Никто не забыт – ничто не забыто!
Традиционно, 30 января, мы вспоминаем тех, кто погиб, защищая хутор Малую Западенку. В этот день состоялся торжественный митинг, посвящённый 79 годовщине освобождения хутора Малая Западенка от немецко-фашистских захватчиков.
Жителей хутора поздравил глава Администрации Позднеевского сельского поселения Андрей Васильевич Покладиев. Он говорил о том, какой ценой досталась нашему народу победа, как трудно пришлось труженикам тыла, детям. Каждый из освобождённых от врага хуторов и станиц нашей страны – это маленький шаг к Победе. Подвиг нашего народа не должен быть забыт.
К хуторянам обратился атаман станичного казачьего общества «Позднеевское», начальник сектора ГКУ Ростовской области «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами Весёловского района Юрий Викторович Горячев. Он говорил о том, насколько важно сегодня помнить о войне: «В современном мире, к сожалению, пытаются переписать историю Великой Отечественной. Мы не должны допустить, чтобы наши внуки не знали, кто взял Берлин и освободил мир от коричневой чумы. Мир сегодня на пороге войны, нужно сделать всё, чтобы она никогда не повторилась».
Во время митинга звучали стихи, подготовленные учениками Малозападенской СОШ.
Хуторяне минутой молчания почтили память павших в боях за Родину, возложили венки и гирлянду на братскую могилу.
На мемориальных плитах братской могилы 204 фамилии. На самом деле погибших было гораздо больше. Местные жители называли более 1000 погибших. В Книге памяти Весёловского района говорится о 642 погибших солдатах и офицерах. В 2021 году по инициативе Позднеевской сельской администрации с правой стороны Братской могилы были добавлены мемориальные плиты с именами 495 погибших. Историческая справедливость восторжествовала. Никто не забыт – ничто не забыто!
Более сорока лет в школе ведётся поисковая работа. За эти годы коллектив школы получил много писем ветеранов, их родных и близких. Пишут внуки и правнуки солдат, погибших при освобождении хутора. Они хотят знать, как погибли их отцы, деды, прадеды. Есть в музее письма солдат, переданные нам их родственниками. Ни одно письмо не остаётся не отвеченным. Мы бережно храним такие письма. Они помогают нам представить события тех январских дней. Представляю их вам.
«Здравствуйте! Пишет Вам внучка захороненного в братской могиле солдата Сенина Ивана Афанасьевича, Харьковец Татьяна Викторовна. Пишу по просьбе своего отца Сенина Виктора Ивановича, ему сейчас 84 года. Он очень хочет получить информацию о том страшном бое, в котором погиб его отец. Я нашла очень много информации у вас на сайте, но хотелось бы получить информацию от очевидцев. Если есть такая возможность отправить заметки из воспоминаний, фотографии ваших стендов, посвященных 75-летию Победы. Понимаю Вашу рабочую загруженность, сама являюсь руководителем школы, буду Вам очень признательна. С праздникам Вас и ваших сотрудников!»
6 мая 2020 года
«Здравствуйте, мои родные. Скоро год, как я ушёл в армию. Год, как я никого из вас не видел, хочется всех повидать, поиграть с ребятами. Валя с Люсей, наверное, знают новые песни и поют их. Выросли обе большие и стали умными. Как хочется обнять Юрика. Ну, да ничего, придёт время, и я увижу вас вновь, и наиграемся вдоволь. Я жив и здоров, работаю в другой части, хотя на такой же работе, как в Сертполку. Привыкаю к новым порядкам, знакомлюсь со всеми. И здесь в новой части буду стремиться как можно больше истребить фашистских гадин и делать все, что от меня зависит, чтобы все бойцы дрались с большей ненавистью и ожесточением».
