«Труд педагогов начальных классов, наверное, самый тяжёлый, хлопотливый и ответственный в школе. «Ему, первому учителю, писала как-то в «Учительской газете» Л.И. Земская, дано великое право раскрыть перед маленьким человеком первые страницы большой книги жизни… И от того, как он это сделает, зависит, каким откроется малышам окружающий мир».
С этих строк начинается письмо педагогического коллектива Красноманычской школы о своей коллеге, учителе начальной школы Марины Васильевны Хоровец. В первый день осени учитель встречает свой 25-й День Знаний и своих маленьких первоклассников. Опытный, мудрый, талантливый педагог, за годы педагогического труда стала второй мамой для десятков своих выпускников. Вот и в этом наступающем учебном году учитель вновь выпускает четвероклашек из своего класса комплекта. За высокий профессионализм и подвижничество, преданность профессии и стремление к новым высотам Марина Васильевна имеет множество поощрений, а также искреннюю любовь своих учеников. Став другом и наставником для своих выпускников, она снискала в их душах любовь и глубокое уважение.
Своё призвание — беречь и обучать азам наук юные сердца, воспитывать будущих граждан великой страны — Марина Васильевна определила для себя, будучи ещё подростком. В след за своими одноклассницами, которые после окончания восьми классов Старокузнецовской основной школы решили поступать в Константиновское педагогическое училище, последовала и она. Став студенткой факультета «Преподавание в начальных классах» девушка постигала различные дисциплины: вожатское мастерство, игру на аккордеоне, основы физического воспитания, музыковедение, методику проведения и организацию различных видов деятельности и другие. Крепкую теоретическую базу, полученную за годы обучения в учебном заведении, подкрепили ежегодные учебные практикумы в школах и летних лагерях.
— На втором курсе у нас была практика в вожатских лагерях — вспоминает Марина Васильевна. — Сначала мы прошли обучающий курс, где были в роли детей. Наша группа оказалась самой весёлой и творческой, за что и заняли первое место по педучилищу. Затем было распределение. Меня направили в пионерский лагерь «Солнышко» в г. Семикаракорск. После практики там я работала всё лето вожатой. Также мы проходили практику в пионерской организации и в группах продлённого дня Константиновской средней школы, выезжали вместе с методистом на несколько недель в начальные классы малокомплектных школ. Самой запоминающейся стала, конечно же, преддипломная практика. Три недели работала я в группе продлённого дня, а затем вела уроки в третьем классе. Это время оказалось для меня достаточно сложным и волнительным, а также полезным. К каждому уроку я составляла планы, писала конспекты и общалась с родителями на родительском собрании. Мои третьеклашки были детьми интеллигентными и культурными, хотя и пошалить могли. Одним словом, практика прошла успешно и к работе в школы я была подготовлена.
Распределения у выпускников педагогического училища не было, искать рабочее место им пришлось самим. В Семикаракорском районе вакантных мест для учителя начальных классов не нашлось, поэтому Марина Васильевна уехала на работу в Весёловский район. Из нескольких предложенных образовательных организаций, молодой учитель выбрала Красноманычскую школу. Ей в некоторой степени были известны эти места. Здесь родилась и выросла её мать, жили родственники, у которых она смогла на время снять жильё.
В знаменательный 1989 год в школы Весёловского района пришло работать много новых специалистов. На августовской педагогической конференции сцена Ленинского ДК с трудом смогла вместить все молодые кадры. К новому учебному году школы были готовы. В передовиках был и хутор Красный Маныч. В развивающемся молодом колхозе была выстроена новая красивая школа, которая в 1989 году впервые распахнула двери для своих учеников. Один из первых классов привела в новую классную комнату Марина Васильевна Хоровец. В первый класс к молодому учителю пришло 18 человек! Шустрые, активные с горящими глазами малыши, жадно впитывали каждую фразу и жест первой учительницы. Полюбила педагог своих ребятишек всем сердцем, переживала за каждого, как за родного. Жаль было ей оставлять их, но пришлось. В молодой семье Хоровец ждали пополнение. Зимой у Марины Васильевны родилась дочь, а спустя три года — сын. Родной дом стал полной чашей звенящих детских голосов, радости и смеха.
