На протяжении более тридцати десятилетий 26 апреля всё человечество вспоминает о печальных событиях Чернобыльской катастрофы. Этот день вошёл в историю «чёрной полосой», показав истинное лицо «Мирного атома», вырвавшегося на свободу в тот печальный 1986 год. Трагедия искалечила сотни тысяч жизней ликвидаторов и членов их семей, исковеркав миллионы судеб наших сограждан. Взрыв на Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу около 190 тонн радиоактивных веществ, поглотив свыше 145 тысяч квадратных километров территории Украины, Белоруссии и России, превысив в 600 раз по мощности загрязнения окружающей среды после взрыва бомбы в Хиросиме. В этот памятный день мы вспоминаем о тех, кто не жалея жизни и здоровья, встал на борьбу с крупнейшей в мире радиационной трагедией. Мы помним каждого из 37 земляков-весёловцев, самоотверженно вступивших в схватку со скрытым врагом в чрезвычайно сложных условиях. Мы говорим «СПАСИБО» героям-чернобыльцам родом из других регионов нашей страны и живущих на Весёловской земле. Мы благодарны всем Вам, помним Ваш подвиг и гордимся Вами!
Героическими усилиями
«Ликвидаторы» — так просто и понятно называют в народе тех, кто боролся с невидимым и таким коварным «мирным атомом». Жертвуя своей жизнью, они не всегда знали о степени опасности и о дозах облучения, которые получат на этой «войне». И что рано или поздно будут последствия от полученной дозы. Не знали они и сколько каждому теперь отмеряно жизнью — час, два, день, месяц или год… Несмотря на все риски, ликвидаторы делали всё, что от них зависело, чтобы уменьшить опасность для всего человечества. Свой вклад в подвиг, не имеющий аналогов в истории войн и катастроф, наравне с учёными и самоотверженными советскими людьми, внесли профессиональные военные, в числе которых был и Николай Владимирович Борковский.
Eго биография начинается 10 марта 1947 года в селе Медвежье Маневицкого района Волынской области Украины, где и прошло детство. Там он окончил школу. Отслужив в армии, поступил в Саратовское военно-химическое училище. После окончания училища неоднократно проходил службу в Венгрии, а также в Забайкальском и Западном военных округах. А далее получил назначение на службу в Казань, откуда и был направлен командующим 175-го отряда ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 31 июля 1986 года подполковник Н.В. Борковский прибыл к месту дислокации воинской специализированной части в с.Оранное Иванковского района Киевской области для ликвидации техногенной аварии.
Невидимый враг — радиация
Часть находилась в 30-ти километровой зоне отчуждения от станции. Перед отрядом стояла сложнейшая задача по обеспечению ввода в строй 3-го энергоблока, который безуспешно пытались решить предыдущие четыре части солдат. Но переоблучённые, они возвращались ни с чем. Прибыв на место, Николай Владимирович принялся за решение проблемы. Выяснилось, что очень сложная ситуация сложилась на водозаборных станциях и чтобы запустить 3-й энергоблок необходимо очистить станцию от радиоактивных отходов. Перед командиром части стояла задача очистить крышу и помещения станции от радиоактивных отходов, сохранив при этом жизни подчинённых, сделать так, чтобы они получили минимально возможные дозы облучения. Николай Владимирович принял решение создать специальные свинцовые щиты, которыми можно было бы закрывать наиболее сильные участки облучения, постепенно сужая зону зачистки от радиоактивных отходов. Солдатам приходилось убирать с крыши реактора куски радиоактивного вещества.
— Из 860 человек отряда, многих уже нет в живых, их можно пересчитать по пальцам. За 20-50 секунд, которые находились на объекте, мы могли получить от 10 рентген облучения. Мне самому приходилось убирать источники с излучением 220, 180 и 150 рентген. Я должен был подбежать и вырубить кусок радиоактивного вещества, взять его ручным манипулятором и положить в пакет, который брал другой солдат, завязывал его и сбрасывал в специально освинцованный КАМАЗ, где его засыпали грунтом и вывозили в место захоронения радиоактивных отходов.
Отметим, что верхний предел допустимой мощности дозы излучения считается 50 микрорентген в час…
72 дня отряд Н.В. Борковского боролся с «невидимым врагом», и только им известно, какой ценой досталась эта победа. Водозаборная и береговая насосные стан
ции были убраны, ядерный монстр обуздан. 10 октября служба Николая Владимировича в Чернобыле подошла к концу, а через месяц там были окончены работы по созданию бетонного саркофага «Укрытие», в разы сократившего радиационный фон вокруг станции. Ликвидаторы водрузили флаг победы над одетым в сталь и бетон четвертым взорвавшимся реактором! Поэтому, 30 ноября -Чернобыльский День Победы, которому суждено было настать только благодаря героическим подвигам каждого героя-чернобыльца.
Проделанная работа, была только началом в ликвидации последствий ядерной катастрофы, которая растянулась на десятилетия. Велась масштабная дезактивация прилегающих районов, организовано оперативное лечение облучённых ликвидаторов. По возвращении из Чернобыля Н.В. Борковского с диагнозом «Сильное радиоактивное заражение жизненно важных органов» направили на лечение в Киевский институт радиологии. Специалистам предстояло вывести из организма Николая Владимировича радионуклиды, понизив их критически высокий для жизни уровень. Беда миновала. За самоотверженный труд в деле ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции он был награждён орденом «За службу Родине» 3 степени, Орденом Мужества и другими чернобыльскими наградами.
Дело жизни — сохранить память Чернобыля
После реабилитации Николай Владимирович продолжает служить до 1991 года. Последним местом его службы становится Приволжский военный округ, где он руководил штабом бригады химической защиты в г. Белебей.
— Меня солдаты «Батей» называли, -рассказывает Николай Владимирович. — У меня в частях не было неуставных взаимоотношений. Всё зависит от командира части. Eсли он солдата накормит, оденет, обогреет, уложит спать и потребует от их командиров, чтобы они выполняли свои обязанности согласно уставу, который регламентирует службу в армии, то и в части будет порядок. А в случае какого-то недопонимания, солдаты осуществляли марш-броски и желание конфликтовать, либо нарушать режим сразу пропадало.
За свою службу Родине Н.В. Борковский имеет большое количество похвальных документов, в том числе за образцовое несение службы он награждён благодарственным письмом командира южной группы войск. Сейчас Николай Владимирович со своей супругой, Ниной Алексеевной, проживают в х.Красный Октябрь. Как сам признаётся подполковник в отставке, он «заядлый рыбак, а здесь отменная рыбалка».
Отметим, что Николай Владимирович всегда вёл здоровый образ жизни, занимался спортом, практиковал самбо и каратэ, имеет бронзовую медаль Чемпионата Eвропы по мотоспорту. И даже сейчас, в свои 72 года, он прекрасно выглядит, подтянут, не боится физических нагрузок. С супругой они воспитали замечательных сыновей, имеют три внучки и два внука.
Прошло 33 года, а слово «Чернобыль» живет, и еще долго будет жить в наших сердцах. Оно стало синонимом страшной аварии, которая навсегда изменила судьбы миллионов людей. И сегодня мы говорим «СПАСИБО» всем людям с «лепестком» на груди, за чистое небо, ясное солнце, за возможность жить на сохранённой планете. За то, что когда, не выдержав нагрузки, вышла из строя техника, Вы взяли на свои плечи тяжелую ношу и смертельную ответственность. За то, что ценой собственного здоровья самоотверженно боролись с последствиями Чернобыльской катастрофы, спасая мир от ядерного заражения. Здоровья Вам и долгих лет жизни!