«Вектор развития» — роль образования в жизни общества
Образование является одним из прав человека, общественным благом и государственной ответственностью. В знак признания роли образования в обеспечении мира и развития Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций своей резолюцией от 3 декабря 2018 года провозгласила 24 января Международным днем образования (International Day of Education). В документе говорится о необходимости прилагать усилия для обеспечения инклюзивности и справедливости всех учебных заведений, включая начальную, среднюю, университетскую и профессиональную подготовку, чтобы каждый человек мог воспользоваться возможностью учиться всю жизнь и, следовательно, в полной мере участвовать в жизни общества и делать вклад в устойчивое развитие.
В пятую годовщину международного праздника, а также по случаю утвержденного в России Года педагога и наставника, статус образования снова обретает особое значение. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя, актуализации задач образования, выступающего в качестве первостепенного возобновляемого ресурса человечества, расширяющего возможности людей, в достижение общего процветания, укрепления мира, сохранения планеты, провозглашен и девиз нынешнего года «Инвестировать в людей, уделять приоритетное внимание образованию». Россия привержена выполнению Цели устойчивого развития о всеохватном качественном образовании для всех. Охват общим образованием в Российской Федерации составляет более 99 %, а доступность дошкольного образования оценивается в 98 %. Национальный проект «Образование», реализуемый в стране, нацелен на решение двух ключевых задач – это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Наступившее время — время перемены мира, нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым столетием. А тем самым образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Но наша историческая память помнит и иные времена, когда образование, как система, было у своих истоков, когда только начинали формироваться методики и направления деятельности, оформлялась структура педагогического процесса. Фундамент педагогической мыли, заложенный выдающимися учеными, педагогами, методистами, учителями прошлых столетий является и поныне незыблемой основой для людей современных. Развитие организационных, методических и воспитательных традиций русской и советской классической школы доказывается историческими примерами роста качества образования при обращении к традиционным методам обучения. О том, как же в 21 столетии согласуется традиционное образование и школа современных технологий в Веселовском районе мы побеседовали с заведующим Отдела образования Администрации Веселовского района Т.В. Олексюк.
— Добрый день! Татьяна Васильевна, прежде чем мы начнем с Вами беседу о современном образовании, хотелось бы вспомнить, с чего все начиналось и как происходило становление системы образования в Веселовском районе.
— В архивах 1937 года содержатся ценные данные об истории образования Веселовского района, формировании важных социальных институтов того времени, в том числе и о работе неполных средних и начальных школ. Во время немецкой оккупации 1943 года на территории Веселовского района было полностью разрушено 11 образовательных заведений и повреждено здание Веселовской школы. Вместе с тем, руководители и учителя школ, по мере освобождения населенных пунктов, участвовали в ремонте зданий, собирали и изготавливали наглядные пособия для своих учеников, которых стало значительно больше. В наш район из других территорий, освобожденных от немецкой оккупации, прибывали дети, пострадавшие от военных действий. При РайОНО была введена штатная единица инспектора по охране детства.
В 1944 году на основании постановления Совнаркома СССР, в целях обучения сельской молодежи и подростков без отрыва от сельскохозяйственных работ в Веселовском районе были открыты вечерние неполно-средние школы, а также начальные школы. В 1944-1945 в 44 школах района обучалось 4828 учащихся. Были организованы поставки наглядных пособий, учебников, канцелярских принадлежностей. Были созданы пришкольные участки, отремонтированы и оснащены детские дошкольные учреждения, ясли. На протяжении последующих лет в районе увеличивается количество начальных, неполно-средних школ, утвердилась сеть школ сельской молодежи, открылся школьный интернат в Веселом, был построен районный детский сад. Также, в период летних каникул, в районном центре проходили месячные сборы неграмотных и малограмотных призывников при Веселовской средней школе, были введены в педагогическую практику экзамены и переводные испытания. Силами учащихся проводилось массовое озеленение школьных дворов, была организована систематическая работа на пришкольных участках. В соответствии со сметными ассигнованиями пополнялись школьные библиотеки. Во всех хуторах района функционировали детские сады, заведующими велась деятельность по улучшению воспитательной работы, организовывались занятия с воспитателями по изучению краткого курса «О воспитании детей». К 1950 году сеть школ в районе была представлена 50 учебными заведениями, в которых обучалось 6007 детей.