После декрета учитель вышла в школу на часы продлённой группы. Но основное время занимали заботы о семье и общем деле, возделывании сельскохозяйственных земель. Вместе с мужем и его родителями они засевали поля семенами, ухаживали за урожаем. В школе же не оставляли надежды, что Марина Васильевна вновь вернётся в родные стены и регулярно просили её выйти на часы замещения и подмены. И в итоге, предназначение взяло верх над суетой и домашними заботами, и Марина Васильевна приняла под своё крыло начальный класс. Но спустя несколько лет в системе образования начались реформы и в школе, наряду с другими преобразованиями, начался процесс формирования малокомплектных классов. Учеников Марины Васильевны объединили с другим классом, а ей предложили вести в школе часы физической культуры.
— На протяжении пяти лет я вела физкультуру во всей школе. Мне всегда был близок этот предмет, по юности я даже мечтала преподавать его. Но такого факультета в училище не было, а когда поступала в институт, решила, что годы уже не те. Физкультуру же в своих классах я всегда преподавала сама и до сих пор с удовольствием выступаю за честь школы на учительских соревнованиях по волейболу.
В 2011 году Марина Васильевна взяла классное руководство во втором классе. Семь весёлых, артистичных, жизнерадостных ребят души не чаяли в своём новом классном руководителе. Три прекрасных школьных года педагог бережно, взяв за руку, вела своих учеников по жизни. Проявляя нежную материнскую заботу, она учила юные создания азам науки и культуры, заполняя своим аккуратным учительским почерком чистые странички начинающихся биографий. Спустя годы в памяти «второй мамы» сохранились самые яркие моменты их классной жизни: победы во внеклассных мероприятиях и участие в праздниках, беседы на классных часах и туристические походы, стремление Айка научить учителя родному армянскому языку, общение о дружбе. Все эти и многие другие моменты Марина Васильевна хранит в своём безграничном учительском сердце, передавая сокровенный опыт следующим своим ученикам. И словно с чистого листа всё начинается сначала: палочки, крючочки, букварь и первые слова, написанные под диктовку. Это было уже много раз и в нынешнем году повторится вновь. Потому что призвание учителя, нести свет знаний во благо растущих поколений. Об этом умении нашего педагога знают все — дети и их родители, коллеги и руководство школы:
«В течение 25лет многие школьники хуторов Красный Маныч и Показатель имели счастливую возможность учиться у Марины Васильевны Хоровец. Это педагог, на которого хочется равняться во всем: точно сформулированные задачи урока, вовремя направленные в нужное русло рассуждения ребят, оптимальное сочетание инновационных технологий и классических методик и при этом выразительный взгляд, деловой стиль общения, безупречный внешний вид и образцовое слово учителя. Многие родители стремятся отдать своих детей именно в её руки. И этот успех объясняется, прежде всего, тем, что готовит она своих выпускников с дальней перспективой: не к окончанию начальной школы, а к умению самостоятельно приобретать знания в течение всей жизни, быть нужными людям… Сколько любви, сил, доброты, упорного труда потребовалось ей, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников. В этом учебном году Марина Васильевна набирает первый класс и выпускает четвертый. Согласитесь это не просто. Работа в классе комплекте, в условиях малокомплектной школы — это дополнительная немалая нагрузка на учителя, с которой Марина Васильевна на протяжении многих лет успешно справляется. Она прекрасный педагог, знаток детских сердец, развивает в учащихся творческие способности, учит чувствовать и любить природу. Всегда – на подъёме и на высоте. С ней ученикам поучительно и познавательно, весело и задорно. Доброжелательная обстановка на уроках, высокий профессионализм, принципиальность, культура, справедливость и безграничная любовь к детям и своему делу — в этом вся она — Марина Васильевна. Поэтому её ученики отличаются особой любознательностью, охотно занимаются проектной и исследовательской деятельностью, становятся победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских олимпиад, акций и конкурсов. Более десяти лет она является председателем первичной профсоюзной организации».
