В современном мире прогресса и информационных технологий свою перспективную нишу заняло одно из модных трендовых течений — робототехника. Его актуальность кроется в тенденциях будущего, создании устройств и систем, предоставляющих новые возможности человечеству с минимальными рисками, развитии и распространении искусственного интеллекта. Поэтому, уже сегодня, роботы помогают человеку, как в быту, так и во всех отраслях промышленности – от изготовления микросхем до работы в агрессивных и опасных средах, проведении аварийно-спасательных работ, в ходе боевых действий, антитеррористических операциях и иных сферах. Сформулированные 7 февраля Смоленским писателем-фантастом и учёным Айзеком Азимовым три незыблемых закона робототехники, утвердили свод обязательных правил поведения для роботов. Отсюда следует, что робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред; робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону; робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму законам.
Во Всемирный День робототехники, приуроченный к созданию фундаментальных законов сферы, Технопарки и различные объединения IT-кластера презентуют свою деятельность общественности, делятся наработками и достижениями. При этом, актуальность освоения данного направления важна в современном мире для всех возрастов — от дошкольников до профессионального образования. Поэтому в рамках национального проекта «Образование», обучению робототехнике и другим составляющим IT-сферы уделяется особое значение. В обычных школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования ведётся работа по созданию и программированию роботов. Таким образом, дети знакомятся с конструированием, моделированием и программированием электронных машин, создают собственные образцы.
Более трёх лет под руководством педагога дополнительного образования Александра Сергеевна Дозиной в Весёловском центре творчества реализуется программа технического конструирования «Робототехника». В рамках курса, дети младшего школьного возраста осваивают основы конструирования и проходят курс создания моделей различных роботезированных конструкций. Выпускниками курса уже освоены начальные азы конструирования, созданы различные образцы роботов: от простых моделей животных до сложных моделей автомобилей и подъемного крана из конструктора «Перворобот LEGO-WeDo».
— Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это игровая модель освоения технического творчества — рассказывает Александра Сергеевна. — Для детей занятие робототехникой — это интересный метод познания и изучения не только цифровых технологий и программирования, но также и всего окружающего мира, и даже самого себя. Постоянные контакты детей с различной техникой в школе и дома, в повседневной жизни, позволяет им легче и быстрее усваивать информацию курса на практике, а также реализовать приобретенные знания в решении познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, проектной деятельности. Важно, что поступить в наше объединение могут дети с совершенно любой подготовкой, все навыки и компетенции ученики приобретают в процессе занятий. Активная деятельность на занятиях приводит к реальным результатам. Обучающиеся видят плоды своего творчества, стремятся углублять свои знания и усложнять объекты деятельности. Так, в прошлом году, учащиеся объединения «Робототехники» Весёловского центра творчества приняли участие во Всероссийском конкурсе робототехники, где заняли вторые почётные места. Мы гордимся своими малыми достижениями и стремимся к новым открытиям.
Актуальность и значимость образовательной робототехники находится в начале своего становления. Безусловно, сопряженные трудности с техническим и программным оснащением неизбежно будут решены в процессе развития сферы, а значит в будущем, мы получим квалифицированных специалистов в современном производстве и промышленности. И подготовку таких кадров мы начинаем уже сейчас, с начальной ступени образования.