X

Главная » Главные новости » Врачеватель мелодичной речи

Врачеватель мелодичной речи

   Говорить правильно и красиво — это не просто умение, а настоящее искусство. И подвластно оно, к сожалению, не всем. Хотя, немало и тех, кому «красота речи» была дарована природой. Но, а что же делать остальным? Неужели их удел молчание или односложные высказывания? Конечно же, нет. Ещё в Древности, учёные, философы, врачи изучали особенности речевых проблем человека. И уже тогда появились первые рекомендации и упражнения для языка. Люди понимали, человек, говорящий красиво и правильно способен только одним голосом и словами изменить мир. А значит, учиться умениям слаженной речи необходимо начинать как можно раньше.

   Достаточно остро проблемы красивой и связной речи обозначились с развитием прогресса и современных технологий. Компьютеры и интерактивные гаджеты заменили нынешним детям и взрослым чтение книг и общение, не говоря уже о разучивании стихов и посещении театральных кружков. И как следствие, с пугающей прогрессией увеличивается количество детей с речевыми патологиями и особенностями развития. Без помощи специально обученных людей эту проблему становится решить всё сложнее. Начиная с 1933 года, в нашей стране ведётся научная работа по коррекционной педагогики и дефектологии, зарождается логопедия, как наука. Спустя десятилетия, профессия логопеда сформировалась в социально-значимую деятельность, вменив специалистам, в том числе и смежные знания из области психологии, дефектологии, физиологии и языкознания. Действующая Национальная ассоциация логопедов, Ассоциация родителей и детей с дислексией, Союз дефектологов России, ассоциации учителей-логопедов в регионах и иные профильные специалисты работают над исправлением разнообразных нарушений речи, как у детей, так и у взрослых: дефектов произношения, темпа и тембра речи, неспособности произносить отдельные звуки или их сочетания и другими.

Сейчас логопедическая помощь и поддержка осуществляется на всех стадиях образовательного процесса и в образовательных организациях любого типа. Учителя-логопеды — это не случайные люди в профессии. Только человек с добрым сердцем, отдающий своё тепло и знания, с уважением относящийся к своим ученикам и умело направляющий их по пути устранения речевых дефектов, сможет найти себя в этом деле.

   Более двадцати лет оказывает коррекционную помощь детям Елена Викторовна Зерникова, старший воспитатель, логопед-дефектолог детского сада № 2 «Сказка»  Весёловского района. За свой солидный педагогический стаж ей удалось направить многих детей в нелёгком деле – «говорить правильно и красиво», создать свою систему индивидуальных занятий на пути к без барьерному общению. В преддверии Международного дня логопеда, Елена Викторовна согласилась рассказать нам о своей профессии и дорогих учениках.

— Добрый день! Елена Викторовна, Ваша профессия из молодых и развивающихся специальностей, как Вы пришли в неё?

— В профессии я оказалась по воле случая. Ещё с юных лет, я любила детей и мечтала стать учителем начальных классов, как моя первая учительница — «Отличник народного просвещения» — Головчанская Нина Ивановна. Поэтому, после окончания Верхнесолёновской школы я поступила в Зерноградский педагогический колледж. Наш факультет имел дополнительную специализацию «Логопедия», но для меня на первом месте тогда было освоение основной программы по профилю «Учитель начальных классов». Профессия логопеда в начале 90-х была туманна и нова, полностью отсутствовала в деятельности государственных образовательных организаций. Поэтому и первое высшее образование я получала по специальности «Учитель начальных классов». Безусловно, на тот момент именно это направление было для меня ведущим, так как некоторое время я работала учителем начальных классов в Верхнесолёновской школе. Но уже тогда я начала обращать внимание на детей, с особенностями речевого развития, старалась помочь им между уроков. Через некоторое время, в связи со сменой жительства, я вышла на новое место работы в детском саду № 2 «Сказка» посёлка Весёлый. Моей новой должностью оказалась вторая приобретённая профессия логопеда. И как ни странно, она пришлась мне настолько близкой и увлекательной, что мысли вернуться в школу больше меня не посещали. Я нашла себя, своё призвание.