В свою очередь особые слова благодарности педагог адресует своему коллективу и руководству школы.
— На работу меня принимал Владимир Юрьевич Залевский, затем организацию возглавила Наталья Яковлевна Гридина. Она поддерживала меня во всех начинаниях, предлагала разнообразные возможности для профессионального роста. Благодаря усилиям молодого руководителя Ии Павловны Ермаковой и всего коллектива я успешно прошла многие конкурсные испытания профессионального конкурса «Учитель года». Несмотря на то, что я не публичный человек, любое выступление для меня стресс и испытание, благодаря своим коллегам, которые выдвинули меня для участия в конкурсе, готовились вместе со мной и поддерживали меня на выступлениях, мы прошли всё сообща. В школе у нас продолжается традиция бережного отношения к молодым кадрам. Как и когда-то принимали меня, ныне коллектив внимательно относится к каждому специалисту, старается всячески помочь в любом сложном для него вопросе. Поэтому все наши достижения — это победы всего коллектива. Для меня такими стали, призовые места детей в конкурсах ЮИД и победа в соревновании по пионерболу в районной спартакиаде для 4-х классов, конкурсы научно-исследовательских и творческих работ и другие.
За свой бесценный самоотверженный учительский труд, неиссякаемую энергию, стремление к новым высотам в творческой социально-значимой и спортивно-оздоровительной деятельности учитель неоднократно награждена грамотами Районного отдела образования и благодарственными письмами Администрации Весёловского района. Истинное умение передавать свой опыт и знания детям — это настоящий талант, которым в совершенстве владеет Марина Васильевна. За это её любят дети, признательны родители, уважают коллеги. Она является самой лучшей, самой доброй, самой-самой для своих родных детей, мужа и внучечки Киры, которая хоть и живёт в городе, но с бабушкой видится часто. Её мудрость, душевная красота, забота, неравнодушие предназначаются для каждого воспитываемого ей ребёнка.
— Учитель должен быть добрым, внимательным, терпеливым и конечно любить своё дело — рассказывает Марина Васильевна. — Для меня все дети равны. Мои детки все активные и дружные. Мы живём мирно, не затевая драк и ссор. Я очень не люблю в детских коллективах разногласий. Нужное слово и совет способны творить чудеса, согреть теплом, дать надежду и оказать помощь в решении всех вопросов. Учителю нужно очень много качеств, чтобы научить малыша, который ещё ничего не знает. Педагог же учит его не только писать и считать, но и правильно сидеть, верно себя вести. Очень радостно, когда ребёнок всё успевает, быстро научается и поистине печально, если ребёнку учёба тяжело даётся или он вовсе не разговаривает. Работу с такими детками мы строим в тесном сообществе с родителями и специалистами-медиками. Они требуют особого внимания, ласки, добра и находятся на социальном контроле.
Школа – наш второй дом. Здесь ребята находят себе друзей, осваивают различные навыки, открывают в себе способности и таланты. И всегда рядом с Вами Ваши учителя. Нынешний учебный год стал для меня особенным. В свой 25-летний юбилейный год педагогической деятельности я веду своих малышей в первый класс и выпускаю четвероклашек. Уроки в классе комплекте проходят непросто. Утром в класс приходят малыши, потом к нам присоединяются детки постарше. С ребятами вместе мы занимаемся физкультурой, технологией и ИЗО. Ребята постарше могут самостоятельно выполнять работу, а малышам нужно абсолютно всё показать, и тут же помогать. Кстати, в этом году у меня будет ещё один повод для радости. Детки, которых я выпускала из начальных классов, оканчивают нашу школу. Все эти события по особенному важны для родителей их детей, и конечно же, учителей. Я верю, что всех ребят ждёт успех в их важных начинаниях, и они смогут преуспеть во всём!
Уважаемый педагог!
Поздравляем Вас с Днём знаний! Сегодня мы сердечно желаем Вам крепкого здоровья и исполнения всех желаний. Пусть ученики не просто достигают новых вершин в жизни, но и воспитывают в себе замечательных людей. С праздником вас, учитель!