Николай Власов декабрь 1942 года
Власов Николай Павлович — капитан, погиб при освобождении Малой Западенки. 40 лет с нами переписывалась его дочь, Малая Валентина Николаевна. Сегодня её уже нет с нами. Она часто приезжала на могилу отца, посадила здесь Ярославскую берёзку, каждый год писала нам письма, поздравляла нас со всеми праздниками. Она знала многие поколения хуторян и была для нас родным человеком. Одно из её писем:
«Здравствуйте, мои дорогие западенцы! С Новогодними поздравлениями обращаюсь ко всем хуторянам и педагогическому коллективу, всем детям из далёкого Ярослава в лице Малой Валентины Николаевны. Не все слыхали о ней, а кто-то из хуторян помнит меня с 1975 года, когда я впервые приехала в ваш хутор, узнав, что мой отец, Власов Николай Павлович, захоронен в братской могиле хутора. Чувства, которые охватили меня тогда, трудно передать словами: я плакала от радости, что наши поиски оказались ненапрасными, а горе от того, что его с нами больше нет, всколыхнулось с новой силой. Мы очень благодарны учительскому коллективу, директору школы, Ю.Н. Круглову, положившему начало поисковой работе в школе, семьям Можаровых, Сысоевых, Поповых, Озерных. Благодарны детям, которые ухаживают за братской могилой, спасибо за то, что хуторяне смогли реконструировать памятник погибшим за хутор бойцам. Спасибо за то, что каждый день Победы и день освобождения хутора вы собираетесь здесь почтить память освободителей нашей земли».
Малая Валентина Николаевна г. Ярославль 30 декабря 2017 г.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам вдова Гвардии капитана Устьянцева Василия Павловича, помощника начальника штаба 72 Гвардейского полка 24 Гв. Стрелковой дивизии. Мой муж погиб и похоронен в 2 км от хутора Малая Западенка. Об этом мне написал его сослуживец, гвардии капитан Сенцов. Вот что он пишет: «Мы со Сталинграда были направлены по течению Дона, с боями заняли Котельниково и другие населённые пункты: Цимлянскую, Багаевскую. На подходе к Ростову, не встречая сопротивления, наш полк оторвался от остальных, мы ушли далеко вперёд и оказались в тылу у немцев. Когда мы это обнаружили, капитан Устьянцев сообщил в штаб дивизии. Пришёл приказ окопаться и принять бой, но уже было поздно: немцы прислали два самолёта, и они обстреляли наши боевые порядки. Это было на рассвете. Прямой наводкой из самолётов была убита вся батарея и в том числе гв. Капитан Устьянцев. После боя тыловые подразделения подобрали раненых, а убитых похоронили в 3-4 км. От деревни Малая Западенка. Это открытая местность, около просёлочной дороги в деревню. Убитых было человек 200-300.
Прошу вас, ухаживайте за этими могилами. Там лежат те, кто хотел жить, но не пожалел своих жизней ради нашего счастья. Они отстояли нашу Родину».
Клавдия Филипповна Устьянцева г. Свердловск 1 мая 1983 года
«Здравствуйте, дорогие товарищи. Я – майор в отставке, Левандовский Лев Антонович – бывший разведчик морской пехоты. Воевал под Сталинградом, потом в 24 Гвардейской Евпаторийской СД, в 71 полку. Девять языков взял сам, 13 – с товарищами. Награждён семью орденами, медалью «За боевые заслуги». Имею 3 ранения, 3 контузии. Я участвовал в бою за освобождение вашего села Малая Западенка и получил там своё первое ранение и контузию. В боях за ваше село погибло много моих боевых товарищей и среди них – мой самый дорогой друг – побратим – Коля Мерзлов, с которым мы вместе служили в полку морской пехоты под Сталинградом, а потом в разведвзводе в 71 полку. Я хотел бы узнать, кто ещё из наших хлопцев захоронен в вашем селе? Приезжали ли их родственники на могилу? Есть ли их адреса? Я уверен, что за этой могилой хороший уход…Прошу извинить за почерк: контузия».
С уважением, Левандовский Л.А. город Брест, 14.02 1992 года
«Дорогие ребята! Получил ваше письмо. Спасибо вам за него. Нас, ветеранов войны всегда трогает и волнует по-хорошему, когда мы получаем письма от подрастающего поколения. Каждое такое письмо – свидетельство того, что вы помните, какие жертвы принесли, какой труд вложили ваши отцы и деды, чтобы отстоять свободу и независимость нашей Родины, чтобы вы могли жить и учиться сейчас. Они, ваши письма, ещё и свидетельство того, что не такой уж беспамятный у нас народ, чтобы забывать, какие мучения и жертвы перенесли прошлые поколения для того, чтобы построить фундамент народного хозяйства.