По особенному почетным был учительский труд в те годы. Учителям, прибывшим по путевкам ОблОНО, выплачивались денежные средства «подъемные» за счет сметы РайОНО. В соответствии с инструкцией «О порядке представления к награждению орденами и медалями СССР учителей за выслугу лет и безупречную работу», по решению Веселовского районного Совета депутатов трудящихся были представлены к награждению Дробинский Петр Павлович, директор Верхнее-Хомутецкой НСШ, «Орденом Ленина» награжден Лахостский Павел Иванович, инспектор Веселовского РайОНО, орденом «Знак Почета» Сусенко Степан Григорьевич, директор Веселовской средней школы, медалью «За трудовое отличие» Белоконь Василий Лукич, учитель Красноармейской средней школы и Изюмский Виктор Михайлович, учитель Маныч-Лесхозской начальной школы.
В целях поощрения лучших учителей и руководителей школ района, добившихся выдающихся успехов в деле воспитания и обучения учащейся молодежи на районную «доску почета» были размещены имена передовых учителей: Лысенко Евдокии Ивановны, учительницы Веселовской начальной школы, Сторожко Веры Павловны, заведующей начальной школы х. М.Таловка, Поцелуевой Анны Андреевны, учительницы начальных классов Веселовской средней школы, Лебедева Алексея Платоновича, заведующего начальной школой х. Верхние Хороли, Белан Марии Григорьевны, директора Верхнесоленовской семилетней школы, Бобровой Елены Кирилловны, преподавателя математики Верхнесоленовской семилетней школы, Дробинского Петра Павловича, директора В. Хомутецкой семилетней школы, Федорина Дмитрия Петровича, директора Казачинской семилетней школы, Багно Клавдии Константиновны, учительницы начальных классов Веселовской средней школы.
Начавшее свой отсчет новое десятилетие ознаменовало свой ход различными знаковыми событиями в развитии и становления системы образования Веселовского района. Был организован подвоз детей далеко живущих от школ. Осуществлялся капитальный и текущий ремонт школьных зданий, пополнялся фонд школьных зданий за счет нового строительства. В большинстве сельских советов были созданы необходимые жилищно-бытовые условия для приезжих учащихся путем размещения их в школьных интернатах и благоустроенных квартирах. Образовательные учреждения пополнялись квалифицированными кадрами, за счет продвижения учителей – заочников начальных школ и в порядке совместительства, охвата заочным обучением учителей, не имеющих педагогического образования, организации месячных курсов учителей начальных классов. Каждый учитель обеспечивался благоустроенной квартирой и запасом топлива (угля).
В целях обеспечения всеобщего семилетнего обучения и дальнейшего расширения среднего образования полностью и повсеместно вовлекались в школу все дети и подростки с 1 по 7 класс включительно, переводились в 5 классы дети, окончившие начальную школу, привлекались в школу учащиеся 5-7 классов, которые в истекшем году прекратили посещать школы.
В 1951 году при Кировской семилетней школе был открыт интернат на 15 мест, улучшены материально-бытовые условия инспекторов школ, в средних школах организованы учебные кабинеты по биологии, физике, а в семилетних – по биологии. Также был организован летний отдых учащихся (туристические походы, экскурсии, спортивные игры, физкультурные соревнования, работа в кружках), введен обязательный медицинский осмотр детей при поступлении в школу. Были открыты новые классы-комплекты, средние и начальные школы в хуторах Красное Знамя, Позднеевка, М-Западенка, Ленинский, Свобода, Б-Таловская, Голубовска, М-Зерносовхозский, Веселый, Н-Соленый, Средний Маныч, Красноармейск.
В районе продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения, в этих целях в отделе образования имелся план взаимодействия наиболее подготовленных в методическом отношении учителей и учащиеся 8-9 классов. В целях широкого привлечения женщин-матерей к участию в сельскохозяйственных работах по колхозам, совхозам и МТС были организованы сезонные детские ясли и детские площадки в количестве 44 точек, с наличием 800 мест в них. В детских яслях и садах построены детские площадки для детей.
В связи с малой наполняемостью учащихся в 5-7 классах в 1958 году была реорганизована Садковская семилетняя школа в Садковскую начальную, в связи с сокращением контингента учащихся и оставленного жителями хутора Новый Свет закрыта Ново-Светская начальная школа, учителя трудоустроены в другие школы. На базе Багаевской и М-Западенской начальных школ открыты семилетние школы. На территории района введено обязательное семилетнее образование детей в возрасте от 7 до 14 лет.
К началу 1960-1961 учебного года реорганизованы Свободинская, М-Зерносовхозская, Краснооктябрьская семилетние школы в восьмилетние школы. В районе за счет средств общественности было построено 10 школьных помещений на 560 мест, четыре школьных интерната, обложено кирпичом 4 начальных школы, в 3 школах установлено паровое отопление. В каждой школе имелись столовая или буфет. С 1 сентября открыта начальная школа на втором отделении Багаевского зерносовхоза.
