Работы жительницы хутора Спорный Ольги Михайловны Оксюта, представленные на районных выставках, приуроченных к разнообразным праздникам, всегда привлекают внимание. При первом же взгляде на них понимаешь, что выполнены они лет 50-70 назад. Рассматривая выставленные работы, невольно задаёшься вопросом: рукоделие для наших бабушек, прабабушек было увлечением или жизненной необходимостью. Об этом мы поговорили с Ольгой Михайловной.
— Для девушек, девочек, женщин, наших мам и бабушек умение шить, вышивать, вязать было скорее жизненной необходимостью, чем увлечением. Родилась я 3 февраля 1947 года на Украине в селе Забужье Любомского района Волынской области. Родители мои крестьянствовали, жили очень бедно, как, впрочем, и большинство наших односельчан. Женщина во все времена считалась хранительницей домашнего очага, создательницей домашнего уюта. А как создать уют, если в магазинах ничего не купишь, да и лишних денег, чтобы купить, практически не было. Возможности купить нет, значит, надо сделать своими руками. Поэтому с раннего детства девочку учили шить, вышивать, вязать, ткать. Моя мама, Надежда Юрьевна, умела ткать, прекрасно вышивала и вязала крючком и старалась научить меня всему, что умела сама. Начинали мы с вышивки гладью. Говоря современным языком, в наших краях в то время было модно украшать жильё, постельное бельё, одежду вышивкой гладью. Вышивали занавесочки на окна, пододеяльники, наволочки, мужские рубашки, женские сорочки, рушники (полотенца), дорожки, скатерти. Вышитые рушники вешали на зеркала, украшали иконы, дорожки наискось вешали на стены под зеркалом, под фотографиями. Вышивали болгарским крестом ковры, которые вешали над кроватями. Зайдёшь в хату и сразу видно, какая хозяйка рукодельница. Каждая девочка начинала себе готовить приданое лет с десяти, а рукоделию начинали учить лет с пяти. Меня мама сначала научила вышивать гладью. На холстине, которую надо сказать, она сама ткала, рисовала контур цветочных мотивов, и я вышивала. Потом начала учить вышивать болгарским, мы его называли, счётным, крестом. Вышивали одежду, картины, которые оформляли в самодельные рамки и вешали на стену в горнице.
— Для того, чтобы вышить болгарским крестом картину, у сегодняшних рукодельниц есть множество приспособлений. В специализированных магазинах можно купить пяльцы, наборы, в которые входят канва, нитки, схема и сиди, вышивай, получай удовольствие от работы. Если что-то непонятно в процессе работы можно воспользоваться интернетом. А как это было раньше?
— Однажды я увидела вышитую картину у мамы моей подружки – одноклассницы. Попросила её на время и, глядя на эту, уже готовую работу, начала вышивать свою картину. Подобрала канву, нитки и приступила. Да, сюжет получился один в один, но цветовая гамма отличалась: вышивая небо, зелёные листья, облака я использовала нитки немного других оттенков. Считала крестики: в первом ряду десять зелёных крестиков, пять коричневых и так далее. В итоге получилось вроде бы и так, но в тоже время не так. В те времена в наших краях каждая невеста за неделю до свадьбы выставляла своё приданое на показ. Приходили соседи, рассматривали, оценивали мастерство невесты. Правда, постепенно этот обычай стал сходить на нет. Люди стали жить зажиточнее, появилась возможность что-то покупать в магазинах: покрывала, скатерти, занавески, тюль… Не знаю, к лучшему ли это? Мне кажется, из интерьера ушла самобытность, душа дома, появилась безликость. Рукоделие из необходимости превратилось в увлечение. К сожалению.
Во время разговора Ольга Михайловна бережно доставала и показывала свои работы, сожалея о том, что большинство из её работ не сохранились.
— Платья, рубашки, вышедшие из моды, пришедшие в негодность, в своё время просто выбросила. Тогда эти вещи были обыденностью, о ценности ручной работы мы даже и не задумывались. Иногда мои дети, внуки мне говорили: зачем хранишь это «старьё», теперь их отношение к подобным работам меняется, начинают понимать ценность ручного труда. Я с удовольствием бы продолжала заниматься рукоделием и сегодня. Но сказывается возраст, болят руки, плохо видят глаза… К современным рукодельницам хочу обратиться: сохраняйте свои работы, берегите их. Они будут радовать, согревать вашим теплом, вложенным в их создание не одно поколение ваших потомков.