Как же это непросто — воспитать настоящего человека. Научить его видеть красоту этого мира: и травинку, и лесок, в поле каждый колосок… шелест ветра на рассвете, научить дарить любовь планете. Почитание своей страны, её национальных традиций, истории и богатой культуры начинается с любви к родному дому, к своей семье. Уважительное, трепетное отношение к своим истокам, есть основа основ. Все эти и другие прописные истины, Наталья Леонидовна Пасик, учитель начальных классов Ленинской школы, вот уже более 37 лет передаёт своим юным воспитанникам. Она не только на словах, но и на конкретных делах, на своём примере, учит детей чтить заветы отцов и уважать старших, сохранять семейные традиции и любовь к родному очагу. Вместе со своим супругом, Александром Петровичем Пасик, вот уже как на протяжении 27 лет, душа в душу они живут месте с любимой тётей, уважаемой долгожительницей хутора Ленинский, Раисой Степановной Гринько.
Наступивший 2025 год стал для женщины юбилейным, ознаменовавшим 95-летний день её рождения. Эта дата, явилась памятным событием, как для всех домочадцев именинницы, так и для проживающих в родном хуторе жителей. Не смогли пройти мимо знаменательного дня, юбилея бабушки Раи, и юные ленинцы. Вот как вспоминает этот момент десятилетняя Лысакова Ксения, ученица 4 класса Ленинской школы, посвятившая целый исследовательский труд воспоминаниям военного детства Раисы Степановны:
«У нас в школе есть традиция. Наш хоровой коллектив, с учителем музыки Лидией Степановной, поздравляет юбиляров с днем рождения. И вот, в один из дней, нас ожидала особенная встреча… Я очень удивилась, когда мы пришли домой к моей учительнице Пасик Наталье Леонидовне, так как её то день рождения зимой. Дверь нам открыла незнакомая мне пожилая бабушка. И наш учитель стала поздравлять ее с 95-летием. Представляете?! Почти 100 лет! Мы поздравляли Раису Степановну добрыми словами, спели ей песни, и рассказали о том, как мы учимся. Бабушка смеялась вместе с нами, сама шутила и угощала нас сладостями. И совсем не выглядела на свой возраст».
Секретом долголетия любимой тети, Наталья Леонидовна считает тихий, спокойный, доброжелательный микроклимат в их семье, и, конечно же, любовь – безграничную, безусловную, всеобъемлющую. Любовь открывает сердца, стирает границы и временные рамки, предоставляя нам шанс на счастливую жизнь в любом возрасте.
— В нашей семье тётю никто и никогда не обижал – рассказывает племянница Наталья. — Она занималась тем, чем хотела, находила дела по душе. Очень любила вязать, хорошо шила разные изделия от распашонок до костюмов и комплектов постельного белья. Она очень любила читать, была записана в книжный клуб. Да и по жизни тётя очень грамотная, начитанная женщина. Всегда смотрела новости. И даже сейчас, когда здоровье дает о себе знать, она всё равно во время ужина просматривает вечерние новости и даже их комментирует. Тётя имеет звание «Ветеран труда». Она очень хороший, добрый, замечательный человек. С ней легко жить вместе. В нашем доме частые гости мой отец, брат тёти, приезжает её сестра, племянники, внуки, правнуки. Все родственники помогают мне за ней ухаживать, она никогда не остается одна. Тётя Рая всегда сидит во главе стола и никогда не кушает в одиночестве, она непременный участник всех семейных застолий и повседневных трапез. Мы все ценим нашу бабушку и уважаем её, обращаемся к ней за советами. Она всегда в центре нашего внимания.

Но, к сожалению, для человека прошедшего такой большой жизненный путь, судьба была благосклонна далеко не всегда – 12-летней девчонкой она испытала все тяготы военного времени, наравне со взрослыми прожила тяжелые трудовые будни в тылу, брала на себя обязанности старшей в семье, заботы о младших братьях и сестрах, познала горечь потерь и лишений… Великая Отечественная война обрушилась на «детей войны» с такой же тяжестью, как и на взрослых, моря их голодом, холодом, разлукой с близкими. Но они смогли сохранить в своей светлой памяти годы, когда не было войны, когда папа и мама были дома, и всё было хорошо.
