Начало нового учебного года — это всегда праздник книг, цветов, друзей, улыбок, света. Время, когда после летнего отдыха для всех школьников страны звучит первый звонок, провозглашающий новый учебный год, и дети возвращаются за парты. Этот заливистый звонок — по-особенному волнующий для делающих первый шаг в страну Знаний первоклассников, а также для всех выпускников, стоящих у финишной прямой нового этапа своего пути — храним мы в памяти всю жизнь.
И сегодня мы поговорим об одном из таких важных рубежей – об учёбе в начальной школе. А проводником в этот таинственный, волшебный, беззаботный мир, окутанный любовью и особым теплом «классной мамы» — станет первая учительница 4 «Б» класса – Светлана Васильевна Кореневская. Вот уже более 40 лет с именем учителя связаны первые робкие шаги её учеников в мир знаний, научных и творческих изысканий, удивительных открытий и первых школьных побед. Она крепко держит своих малышей за руку на пороге школы, вселяет уверенность, раскрывает таланты, помогает научиться уверенно плыть в океане знаний, ориентироваться в море наук. Но какой же он, первый учитель? Что вдохновляет его на преданный самоотверженный труд?
— Светлана Васильевна, поделитесь, что Вас привело в такую непростую, но, несомненно, интересную профессию?
— Вероятно, это произошло ещё в детстве. Уже тогда мне нравилось возиться с детьми, играть с ними на улице, и в школе. А осознав то, что когда я рядом с детьми мой мир наполняется яркими красками, пришла уверенность в будущем выборе профессии. Так, после окончания обучения в школе, я поступила в Каменское педагогическое училище на факультет физического воспитания.
— Помните ли Вы своего первого учителя?
— Конечно. Маленькая, стройная, с темными волосами. Звали её Татьяна Васильевна. Мы все её очень любили. Молоденькая учительница, только пришедшая из педучилища, а нас около 40 учеников. И все слушали её затаив дыхание. Как она справлялась? – до сих пор загадка.
— Как Вы оказались в Весёлом? С какими воспоминаниями связано то время?
— По окончании педагогического училища, в 1978 году, по распределению я приехала в только сформировавшийся Весёловский район. По распоряжению районного отдела образования, меня направили в хутор Верхний Хомутец, где я работала в восьмилетней школе на протяжении трёх лет учителем физкультуры и вожатой, а также вела физику и биологию. В тот год много молодёжи приехало работать в школу, да и детей училось без малого 36. В числе молодых специалистов прибыла и Лидия Васильевна Беликова. Вместе мы дружно работали, жили на съёмной квартире. Спустя некоторое время, я встретила своего будущего мужа, и мы сыграли свадьбу. А ещё через год родился наш первенец – сын Паша. Потом состоялся переезд в районный центр, где мужу дали от колхоза квартиру. Я попросила о переводе в центральную школу и в 1985 году была принята в Весёловскую восьмилетнюю школу на должность учителя физической культуры.
— В какой момент начальная школа стала Вашим путеводным маршрутом на профессиональном пути?
— Моё первое прикосновение к волшебному миру начальной школы происходит как раз в период работы в Весёловской восьмилетней школе. На время ухода одного из учителей в декрет, мне предложили выйти на замену и взять классное руководство в одном из начальных классов. Тогда и произошло то судьбоносное знакомство с моими будущими наставниками, учителями начальных классов – Марией Андреевной Берендальд и Людмилой Ивановной Павленко. Они взяли надо мной шефство: проверяли планы, подсказывали, как лучше построить тот или иной урок, приходили ко мне на уроки, давали рекомендации. В свою очередь, мне тоже посчастливилось посетить уроки Людмилы Ивановны Павленко, ставшие для меня судьбоносными открытиями. Зажигающие энергией, оптимизмом, мастерством — эти уроки я помню и сейчас. Они побудили во мне стремление быть учителем начальных классов, развели негаснущий костер любови к начальной школе.
— Расскажите о своих первых выпускниках. Отличались ли они чем-то от современных учеников начальной школы?