Теперь о моей просьбе. Я был рядовым разведчиком 24 Гв СД генерала-майора Кошевого с конца 1942 года, когда наш эшелон моряков-добровольцев прибыл в город Рассказово Тамбовской области и влился в состав дивизии, которая проходила там переформирование. Боевое крещение мы получили в середине декабря на реке Мышкова. И дошёл я в составе дивизии до Новочеркасска 12 февраля 1943 г., где остался в госпитале и больше в дивизию не попал. Ваш хутор Западенку не помню, но помню где-то неподалёку от Верхнесолёного у небольшого хутора один полк нашей дивизии попал в танковую засаду врага, понёс тяжелые потери и там погибли командир и комиссар полка. После госпиталя я попал в 4-й Гвардейский Сталинградский механизированный корпус, в составе которого прошёл по всему югу: Донбасс, Кривой Рог, Николаев, Одесса, Ясско-кишинёвская операция, Румыния, Болгария, Югославия, Чехословакия, где и закончил войну. До свидания. Желаю вам успехов в благородной поисковой работе. Будут вопросы – пишите, без ответа не оставлю».
Попов
«Дорогие юные друзья! Горячо поздравляю вас, ваших родителей, скромных и великих тружеников – ваших учителей с праздником. Благодаря вашим усилиям открыты многие страницы истории дивизии. Мы сердечно благодарны вам, юным, за поиски и открытия, за работу по сохранению памятников, мемориальных знаков и могил наших однополчан. Ныне вызывает глубокое возмущение безответственные попытки людей, смеющих называть себя историками, бойких журналистов, которые чернят и фальсифицируют историю Великой Отечественной войны, оскорбляют память наших воинов-героев, поют дифирамбы предателям и изменникам. Наш долг – дать решительный отпор клевете на наш народ и на воинов-победителей, сохранив правду о славных подвигах советских людей в боях с врагами всех мастей.
Искренне желаем вам, юные друзья, доброго здоровья, верности своему народу, настоящей дружбы, счастья в жизни и героико-патриотической деятельности на благо своего народа и Родины. Крепко вас обнимаем!»
Председатель Совета ветеранов-однополчан 24-гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии Ю. Кириленко. 9 мая 1997 года.
Наш хутор освобождала 24 Краскознамённая Евпаторийская ордена Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия. В ней зимой 1943 года воевал Юрий Бондарев. Он был тяжело ранен под Котельниково. События той зимы описаны им в романе «Горячий снег». Через несколько дней после Котельниково дивизия с боями освободила и наш степной хуторок. Бои за него длились с 18 по 30 января. Ни за один из посёлков Весёловского района не погибло столько солдат, сколько погибло при освобождении Западенки. Хутор 8 раз переходил из рук в руки. Самый тяжёлый бой был 27 января. Тогда на хутор немцы бросили 100 танков. Разведчики предупредили жителей, чтобы они уходили за реку Маныч (она находится в 5 км севернее хутора). За Манычем стояли наши зенитки. В хуторе Красное Знамя (он 12 км южнее хутора) – немцы. Был дан приказ взять хутор штурмом. Бойцы дивизии безуспешно пытались это сделать. Между Манычем и хутором было озеро Западенское. На карте было показано, что оно заросло камышом. Немцы выжгли камыш, и солдаты оказывались в открытом поле под огнём пулемётчиков. В ночь на 30 января пошёл сильный дождь, а к ночи ударил мороз. Всё обледенело. Многие раненые замёрзали.
Из воспоминаний Болдыревой Е.Ф. «Была морозная погода с пронизывающими ветрами. Как это часто бывает в нашей местности в январе, днём прошёл проливной дождь, а ночью ударил мороз. Шинели, телогрейки на бойцах замёрзли, стали грубыми, как фанера. Обогреться же было негде и некогда, так как бои не прекращались. Местные жители помогали бойцам. чем могли: перевязывали и лечили раненых, прятали их в подвалах. Озеро, которое несколько раз переходило из рук врагов в руки советских солдат, было красным от пролитой крови…»
В этих нечеловеческих условиях сражались советские солдаты. Но они выстояли. 30 января, к вечеру немец был отбит. Дивизия перейдя через Маныч назад, ушла по правому берегу на х.Усьман. Как вспоминали местные жители, озеро было красным от пролитой крови. В разрушенный хутор вернулись женщины и дети. Потихоньку стали собирать погибших и свозить их на подводах в центр хутора. В парке вырыли большую траншею, туда укладывали солдат. У кого были документы, записывали.
Вторая могила была за озером. Её делала похоронная команда дивизии. После войны, в 1953 году из-за озера солдат перезахоронили в центр хутора. За могилой ухаживают школьники, местные жители, сельская администрация.