Удивительное время
На самом деле, наша юбилярша появилась на свет значительно раньше, утвержденной в свидетельстве даты рождения. Холодным февральским днём 1930 года в семье водителя и разнорабочей родилась старшая дочечка Зоя. В непростое время она осчастливила своих родителей, время смутное, переломное. Ликвидация кулачества как класса, всколыхнула в сельских территориях Страны Советов вихрь бабьих бунтов. Поселения Донского и Сальского округов стали эпицентром тех событий. Сельский совет Егорлыка был закрыт на неопределенное время. И только к лету, глава семьи смог зафиксировать факт рождения дочери. Но и тут приключился с ним курьезный случай. Молодой отец так растерялся при виде официальных документов, что напрочь забыл имя девочки. Только и мог припомнить, что состоит оно из трёх букв. Регистрирующая акт записи женщина предположила, что малышку зовут Рая, с чем отец поспешно и согласился. Так, Зоя получила своё новое имя. Но «пользоваться» она им стала только с 18 лет. Все предыдущие школьные документы, табеля, комсомольский билет, сохранили воспоминания о её изначальном наречении.



«Трудовые детские будни», из воспоминаний военного детства Раисы Степановны Гринько (Неговора), записанных Лысаковой Ксенией.
«… Война разрушила весь круг деревенской жизни, привычный распорядок: женщины сели за руль тракторов и комбайнов, коровы стали за лошадей, а дети — за взрослых. Десятилетние уже считались взрослыми, соответствующими были спрос и чувство ответственности. А переживали они это страшное время, мечтая о краюхе хлеба, возвращении отца с фронта и победе.
… В 41-м Раисе Степановне исполнилось 12 лет. Осенью ее отца, Степана Савельевича, забрали на фронт. Мать, вместе с другими женщинами, чистила посадки, вырубая ветки и деревья, рыла окопы, а во время уборки работала штурвальной на тракторе. Иногда она неделями не появлялась дома. Все заботы по хозяйству ложились на плечи Раи. Она готовила кушать, еду носила маме в поле. Мать посылала лебеду собирать и молола из неё муку, а затем пекла их неё.
— Это сейчас дети говорят: «Чёрствый хлеб». А мы его ели – всё до крошки — вспоминает Раиса Степановна. — Хлеба было мало. А осенью с подружками ходили по полю и собирали замёрзшую сахарную свёклу. Отваривали её, затем в печку, подсушивали и ели вместо конфет. А по зиме собирали мёрзлую картошку, которая оставалась в поле, и делали из неё крахмал. Потом из этого крахмала пекли блины».

А ещё выживали благодаря, корове, которую держали в семье Раисы Степановны. По ее словам, только благодаря ей семья сводила концы с концами. Из молока делали топленое масло, часть которого сдавали государству. Рая и другие подростки занимались прополкой пшеницы, кукурузы, подсолнечника. Сорняки выдергивали руками. Осенью развозили навоз на поля, вывозили хворост для снегозадержания. Так как технику всю эвакуировали или отправили на фронт, во время уборки зерно приходилось грузить ведрами на телеги и потом на быках свозить к самодельному току на поле. Для этого место на поле очищали от травы, заливали водой и укатывали. Чтобы земля не трескалась, ее застилали соломой. Когда земля высыхала, убирали солому, и получалась ровная накатанная площадка. Туда и ссыпали зерно. А когда приходила машина, одна бригада грузила, а другая – сопровождала и выгружала на элеваторе.