— Своих первых выпускников я учила с первого по четвёртый класс. На тот момент я только вышла из второго декрета и привыкала к новому коллективу Весёловской школы № 1, который очень быстро стал для меня родным. Я начинала свою работу в новой школе с группы продленного дня. Но вскоре, из-за нехватки учителей, мне предложили взять в работу первый класс. Безусловно, для меня это было очень ответственно и волнительно. К тому же, мой старший сын тоже шёл в том году в свой первый класс. И вновь помогла справиться со всеми сомнениями, ставшая уже для меня наставником, завуч и учитель начальных классов, Людмила Ивановна Павленко. И я не ошиблась в своём решении, моя профессия стала моей судьбой. Я живу школьными заботами, педагогика мне по душе. С 1989 года, без перерывов, я веду начальные классы. Уже мои первые ученики приводят ко мне в классы своих детей. И хочу заметить, сейчас, как и тогда, дети практически не изменились. Они такие же любознательные, активные, добрые, смекалистые. Хотя, есть и разительная разница – это стремительное появление в нашей жизни информационных технологий. Нынешние дети уже рождаются с навыками коммуникации, с удовольствием показывают и учат общению с гаджетами и компьютерами своих взрослых наставников.
— Можно ли сказать, что упомянутые Вами специалисты повлияли на ваше становление как профессионала? Можно ли этот список благодарностей продлить?
— Безусловно. И ещё раз мне хотелось бы отметить тех учителей, которые работали в Верхнехомутецкой школе. Во многом благодаря им я осталась в профессии. Спасибо всему коллективу за то, что я осталась в школе работать. А тогда добираться было в хутор непросто. Разбитые дороги, транспорта не было, кругом грязь. Я приехала в школу маленькой, худенькой, стеснительной девушкой и меня там поддержали. Меня замечательно там приняли коллеги. Первая меня встретила учитель начальных классов Валентина Александровна Крайнюкова. Она была рядом все мои годы работы в школе. Активно помогала мне на новом месте работы в Весёловской школе №1 Алла Егоровна Курбатова. В решении любого вопроса всегда помогают и подсказывают наши административные работники. Я восхищаюсь мастерством и профессионализмом Ольги Владимировны Беркун, Ирины Викторовны Шемякиной, Анастасии Генриковны Голеневой. Сколько у них энергии и таланта! – не передать словами. Они младше по возрасту, но всегда такие организованные, умные, знающие, отзывчивые. Также нам всем очень повезло с директором. Галина Фёдоровна Евдокимова всегда с пониманием откликается на все просьбы, она поддерживает коллектив во всех его начинаниях. Огромное ей человеческое спасибо за умелое руководство нашим большим энергичным педагогическим сообществом, в котором работают поистине отзывчивые, умные, творческие специалисты.
— Легко ли быть первым учителем?
— Нелегко… первым учителем быть нелегко. И особенно сложно приходится в первые дни первого класса. Детям совсем не просто перестроиться к новым требованиям после детского сада. И требуется от них действительно очень много. Даже, казалось бы, просто высидеть 35 минут урока, а нужно приложить столько усилий, да и дисциплина не всегда поддается, сложно её соблюдать. И здесь учителю требуется в несколько раз больше усилий и терпения, чтобы суметь поддержать в этот сложный период своих ребятишек. Для каждого первоклассника, школа в первые дни отзывается большими сложностями. Дальше уже становится немного полегче. И учителю также становится легче находить контакт взаимопонимания. А дальше прикипаешь всем сердцем, появляется понимание с одного слова. Дети любознательные, ловят каждое учительское слово. Поэтому у меня никогда с дисциплиной не было проблем. Дети ко мне, а я к ним привыкаю. Становимся своими, родными людьми, второй семьёй. Дети всё за учителем повторяют, что-то спрашивают, рассуждают, как первый учитель, впитывают всё на ходу. И вот они, четвероклассники, наши выпускники. Это достаточно послушные, воспитанные, активные, внимательные, добрые, ласковые дети, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ученикам. Вот только ты, первый учитель, что-то всё волнуешься за их успехи в пятом кассе, наблюдаешь всё время за своими детьми, интересуешься, радуешься их победам.
— И всё-таки, первая учительница, какая она?
— Спокойная, родная, ласковая, отзывчивая, доброжелательная, всегда с улыбкой на лице, переживающая за каждого своего ученика. Она остаётся в памяти навсегда.
— Давайте поговорим о Ваших учениках. Какая она, жизнь современного школьника?