С 1 января 1961 года были объединены детские ясли и детский сад райцентра в Веселовский ясли-сад с 5 группами и наполняемостью 105 детских мест. При Веселовской, Позднеевской, Б-Таловской восьмилетних школах, Красноармейской средней школе, открыты и расширены интернаты для учащихся. Во всех школах района обеспечена организация бесплатных горящих завтраков.
В целях обеспечения развития плана школьной сети, улучшения условий работы школ и перевода в 1962 году всех школ района на односменные занятия в школах велось активное строительство: пристраивались классные комнаты, мастерские, новые здания. Было окончено строительство зданий в Веселовской средней школе и Красноманычской восьмилетней школе. За счет средств колхозов и совхозов района началось строительство пионерского лагеря. В это же время некоторые семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние: Маныч-Балабинская, Ленинская, Багаевская, Краснознаменская, Красноманычская, Голубовская, Казачинская, Поповская и Верхнехомутецкая.
А далее, начиная с февраля 1963 года, Веселовский район прекратил свое самостоятельное существование как территориальная единица и был передан в ведение Зерноградского и Семикаракорского районов. Спустя годы, вслед за вновь восстановленной суверенностью Веселовского района в апреле 1978 года координацию деятельностью 20 учреждений системы образования района берет на себя Отдел народного образования. С 1985 по 1990 годы происходит сокращение числа начальных и неполных средних школ, увеличивается число средних школ. Общее количество школ становится 23. Также происходят и изменения в структуре среднего образования, связанные с началом обучения детей с 6-летнего возраста, а также 11-летним сроком обучения в средних школах. Также за этот период возросло число учащихся с 3250 до 3834 и число педагогических работников до 363 специалистов. Введено в строй пять новых школ: Садковская, Веселовская, Кировская, Красноманычская, Багаевская средние школы, введен в эксплуатацию детский сад № 25 «Сказка» в п. Веселый, открыты хозяйственно- эксплуатационная группа при районном отделе народного образования, станция юных натуралистов, районная фильмотека, районная детско-юношеская спортивная школа.
Начиная с 1993 года вслед за изменениями системы образования по всей стране претерпевает значительные изменения существовавшая структура и в Веселовском районе. Начиная с апреля1995 года, переданы на баланс Набережненской сельской администрации Кировская и Новинская средние общеобразовательные школы, в октябре 1997 года ликвидирован Информационно-прокатный центр, материальные средства которого распределены между Информационно-методическим центром отдела образования и Центром детского творчества, с апреля 1999 года все дошкольные образовательные учреждения переведены на баланс районного отдела образования. В сентябре 2001 года ликвидированы начальные общеобразовательные школы в хуторах Рассвет, Северный, Проциков. С 2002 года была приостановлена деятельность Краснокутской, Казачинской, Верхнехомутецкой, Каракашевской, Свободинской общеобразовательных организаций, ликвидирована хозяйственная группа при районном отделе образования Администрации Веселовского района, понижен статус ряда муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей Веселовский Центр детского творчества путем присоединения к нему муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Веселовской станции юных натуралистов
С ноября 2011 года все муниципальные образовательные учреждения района приобрели статус муниципальных бюджетных образовательных учреждений, муниципальное учреждение районный отдел образования Администрации Веселовского района преобразован в Отдел образования Администрации Веселовского района. В июне 2012 года реорганизованы расположенные на свободных площадях муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений филиалы детского сада № 1 «Колокольчик» детские сады, путем присоединения и открытия на базах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений групп дошкольного образования. На данный момент 2022-2023 учебного года Отдел образования Администрации Веселовского района координирует работу 17 образовательных организаций.
— Татьяна Васильевна, сегодня вопросам качества образования, особенно школьного, уделяется особое внимание. Насколько образование в школах Веселовского района отвечает существующим требованиям? Является ли оно общедоступным для всех слоев общества и категорий юных граждан?
— В настоящее время стратегия развития муниципальной системы образования задана Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 24 года», национальными проектами «Образование» и «Демография», а также муниципальной программой Веселовского района «Развитие образования 2030». Развитие муниципальной образовательной системы охватывает 17 образовательных организаций, в которых обучаются и воспитываются более 3000 детей. Центральное место в обновлении Российского образования отводится общему образованию, которое в Веселовском районе представлено 14 общеобразовательными организациями.