В апреле 1943 года начали работать школы. Детей в классах было очень мало. Одни работали, чтобы вырастить сестер и братьев вместо ушедших на фронт родителей, другим нечего было надеть. Учитель, Лохотский Павел Иванович, был один на всю начальную школу. На уроках писали на газетах, оберточной бумаге. После появились тетради. Учитель проверял тетрадь, которая закончилась. Если страницы не были вырваны и ученик писал аккуратно, то ему выдавали новую. Шариковых ручек, как сейчас, не было, писали металлическим пером, которое одевалось на деревянную палочку. Чернила для перьевых ручек делали сами. Уроки приходилось делать после работы, поздно вечером. Света и керосина не было. Комнату освещали при помощи фитиля, свернутого из тряпки и подсолнечного масла. Света он давал мало, но были рады и этому. Дома отапливали соломой или перекати-полем. Этого топлива хватало только на то, чтобы приготовить обед. Поэтому в домах было очень холодно, спали не раздеваясь. Вставали рано — зимой подъем был в 6 утра, а летом с рассветом.
Праздники в то время помогали пережить горе потери близких. Но в школе отмечали только Новый год, наряжали ёлку одну на всю деревню, вокруг неё дети плясали и водили хоровод. Два дня ёлки шли – в первый день 1 и 2 классы, во второй день – третьи и четвёртые. В домах ёлок не было. Кульки с конфетами детям тоже школа давала. Шоколадных конфет не было, одни карамельки. Но дети были очень им рады.
Очень интересно, как, по воспоминаниям Раисы Степановны, во время войны стирали. Мыла не было. Поэтому собирали солому подсолнечника, сжигали ее и высыпали золу на тряпку, которая покрывала ведро. Затем, поливали горячей водой. Вода, проходя через золу, становилась мыльной. Так и стирали. Позже мыло варили сами, смешивая жир и каустическую соду.
Одежду тоже шили сами. Мама, Зинаида Антоновна, шила Рае платье из простыни, перешивала свои вещи. А когда через хутор отступали наши, мама отдала им кое-какую гражданскую одежду мужа, а взамен они оставили ей брезентовую плащ-палатку. Из неё мама пошила Рае пальто, которое невероятно громко шуршало при ходьбе и пугало девочку. Рае казалось, что за ней кто-то идет. А ещё, рядом с ними жила семья сапожника, который перешивал имевшие виды сапоги в чувяки. Подошву он делал из старых резиновых скатов. Резина была очень жесткая, да и сворачивалась все время в трубочку. Носить такую обувь было очень неудобно, но зато ноги не промокали.
Вместе с тем, какие бы взрослые обязанности не взвалила на подростков война, дети оставались детьми. Им хотелось играть. Поэтому куклы шили они сами: из лоскутков, полотенец. Мальчики мастерили игрушки из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки и сушили их на солнце. Если выдавалось свободное время, любили побегать, несмотря на усталость после работы. Играли в лапту, салки, горелки. Любили играть в мяч. Спортивный мяч тоже изготавливали сами. В «войнушку» играли, но никто не хотел быть фашистом. Эту роль чаще выполняли деревья. Нападали, защищались, боролись, имитировали стрельбу, взрывы, копали землянки и окопы. Становились отважными героями, летчиками, солдатами, моряками, партизанами».
Жизнь после…
С первых дней войны ушел на фронт глава семьи. Степан Савельевич Неговора три года отслужил без увечий, и только в 1944 году был тяжело ранен в бедро и отправлен на лечение домой. Второй раз его призвали на фронт в апреле 1945 года. Но он доехал только до Батайска, где и встретил свою Победную весну. По возвращении домой, он продолжил работать водителем в колхозе. Тогда люди этой профессии были на вес золота и требовались повсеместно. Поэтому, его семья постоянно переезжала. Вскоре их дорога привела в хутор Весёлый. Здесь проживала семья военкома Пиминова, супруга которого приходилось родной сестрой Степану Савельевичу. В трудные времена, сестра всегда поддерживала брата и всячески помогала ему. Вот и в этот раз, военком помог освоиться своякам на новом месте и найти хорошую работу. Степан Савельевич был принят завгаром в колхоз им. Жданова, долгое время являлся личным водителем председателя Петра Егоровича Клочнева. Мужчины дружили семьями, поддерживали самые добрые и хорошие отношения.
