Главные новости, Новости Веселовского района, Образование, Общество

Успешный директор – успешная школа

К юбилею педагога и наставника К.Р. Ибрагимова

С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Директор школы – это лидер педагогического коллектива, лидер в инновационном развитии школы. Он тот, кто знает, куда идет сам и за кем, в том же направлении, готовы идти его коллеги. Таким руководителем для педагогического коллектива Садковской основной школы на протяжении ряда десятилетий является Камиль Рамизович Ибрагимов. Он стал для своих соратников примером мудрости, профессионализма, преданности делу всей своей жизни, а его прекрасные организаторские способности, знание психологии людей смогли увлечь педагогический коллектив общим делом. Его бесстрашие во внедрении нового в учебно-воспитательный процесс, интеграция новаторских педагогических технологий в образование, при условии сохранения лучших традиций школы, представили свои достойные результаты. Многим педагогам Весёловского района известен тот огромный путь, полный взлетов и побед, радостей и горестей, который за три десятка лет пришлось пройти Камилю Рамизовичу со своей школьной семьёй. Вместе с тем, только некоторым известно, что в юные годы молодой специалист не собирался становиться школьным учителем и тем более директором школы. Мечтой его жизни была работа прокурора, но судьба распорядилась иначе, взрастив талантливого педагога и наставника.

Истоки – как всё начиналось

25 августа 1963 года в крестьянской семье Ибрагимовых появился на свет их первенец. Камиль проживал с родителями в совхозе  «Галаба» Баятского района Сырдарьинской области Узбекской ССР. Являясь самым старшим из шестерых детей, он стал главным помощником и порой для своих родителей, унаследовав вместе с тем, дух наставничества и прекрасные организаторские способности.

В их семье, по словам Камиля Рамизовича, всегда царили доброжелательные отношения, дети росли в любви. С малых лет они были приучены к труду и всегда почитали родителей. Воспитание строилось по устоявшимся в роду традициям, одной из которых являлась приверженность к кропотливому и систематическому труду. Свой трудовой путь наш юбиляр начал уже с 9 класса в должности рабочего.

— Нам было действительно интересно, даже, несмотря на непростой труд – делится Камиль Рамизович. — Мы с ребятами обрабатывали хлопковые поля, а за хорошую работу тракторист давал нам порулить. И это было самое большое счастье. Родители потом рассказывали, что я даже во сне рулил, представляя, как культивирую междурядье на трехколесном тракторе. Помимо должности рабочего, я также устроился почтальоном и по вечерам, с сумкой на плече, разносил письма по селу. Также раз в десять дней, я выполнял обязанности техника-мелиоратора и измерял глубину подводных вод для мониторинга состояния плодородных почв совхоза. Безусловно, будучи тогда ещё совсем мальчишкой, всей значимости своей работы для посевов я конечно до конца не представлял, но знал одно, что особенно важно не лениться и не обманывать. В случае же предоставления не достоверных сведений, весь урожай может погибнуть. Поэтому, в назначенный день, при любой погоде, я обходил или по возможности объезжал на тракторе вверенные мне объекты, которые располагались суммарно на расстоянии примерно 20 километров. И вместе с тем, я ещё успевал учиться в школе на отлично. Получив аттестат с отличием, я не захотел выполнять планы по зачислению учеников в профтехучилище при совхозе им. А. С. Пушкина и ещё год проработал слесарем и трактористом в бригадах своего совхоза.

Все школьные годы Камиль Рамизович мечтал лишь об одном – он хотел выучиться на юриста. Вот только поступить на юридический факультет университета для деревенского парня  в те времена было практически за гранью реальности. Благодаря своей завидной целеустремленности, юноша всё-таки стал студентом заочного отделения исторического факультета Ташкентского государственного университета им. В.И. Ленина, с дальнейшей ориентацией перевода на юрфак. Не успев, освоиться к наступившим реалиям, недавно состоявшийся студент был призван в ряды Советской армии. Служба его протекала в строительных войсках на территории города «Гатчина» Ленинградской области. Рядовой Ибрагимов принимал участие в строительстве Ленинградского института ядерной физики, трудился на бетонном заводе дозировщиком бетонных смесей, бетономешальщика, формовщика, стропальщика, цементника, мастера по резке и установке крупногабаритного стекла, а также являлся комсоргом роты и заместителем командира взвода. После демобилизации, приобретенные им навыки, сыграли большую роль в становлении его, как комсомольского

работника, а также помогли найти свое место в стремительно меняющемся мире.

