Приближается самая трагическая в истории нашей страны дата. 79 лет назад, 22 июня 1941 года жители нашей страны лицом к лицу встретились с вероломным и жестоким врагом. И эта встреча изменила жизнь как того поколения, которое вело битву за свободу, так и их потомков.
Вере Григорьевне Пономаренко было 16 лет, когда она наравне с взрослыми работала в шахте на Украине, где тогда жила вся её родня. Когда через три года началась война, там же на шахте и обучали девчат тому, как выносить раненых с поля боя.
Вера ещё не видела гитлеровцев, но, как и все знала, что они несут смерть и разрушение и смерть, и вместе с другими, в едином порыве ненависти к врагу и любви к родной земле после тяжёлой работы шла рыть окопы и траншеи.
Повестку принесли 16 июня 1943 года. На другой день с сумочкой, которую собрала её тётя (родителей к тому времени не было в живых), Вера пришла в военкомат. Выстроили в шеренгу 200 девчонок, которым бы ещё на танцы ходить, песни петь в сельском клубе, да рассветы встречать. Плачут матери, голосят, да война есть война. Тут же всех отправили на фронт.
В одном из селений Харьковской области, где собралось большое количество будущих защитников Родины, отобрали 13 девчат, в том числе и Веру, и 13 мужчин, и повели дальше. Идут новобранцы по пыльной дороге, вдруг слышат, как одна из женщин, встретившихся на пути, сказала: «На бойню ведут». И точно. То там, то тут стали разрываться снаряды. Фронт совсем рядом. В четвёртом отделе выдали девчатам санитарные сумки и побежали они навстречу пулям, крови и стонам.
— Тяжелораненых таскали на плащ-палатках — вспоминала Вера Григорьевна — кто мог передвигаться, подставляли своё плечо. Конечно, страшно было. Особенно поначалу. Но нашим солдатикам было ещё страшнее. Жалко их было. Сколько молодых жизней осталось там, на поле. Наша 228-я дивизия вела тогда жестокие бои. Немало полегло и моих подруг рядом с бойцами. Вечная им память. Меня смерть обошла стороной. Только однажды контузило сильно. В медсанбате не долго была, отставать от своих не хотела. Правда, долгое время из-за контузии ничего не слышала. Отпускало постепенно.
Наступая на пятки немцам, полк, в котором служила Вера Григорьевна, дошёл до Вены. А там собрал командир санитарочек, поблагодарил за службу и приказал возвращаться домой. Хотелось мужественному солдату сохранить молодые девичьи жизни. Ведь им ещё детей рожать, воспитывать для будущего мирного общества. А в том, что войне скоро конец, сомнения уже никакого не было.
Домой Вера вернулась в конце 1944-го. Долго мучилась головными болями — давала знать контузия. А с возрастом стала глохнуть. Работала в колхозе, а после войны, вместе с другими переселенцами приехала в хутор Красный Маныч. Вышла замуж, родила сына. Но наступил 1973 год, и пришло в её дом горе: в феврале умер муж, а в марте -утонул сын, оставив бабушке Вере двух внучат — Юру и Виталика. Выросли внуки, правнуки… Они по праву могут гордиться своей бабушкой и прабабушкой, чья нелёгкая жизнь, опалённая войной и горем, достойна преклонения.
Материал предоставлен Весёловской Центральной библиотекой