Раиса Степановна тоже нашла себе работу – строила плотину на Манычстрое. Здесь же познакомилась и со своим первым мужем, Спесивец Василием. Вслед за супругом она уехала к нему на малую родину, в город Краснодар. Здесь они нашли себе работу – Василий трудился бухгалтером, Раиса работала на военно-прачечном комбинате. И даже несмотря на расстояния, она с дорогой душой помогала маме растить младшего брата, который часто приезжал к ней в гости. Так уж сложилось, что своих детей иметь она не могла из-за перенесенной еще в детстве тяжелой болезни, поэтому жила ради своих братьев и сестер.

На выделенном родителями наделе земли, молодые построили свой светлый, уютный дом. Набивные стены, стеклянная веранда, благоухающие розы, каждый уголок их жилья – был бережно выведен супругами для долгой жизни. Но, у судьбы были другие планы. После скоропостижной болезни, Василия не стало. Покручинившись, Раиса Степановна приняла решение оставить, ставший некогда родным дом, и возвратилась к маме. В Ленинском, не теряя времени, она устроилась на работу в детский сад нянечкой. Её главной задачей в жизни вновь стала помощь родительнице, воспитывавшей её младшего брата Лёню, с которым у Раисы Степановны было 18 лет разницы. Молода женщина много времени уделяла мальчику и когда проживала в других краях, относилась к нему больше, чем к брату, как к сыну. Она хранила в себе море нерастраченной любви, которую готова была в любой момент передать тем, кто в этом действительно нуждался. Так в её судьбе вскоре появился ещё один мужчина, за которого ей вновь посчастливилось выйти замуж. Своё новое семейное гнездо, супруги стали вить в Пролетарском районе. Здесь они благоустроили быт, но никогда не забывали о помощи родителям, которая оказалась им такой нужной!
Резкие повороты судьбы, вновь и вновь хлыстали несправедливыми потерями и бескомпромиссными расставаниями. От трагически сложившихся обстоятельств, вскоре погибает любимая мама Раисы Степановны. И, чтобы сохранить семью, достойно воспитать детей, Степан Савельевич приглашает объединить свои судьбы Галину Антоновну, родную сестру своей бывшей супруги, по стечению обстоятельств, тоже оставшуюся одной с малолетним ребенком на руках. Так, двум взрослым близким людям удалось не только заботиться в полной семье о своих двоих маленьких сыновьях, но и родить в семейном союзе совместную дочь Татьяну. И всё хорошо, вроде бы складывалось, вот только прожить долго и счастливо супругам не удалось. От скоропостижной болезни вскоре не стало главы семьи. И Галине Антоновне пришлось самой, одинёшеньке, поднимать троих маленьких деточек. Но она всегда знала, что всецело может опереться на свою уже взрослую падчерицу, звавшею её, родную тётю, «мамой».

Раиса Степановна, человек тонкой духовной организации, большим сердцем и чуткой душой. При любом зове, она всегда готова была прийти на помощь. И для неё не существовало времени суток или же праздничных дней, если кому-то требовалась помощь. Хотя, зачастую, в такой поддержке нуждалась и она сама. Проживая в Пролетарском районе, женщина трудилась на овцекомплексе. Но, после скоропостижной смерти второго мужа, она навсегда уже переехала к своим родным и близким людям. В Ленинском, Раиса Степановна нашла свой кров в семье любимой племянницы Натальи, где и проживает уже 27 лет. В свою очередь, многочисленные племянники, внуки и правнуки по роду, все её считают своей самой родной и любимой бабушкой, часто её навещают и хотят, чтобы она жила как можно дольше.
Уважаемая Раиса Степановна!
Поздравляем вас с этим удивительным юбилеем — 95-летием! Ваш жизненный путь — это пример невероятной силы духа, мудрости и любви. Вы прошли через множество испытаний, но всегда оставались светлым и добрым человеком, который дарит тепло и заботу всем вокруг.
Желаем вам крепкого здоровья, бодрости духа и радости каждый новый день. Пусть ваши мечты сбываются, а рядом всегда будут близкие и любящие люди. Вы — наша гордость, наш источник мудрости. Счастья вам, благополучия и долгих-долгих лет жизни!
Ольга Маринина