Жизнь. Призвание. Успех…

Возвратившись в родные края, Камиль Рамизович вновь принялся за учебу. Как и прежде, ему блестяще удается совмещать несколько важных дел одновременно. Обучение в университете шло в ногу с работой тракториста, деятельность секретаря комитета комсомола совхоза дополнялась работой в должности учителя средней  школы № 33 Баутского района. Поначалу это были уроки физкультуры, затем профильные предметы: история и обществознание. Тем временем, кандидатуру молодого и перспективного работника должностные лица включили в номенклатуру обкома партии с перспективой последующего назначения на должность инструктора школьного отдела обкома комсомола. Но и здесь своим проведением судьба решила подкорректировать некоторые планы молодого специалиста. Начавшиеся в 1989 году ферганские события в Узбекистане, вынудили семью Ибрагимовых оставить свой родной дом и переехать на постоянное место жительства в поселок Садковский Веселовского  района Ростовской области.

— Решение об отъезде далось всем нам очень тяжело – с волнением вспоминает юбиляр. — Мы всегда жили с узбекистанцами, как родные люди и у нас никогда не возникало вопросов, кто и какой национальности. Нам была совсем не понятна возникшая из небытия волна межнациональной розни, докатывающаяся отголосками и до нашего селения. На протяжении ряда месяцев с местными жителями мы организовывали дежурства по ночам, прихватив с собою палки, бутылки с зажигательной смесью, пики, охотничьи ружья. Нам предстояло ночью обороняться от каких-то из чужой области бандитов-узбеков, а утром вместе с местными узбеками ходить на работу, обедать за одним столом. Вот такой парадокс. А летом 1989 года всё-таки настал тот момент, когда нам пришлось собрать пожитки. Со слезами на глазах нас провожали жители села. Да и нам пришлось не легче. Оказалось, что единственный адрес, куда мы можем ехать — это «зона» в Веселовском районе Ростовской  области, так как именно туда уже выехала часть наших родственников. По воле своего  отца, 25 августа, я вылетел по адресу нахождения наших близких и односельчан… Дорога мне показалась нескончаемой. К месту следования пришлось добираться через хутора Весёлый, Маныч-Балабинка, совхоз Веселовский,  Верхнесоленый, Багаевский… Моей попутчицей оказалась маленькая, неприметная, скромная бабушка Аня, рассказавшая об особенностях  жизни не только в самом посёлке «Садки», но и на третьем отделении, куда я держал путь. Мне стало не по себе… А потом я узнал, что эта бабушка, Анна Максимовна Кузьменко, ветеран  Великой Отечественной войны, уважаемый в поселке человек. В дальнейшем, волей судьбы, по работе мне посчастливится неоднократно общаться с ней! Когда мы приехали в Садки, бабушка Аня показала мне столовую, сказала, что здесь обедают осужденные, попросила повара покормить меня с дороги и указала где можно подождать «мурмон», единственный транспорт курсирующий в тех местах. Военный автомобиль, практически без окон, вездеход вез вечернюю смену осужденных мужчин и женщин на ферму. Человек 40 встали под одной маленькой лампочкой в передней части «салона» и трясясь на кочках поехали до фермы. Меня же высадили по пути, указав на единственный  фонарь где-то вдалеке. Через высокие заросли амброзии, в кромешной тьме, я пошел на свет. Мне предстояла счастливая встреча с односельчанами. Вот только, как оказалось, для нашей семьи места здесь уже не было. Приехавшие ранее семьи, обживали выделенные им квартиры по 10-15 человек на две комнаты, зачищали дворы и территории, убирали проросшую в щели между досками полов полынь, амброзию, и даже карагач и дикую коноплю. Для жилья тут практически не было никаких условий… Спустя сутки изматывающих мытарств к нам пришла откуда не ждали спасительная весть. Наше поселение посетил директор школы с приглашением переселенцев – учителей к диалогу. Наутро три учителя: Ислам Сурмалиевич Сурмалиев (учитель истории), Мизам Маликович Агалиев (учитель физики и математики) и я, отправились ко двору директора школы. Виктор Гаврилович Шкориненко и Галина Анатольевна Акимова оказали нам гостеприимный приём. Виктор Гавриловича, директор Садковской школы предложил работу, предоставил ведомственное жильё для наших семей. Моему счастью не было предела! А дальше, история вновь повторилась: меня приняли на должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, назначили учителем истории и обществознания, также мне довелось замещать уроки физической культуры, в период декретного отпуска профилирующего учителя. В разное время я занимал различные административные должности – «заместителя директора по воспитательной работе», «заместителя директора по социально-педагогической защите детства», «заместителя директора по учебно-воспитательной работе». С 1 июня 2001 года я был назначен исполняющим обязанности директора, а с 22 октября 2001 и до недавнего момента работал директором Садковской  школы. По совместительству все эти годы я выполнял обязанности учителя истории и обществознания.

За годы многолетнего труда Камиль Рамизович Ибрагимов неоднократно поощрялся грамотами и благодарственными письмами Отдела образования, Администрации Веселовского района, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. В июне 2023 года педагогу присвоено звание «Почетный  работник сферы образования Российской Федерации».