— Расскажите, чем приходится заниматься учителю-логопеду в детском саду.

— Существуют общеизвестные критерии возрастного развития ребёнка. Если в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических и иных процессов, следует уже обращаться к специалистам. Логопедические занятия в детском саду организуются с целью оказания коррекционной помощи детям в возрасте 4-7 лет, имеющих различные речевые нарушения. Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, для коррекции различных видов речевых нарушений. За годы моей практической деятельности уже сложилась определенная система работы с детьми, разработаны методические рекомендации, имеется достаточное количество практического материала, обеспечивающих индивидуальный и системный подходы.

— Если говорить о речевом развитии ребёнка, что должно насторожить родителей, чтобы они обратились к специалистам?

— Во-первых, уже с трёх месяцев ребёнок должен реагировать на обращённую речь, улыбаться, гулить. С шести месяцев лепетать, а в полтора года говорить самые простые слова и выполнять простые команды. В два года малыш должен произносить более-менее правильно около 300 слов, строить короткие фразы. А в три года ребёнок должен говорить разборчиво, понимать объяснения. Конечно, нельзя забывать об индивидуальных особенностях ребёнка, характере, разных условиях воспитания и иных социальных факторах. Всё это должно учитываться. И всё-таки, если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к соответствующему специалисту. Чем раньше будет начато лечение задержки развития речи у ребёнка, тем скорее будет сформировано правильное становление устной речи, а впоследствии формирование и письменной. А соответственно, у ребёнка будет больше шансов к школе ничем не отличаться от своих сверстников, учиться наравне со всеми.

— Современные профессиональные стандарты предъявляют высокие требования к педагогической деятельности. Какие условия приходится соблюдать учителю-логопеду детского сада?

— Самообразование педагога всегда было непременным условием профессионального роста. А в нынешних условиях, систематическое повышение квалификации педагогических кадров, является обязательным условием непрерывного образования любого педагогического работника. Эти требования предъявляются и к учителю-логопеду детского сада, который в своей деятельности должен применять современные педагогические технологии и методы, владеть развернутыми коммуникативными навыками, осваивать смежные области знаний. В моём педагогическом портфолио имеется два диплома о высшем образовании, в том числе по специальности «учитель-логопед», я систематически прохожу курсы повышения квалификации и переподготовки, имею квалификацию дефектолога.

— Елена Викторовна, последние десять лет педагогической деятельности Вы совмещаете с административной работой, являясь руководителем филиала. Как Вам удаётся совмещать два совершенно разных направления?

— В моей работе был период, когда ставка учителя-логопеда попала под сокращение. Около года я работала воспитателем, а потом меня назначили на должность руководителя филиала № 2 «Сказка», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 «Колокольчик», которая несколько позже была упразднена в должность старшего воспитателя. Всё это время я не оставляла любимого дела, поддерживала деток с нарушениями речи. А с 2017 года, когда вновь была возобновлена работа учителя-логопеда в детских садах, я продолжила занятия с детьми. Безусловно, порой бывает непросто сочетать эти два направления, так как каждое требует серьёзного внимания и решения важных задач. Но в силу того, что они оба мне близки, я люблю детей и свой детский сад, у меня великолепный коллектив и руководство, работа ладится и получается. Также ключевую роль играет и систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Мне, как старшему воспитателю, присвоена высшая квалификационная категория, также являюсь экспертом мониторинга качества дошкольного образования.

— Не секрет, что Ваша работа требует больших энергозатрат, как восстанавливаете внутренние ресурсы?

— Новые силы я черпаю в семье. С мужем мы прожили вместе более двадцати лет, воспитали двоих детей. Теперь они являются моими первыми помощниками в реализации творческих замыслов, за что я им очень благодарна. Также, большой энергетический заряд дают новые достижения моих воспитанников и педагогов.

— 14 ноября мир празднует Международный день логопеда. Какие пожелания Вы хотели бы адресовать своим коллегам?

Счастья, мира и терпения, лучистых улыбок, исполнения всех планов и задуманного. Живите с верой в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на Вас. И пусть все задачи Вам будут по плечу! С праздником, коллеги!

Поделиться:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта