Уже давно не новшеством стало распространение разного рода бонусных карт. Часто их предлагают приобрести, иногда совершенно «бесплатно», на заправочных станциях, в крупных торговых сетях или даже при покупке билета на поезд.
Большинство потребителей воспринимают бонусную карту как средство для суммирования баллов, при накоплении определенного количества которых в будущем можно будет обменять на товар (билет на поезд, бензин, иные товары в магазинах).
Обычно распространители таких карт красноречиво уверяют, что от карты будут сплошные плюсы, что иметь ее крайне выгодно, и при согласии потребителя на ее получение предлагают к подписанию договор и анкету, смысл которых до конца понимают не все потребители.
Между тем, если ознакомиться с договором более детально, то станет ясно, что условия использования карты далеко не бесплатны, и в ее выгоде можно прямо усомниться. Более того, если условия использования карты предполагают ее пополнение на какую-то денежную сумму, то это будет первым признаком того, что карта вовсе не бонусная, а кредитная.
Бонусные карты, если они действительно предназначены только для накопления бонусов (баллов) пополнять нельзя, как и снимать с них наличные деньги. Сами баллы или бонусы не выполняют роль денег. В нашей стране по закону выпуск любых «аналогов» рублей запрещен. Поэтому баллы могут выполнять функцию только определенной скидки.
Но распространение таких карт, дающих только право на скидку, тем более бесплатно, невыгодно никому, кроме потребителей.
Поэтому в большинстве случаев так называемая бонусная карта представляет собой обычную банковскую карту, которая связана некоторыми условиями с программой лояльности определенной торговой сети.
Программа лояльности банков
Банки, выпускающие такие карты, прямо заинтересованы в том, чтобы их приобретало как можно большее количество потребителей. Eстественно, не все потребители пользуются услугами банка. Но зато гораздо большее число людей посещают магазины, заправки, покупают билеты и т.д.
Поэтому с ними банки вступают в программу лояльности, которая в свою очередь дает больший поток клиентов банку (через банковскую карту потребитель автоматически превращается в клиента банка) и привязывает их к определенной торговой сети. Первое, на что следует обращать внимание при изучении договора, это не порядок начисления баллов для скидки, а условия обслуживания такой карты.
В договоре наверняка будет содержаться пункт, что через определенное время (как правило через год) с карты за обслуживание будет снята комиссия. За год такая комиссия может составить отнюдь не малую сумму. И если в первый год использования карты комиссия может составлять небольшой процент, то в последующем она все равно себя окупит посредством увеличенной ставки или даже через начисление штрафных процентов за «минус» на балансе карты.
При этом оплатить комиссию за обслуживание карты накопленными на ней баллами нельзя.
Оформление онлайн через интернет
Часто оформить получение «бонусной» карты предлагается через интернет-сайт. Здесь важно быть еще более осторожным. На сайте для «удобства» размещается публичное предложение, которое пользователи воспринимают часто просто как рекламу.
Однако, если вы заполните предлагаемую в этой рекламе анкету и подтвердите ее, то автоматически этими действиями заключите договор. Гражданский кодекс это не запрещает. Он, напротив, содержит норму, что принятие публичного предложения или согласие с ним образует собой заключение договора.
При этом форма принятия может быть любой, в том числе и через нажатие кнопки «подтвердить» или «согласен». Любой договор помимо прав наделяет стороны еще и обязанностями. И такие обязанности, большей частью финансового характера, у вас непременно появятся.
Eсли вы не против того, что за пользование картой придется платить, и вам она подходит, обязательно следует изучить тарифы на обслуживание карты и то, в каком порядке они могут быть изменены.
О накопленных «бонусах»
Не спешите радоваться и возможности накопления бонусов на карте. В договоре обязательно прочитайте правила, посвященные бонусной программе. Для вас не должно стать сюрпризом, что спустя какое-то время бонусы могут быть просто аннулированы, они могут «сгорать», понижать свою экономическую ценность. Все это прописывается в договорном тексте Эффективность накопленных бонусов заметна обычно только в первый год пользования картой. В дальнейшем
же с бонусами вы сможете рассчитывать на все меньший размер скидки. Организаторы программы лояльности почти всегда вводят в договор пункт о праве без согласия клиента менять правила программы или даже прекратить ее в любое время.
И повлиять на такое их решение вы не сможете, поскольку обо всем этом говорилось в договоре, который вы подписали. Таким образом, часто бонусная система служит лишь приманкой к тому, чтобы люди заключали договор на пользование банковской картой, принимая на себя обязанность платить за ее обслуживание.
Поэтому будьте бдительны, когда вам предлагают активировать якобы бонусную карту внесением на нее некоторой суммы. Будьте осторожны с заполнением разного рода анкет на сайтах. Не вносите свои паспортные данные, если не собираетесь становиться владельцем банковской карты.
Главное правило
Истинно бонусная карта выдается без сбора персональных данных о потенциальном владельце. И конечно, читайте подробно и по несколько раз любые договора, предлагаемые к подписанию. Это снизит риск того, что вам придется платить за совсем бесполезную банковскую карту.