Осведомленность телефонных мошенников о личных данных клиентов банков привела к тому, что отличить реального сотрудника банка в трубке от злоумышленника становится все сложнее. Хотя если ваши деньги в опасности, позвонить из банка действительно могут. Другой вопрос — как на это реагировать. Самым правильным решением в большинстве случаев будет положить трубку.
Но не в абсолютном большинстве. Реальная жизнь преподносит сюрпризы. В редакцию «Российской газеты» обратились три читателя-пенсионера, которым позвонили, представившись Сбербанком. Двое из них переводили больше 100 тыс. руб. с карты на карту, один — оплачивал счет по QR-коду на 7,2 тыс. руб.
Одному из переводивших более 100 тыс. руб., карту заблокировали сразу. В двух других случаях был заблокирован только платеж, после чего им позвонили операторы из Сбербанка. Операторы задавали много вопросов, начав с вопросов о факте и цели перевода. Кроме того, они задавали вопросы из разряда «мы видим, что по вашей карте в последние дни были траты в продовольственном магазине N, назовите улицу, на которой он находится». На подобные вопросы клиенты отвечать отказались и положили трубку, опасаясь, что им позвонили мошенники. После этого им заблокировали и карты, их пришлось перевыпускать в офисах Сбербанка, где им и подтвердили, что звонили настоящие операторы.
Один из звонивших операторов напрямую сказал, что банк уделяет особое внимание необычным переводам/платежам по картам пенсионеров, и подобное выяснение подробностей как раз и является защитой от мошенников. В самом Сбербанке не смогли ответить на дополнительные вопросы «РГ».
Как понять, что имеешь дело с реальным оператором? Как рассказали в ВТБ, сотрудники могут звонить клиентам только в следующих случаях: напомнить о персональных предложениях по продуктам и услугам или для урегулирования просроченной задолженности. Само оформление банковского продукта проходит только в онлайн-банке или в офисе.
Сотрудник службы безопасности может позвонить, если есть подозрение на мошенничество, сообщил «РГ» вице-президент, руководитель Центра экосистемной безопасности Тинькофф-банка Алексей Бакланов. «Например, клиент совершает нетипичную для себя операцию: оплачивает товар на незнакомом сайте или снимает большую сумму в банкомате, чего раньше никогда не делал. Другой вариант — система фрод-мониторинга зафиксировала подозрительную активность. Например, клиент переводит деньги на реквизиты, на которые раньше уже поступали жалобы», — отмечает он.
Бакланов подчеркивает, что в таких случаях сотрудник безопасности позвонит по телефону или напишет в мобильное приложение, чтобы разобраться в ситуации. «Настоящему сотруднику банка не нужны личные данные клиента. Он не просит что-то сделать со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее. При необходимости сам может остановить перевод, заблокировать карту и доступ в личный кабинет», — говорит Бакланов.
Сотрудник службы безопасности банка и правда может позвонить или написать клиенту — например, если он совершает нетипичную для себя операцию
Мошенники действуют по-другому. Они попросят что-то сделать: перевести деньги на «защищенный счет», назвать личные данные, код из СМС, установить «специальное приложение». Они давят, требуют что-то сделать срочно, никому не рассказывать о звонке. «Поэтому единственно верное решение здесь всегда, в случае малейших сомнений, положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обороте карты, на сайте банка или написать в чат», — советует Бакланов.
rg.ru, www.istockphoto.com/ru, Prostock-Studio