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ведется работа по сохранению единого образовательного пространства страны и формирование системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях. Портфель национального проекта «Образование» составляет восемь федеральных проектов из них, в Веселовском районе реализуется четыре: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание». Итогом реализации данных проектов должны стать создание новой образовательной инфраструктуры, безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание центров дополнительного образования. Школы оснащаются новым оборудованием и широкомасштабным высокоскоростным интернетом. Особое внимание уделяется вопросу обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся. Приятно отметить, что процент обеспечения школьников учебниками составляет 100 %.
Оценка качества обучения — важная часть учебного процесса. За пять лет районный показатель качества знаний увеличился на 2,8 %, а уровень обученности остался на прежнем уровне и составляет 99,4 %. По-прежнему большое значение придается качеству условий осуществления образовательной деятельности и информационной открытости образовательных организаций. В январе-феврале минувшего года независимую оценку с привлечением регионального оператора прошли шесть общеобразовательных организаций, в 2023 году ожидается завершающий этап экспертной оценки для остальных образовательных организаций района. Она прошла на высшем уровне, школы получили высокую независимую оценку экспертного совета по показателям доступности, комфортности, удовлетворенности условиями осуществления образовательной деятельности школ.
— Хотелось бы остановиться на конкретных слагаемых успеха качества образования в нашем районе.
— Все начинается с детской сказки. Развитие образования на дошкольном уровне является одной из ключевых задач образовательной политики РФ. Наша задача не просто гарантировать, а обеспечить каждому ребенку комфортную среду и доступность образования. Флагманом дошкольного образования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Колокольчик» и 4 его филиала с общим охватом 454 воспитанника, в том числе в возрасте от 1,5 до 3 лет — 85 воспитанников. Общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется также в 11 группах дошкольного образования, функционирующих на свободных площадях 9 школ района, которые посещают 186 воспитанников. Благодаря автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» очередность в детских садах в нашем районе отсутствует. В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка качества дошкольного образования определяется не детскими результатами, а качеством образовательной среды. В мониторинге качества дошкольного образования приняли участие все образовательные организации. Разработанный федеральным институтом оценки качества образования алгоритм оценки и параметры оценивания показал, что в дошкольных образовательных организациях Веселовского района планомерно совершенствуются условия для гармоничного, разностороннего развития личности ребенка. Отмечу, что ГДО Позднеевской школы помимо региональных исследований в сентябре 2021 года была выбрана для оценивания качества образовательной среды федеральными экспертами для более глубокого анализа. Благодаря слаженным, профессиональным действиям команды Веселовского района программа оценки качества образовательной деятельности завершена успешно, подтверждение тому выданные сертификаты национального института качества образования.
— Если говорить о системе внешкольного воспитания и образования в районе, как Вы оцениваете уровень внеклассной работы в образовательных учреждениях, а также какая роль дополнительного образования в ней?
— В рамках проекта «Современная школа» в 2021 году, для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и технологического профилей в 10 общеобразовательных организациях района созданы центры образования «Точка роста». Данная ресурсная среда и возможности центров призваны формировать современные компетенции и навыки у детей по предметным областям, а также во внеурочной деятельности и в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Кстати, отмечу, что Садковская и Позднеевская школы в этом учебном году будут участвовать в апробации по внедрению примерных рабочих программ по искусственному интеллекту.
Успешный ученик – успешный учитель. В рамках проекта «Успех каждого ребенка» ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого в процессе реализации конкурсного и олимпиадного движения. Также, одной из форм реализации основных общеобразовательных программ в районе является сетевая форма, реализация которой осуществляется с использованием ресурсов учреждений дополнительного образования Веселовского центра творчества, Веселовской детско-юношеской спортивной школы. Однако, хочется отметить Веселовскую школу № 1, в которой сетевая форма реализации основных общеобразовательных программ осуществлялась с использование ресурсов Донского Государственного аграрного университета, Донского государственного технического университета, а также государственного казенного общеобразовательного учреждения «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»», в частности таким образом осуществлялась консультативно-диагностическая помощь для семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
— Все, кто учился в школе в советское время, а тем более, оканчивал педагогический институт, помнят, как важно для успешного обучения и формирования человека взаимодействие школы и родителей. Треугольник «ученик-родители-школа» всегда считался основополагающим в школьном образовании. Сохраняется ли сейчас такой подход в школе? Каким образом выстраиваются взаимоотношения системы образования с родительским сообществом, с обществом в целом?