— Нашим ученикам сейчас непросто приходится. Учёба достаточно серьёзная, объёмная. И это не считая домашних заданий и дополнительных занятий. Жизнь современного ученика тяжела. Раньше всё было проще. Но, вместе с тем, их школьная жизнь достаточно насыщенна различными событиями, она захватывающая, интересная. Буквально через пару недель после длительных каникул дети привыкнут к режиму и снова закружатся в калейдоскопе школьных дел, будут каждое утро торопиться на встречу с большой семьёй сверстников. На протяжении обучения дети привыкают друг к другу, они знают, где нужно помочь словом, а где делом. В моих классах не было учеников, которые бы целенаправленно дрались или специально делали на противность друг другу. Сейчас мой класс – это 26 ребятишек, которые живут мирно и дружно, весёлой, любознательной, крепкой семьёй. Они стоят друг за друга в любой ситуации, любят играть на переменах вместе и общаться одним коллективом. Так, одной единой командой они принимают активное участие в различных школьных, классных, районных мероприятиях. Они талантливые танцоры и певцы, футболисты, спортсмены. Каждый в кассе проявляется по своему, будь то «Минута славы» или иные мероприятия художественной самодеятельности, соревнования, вечера общения — всегда проходят на «ура». Один поёт, другой танцует, третий организовывает. Мои ученики – самые лучшие для меня дети. Вместе с тем, они все разные. Бывает, что ребёнку ну никак не дается математика в познании, но он великолепно рисует настоящие картины, у него потрясающий каллиграфический подчерк и чистейшие тетради. В каждом ребёнке сокрыт талант и важно его увидеть, раскрыть, поддержать.
— Если бы Ваш класс был кораблём, как бы Вы его назвали?
— Свой класс я бы сравнила с птицей. Мои ученики такие же активные, общительные, инициативные, парящие только ввысь. А назвала бы корабль «Чайка».
— Какое самое яркое воспоминание из школьной жизни вы бережно храните?
— Их действительно много. И рассказать только об одном очень сложно. Мне навсегда запомнилось счастье встречи со своим первым классом. Да, и каждая такая последующая встреча с моими первоклассниками – это большая радость. Не менее запоминающиеся яркие моменты – это выпускные моих детей. Кстати, 11 лет назад мне доверили учить старшего внука Никиту. Пролетело мимолетно время, и вот, он тоже уже выпускник. Всю его активность вместе с родителями мы направляли в нужное русло. Он вырос хорошим человеком, смог получить крепкие знания, благодаря чему, поступил в военную академию в Москве.
— Кто-то из Ваших учеников выбрал для себя путь педагога?
— Насколько мне известно, их несколько. Это Александр Захаров и Ирина Остапущенко. Вероятно о ком-то просто я могу и не знать.
— В череде трудовых будней, хватало ли Вам времени на собственную семью?
— К сожалению, не хватало. Помню, как привела детей в первый касс и уже сразу их выпускной. Как же незаметно они выросли, возмужали. Они всегда были самостоятельными. Другое дело внуки. Все мои волнения и переживания сейчас сосредоточены на них. Выполнили ли они домашнее задание, всё ли у них получилось, всё ли запомнили. Нам с мужем некогда было особо наших детей контролировать, мы с утра до вечера работали. А сейчас времени в разы больше, я могу своим внуком словом и делом помочь. А родители пусть учат своих детей самостоятельности. Всё в жизни важно и нужно. К слову, мои сыновья окончили 11 классов и выбрали для себя близкие по духу профессии – полицейского и экономиста. И вот уже много лет занимаются любимым делом.
— Имеются и у Вас увлечения, помимо школьных дел?
— Сейчас вся моя жизнь сосредоточена на школе. Никак не приживается мысль, что я уже на пенсии. У меня есть ещё силы, есть энергия нести светлое, доброе в мир. Я уже привыкла за столько лет работы к коллективу, к детям. Это моя семья. Поэтому раньше я особенно никаких сторонних увлечений не имела. А вот с недавних пор, так сложилось, что мне пришлось освоить управление автомобилем. И теперь этот навык является одним из моих увлечений. Также люблю я цветоводство и животных.
— Что бы Вы хотели пожелать своим будущим выпускникам 2025 года?
— Своим выпускникам я пожелаю здоровья. Пусть все их желания исполняются, а они остаются такими же, какие они есть — самые лучшие, самые дорогие, самые любимые. И пусть мои ученики получаю только высокие оценки, радуют своими успехами учителей и родителей. Дорогие ребята, я желаю Вам учиться прилежно – главней всего сегодня это!
Ольга МАРИНИНА