eщё долго односельчане с опаской относились к воскресшей, но потом как-то всё само собой успокоилось, и эту историю уже вспоминали со смехом. Няня Шура ушла из жизни на второй год первой мировой в 1915 году. Но на этих похоронах я не присутствовала — жила в горничных в Петрограде…