— Действительно, устойчивое функционирование и развитие системы образования района полностью зависит от эффективного межведомственного взаимодействия со всеми структурами органов власти, предприятиями и учреждениями, общественными организациями, родительской общественностью. Я уверена, сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество помогут повысить уровень качества муниципального образования и в новом учебном году. Благодаря такому взаимопониманию уже можно отметить определенные результаты: на выделенные из муниципалитета денежные средства, около 16 миллионов рублей, были выполнены ремонтные работы косметического характера и частично капитального в четырех школах. Мы благодарны за помощь Администрации Веселовского района, спонсорам, главам сельских поселений, индивидуальным предпринимателям, руководителям Акционерных обществ, хозяйств, родителям.
— Не секрет, что в Веселовском районе трудится достаточно сильный административно-педагогический состав в образовательных организациях. Многие педагоги посвятили всю свою жизнь школе, детям и остались верны профессии. Их долголетний добросовестный труд отмечен высокими наградами, верно, как и успехи их педагогических коллективов. Как организован процесс наставничества в образовательных учреждениях района?
— Проводником духовных и нравственных ценностей всегда был и остается педагог. Так и одним из важнейших показателей, влияющих на качество образования и воспитания, является профессиональное развитие педагога. Сегодня в образовательных организациях района работают 349 педагогических работников, из которых 223 имеют первую и высшую квалификационную категорию. Важно отметить имеющийся в Веселовском районе штат экспертов по аттестации педагогических работников, который составляет 25 человек. Ежегодно педагоги проходят курсы повышения квалификации. В минувшем учебном году по 9-ти программам федерального оператора Академии Минпросвещения прошли обучение 39 % педагогов. В рамках курсовой подготовки по обновленным ФГОС начального и основного общего образования показатель обученности составил 87 %.
По итогам курсовых мероприятий и оценке предметных и методических компетенций определились тьюторы-методисты региональной системы научно-методического сопровождения педагогов. Это Лариса Ивановна Пащенко, учитель русского языка из Садковской школы и Ноздрань Елена Николаевна, учитель географии из Веселовской школы № 1. На сегодняшний день Лариса Ивановна проводит методические семинары для педагогов Веселовского района по работе с онлайн-конструктором примерных рабочих программ.
Хочу отметить, что многие учителя нашего района уже сейчас достойны занимать высшие позиции в национальной системе учительского роста. Я имею ввиду тех коллег, которые защищали честь района в различных профессиональных конкурсах. Так в 2021-2022 учебном году победителями на муниципальном уровне главного Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Учитель года» в номинации «Учитель» стала Цой Евгения Валерьевна, учитель начальных классов Веселовской школы № 1, в номинации «Педагогический дебют» — Поливанова Виктория Олеговна, учитель начальных классов Веселовской школа № 2, в номинации «Учитель здоровья» — Королева Юлия Викторовна, учитель физической культуры Веселовской школы № 1. Участвуя в областном конкурсе «Учитель года Дона» Евгения Валерьевна Цой в своей номинации стала лауреатом. Поздравляем, и желаем дальнейших успехов Вам, коллеги!
Также необходимо отметить успехи муниципального проекта «Школа молодого педагога», руководителями которого стали Татьяна Анатольевна Леонова, заведующий ИМК Отдела образования и Цыгулева Инга Владимировна, заместитель директора Веселовской школы № 2. За этот год участниками различных методических занятий стали 25 молодых педагогов района. Точкой профессионального развития в минувшем году стало корпоративное обучение большой команды управленцев, в числе которых сотрудники Отдела образования, директора всех общеобразовательных организаций. Весь директорский корпус участвовал в апробации материалов диагностики профессиональных дефицитов управленческих кадров. Новые проекты не позволяют нам долго раскачиваться. На сегодняшний день для управленцев, самая главная задача – разъяснить самим себе и педагогам суть и смысл происходящих изменений в технологиях образования, что в том числе и от профессиональной активности педагогов зависит успех реализации национального проекта «Образование».
— Сегодня, находясь у истоков знакового года для всех педагогов, у вас есть возможность обратиться к своим коллегам со словами поздравлений и напутствия. Что вы им пожелаете?
— Сегодня система образования – одна из самых динамично развивающихся отраслей. Практически ежедневно происходят события, существенно меняющие содержание образовательного процесса, технологии и методику обучения. Но, как и много лет назад, неизменной остается роль учителя – учить и воспитывать детей.
Дорогие коллеги! Разрешите всей нашей команде маленьких умников и умниц, воодушевленных первоклассников, серьезных выпускников, неравнодушных родителей, талантливых и профессиональных педагогов — всем Вам — пожелать успехов и благополучия и благополучия в наступившем году.