Слово о наставниках и школьной семье

Работая под руководством Камиля Рамизовича, многие учителя стали профессионалами в своем деле. Умело организуя образовательный процесс, он мудро осуществлял руководство педагогическим коллективом, эффективно применял различные методы мотивации сотрудников. Вместе с тем, руководитель помнит и чтит своих наставников, которые оказали самое прямое влияние на формирование его профессиональных компетенций учителя и управленца.

— В моей жизни было много наставников. Из них самыми яркими стали учитель физкультуры средней школы № 18, Комсомольского района Сырдарьинской области Махмуд Садиков. Он смог взрастить из меня – физически хилого и слабого ребенка — спортсмена-легкоатлета, увлек футболом. В 8 классе я играл в составе взрослой команды за первенство района, а позже, будучи взрослым, принимал участие в чемпионате области. Он поддерживал меня в увлечении баскетболом, волейболом, тренировал для сдачи нормативов по легкой  атлетике второго взрослого разряда. Хочу отметить вклад в моё становление учителя русского языка и литературы этой же школы Бирючевского Александра Николаевича, привившего мне любовь к русскому языку и литературе. И это на минуточку, в условиях национальной узбекской школы, где предмет русского языка и литературы изучались как один, 2 часа в неделю, в качестве второго иностранного языка. Под руководством учителя я завоевал второе место в областной олимпиаде по русскому языку и литературе среди учащихся национальных (узбекских) школ. Навыки и знание русского языка, полученные от Александра Николаевича, помогают мне работать в русской школе вот уже 34 года. Человек и наставник с большой буквы, учитель истории Карим Тошбеков, наставлял меня для поступления на исторический факультет очень престижного Ташкентского государственного университета. Во многом благодаря усилиям своего наставника, я смог получить специальность учителя истории и обществознания и  преподавать эти предметы по настоящее время. С момента моего приезда в поселок Садки (переименован ні позже в Садковский) и на многие годы, моими наставниками, крепкой опорой и старшими товарищами, готовыми всегда прийти на помощь в любую минуту, стали Виктор Гаврилович Шкориненко и его супруга Галина Анатольевна Акимова. Профессионалы своего дела, специалисты высокой квалификации, они стояли у истоков моего становления как педагога в Садковской  школе. Возглавляя Садковскую школу с 1986 по май 2001 года Виктор Гаврилович сделал много добра для меня и моей семьи, он научил меня всем «азам» работы, как учителя, так и администратора, руководителя, поддерживал меня все годы работы в школе. А в 2001 году, уже став заведующим Отделом образования района, он назначил меня директором Садковской  школы. Я не забуду доброту, своих наставников, их человечность и поддержку. Также наставниками я считаю и многих коллег: Татаркину Валентину Дмитриевну, Серпионову Любовь Илларионовну, Ермоленко Лидию Ивановну, Кривошееву Любовь Дмитриевну и многих других, у которых я неустанно учился. Именно систематическая наставническая работа на всех уровнях является главным условием успешной реализации учебно воспитательной работы Садковской школы. Вместе с тем, это и высокий уровень профессионализма и ответственное отношение к своей работе педагогов. Так позитивную репутацию Садковской школы все эти годы создавали прекрасные педагоги: Шкориненко В.Г., Акимова Г.А., Серпионова Л.И., Пупена М.Я., Ермоленко Л.И., Антонова Т.Т., Лойчик И.П., Кривошеева Л.Д., Кривошеева Л.П., Максимчук Т.В., Подрезова Л.П., Романова Л.А., Королькова Е. И. и многие-многие другие. В настоящее время также трудятся в школе молодые, но очень перспективные кадры: Сухова Е.В., Исатова А.В., Ибрагимова Л.Х, Вербицкая Ю.С. Особое место в функционировании нашей образовательной организации занимает, квалифицированный педагог, талантливый наставник, руководитель Лариса Ивановна Пащенко. Она пришла молодым специалистом и за эти годы получила высшее образование, стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Дона-2010», многие годы руководит районным клубом «Учитель года», является экспертом по аттестации педагогических кадров и экспертом Ростобрнадзора, входит в состав Регионального методического актива, на протяжении десяти лет являлась заместителем директора по УВР, а в настоящее время  приняла штурвал корабля Садковской  школы, став директором образовательной организации. Во многих профессиональных начинаниях, успехах школы и педагогов есть ее заслуга. В создании атмосферы «школьной семьи», где важными приоритетами выступают человеческие отношения, объективность к учебному процессу, результативность обучения и требовательность к себе, коллегам, обучающимся; патриотизм, как к малой Родине, так и к большой стране, — есть огромная заслуга, опытных педагогов, а также председателя профсоюзной организации школы Подрезовой Л.П. Важную роль в работе образовательного учреждения всегда выполняли его работники, создающие в школе уют, порядок и бесперебойное функционирование. Без добросовестной  работы завхозов Щербининой М.П. (до 2019 года), Исатовой А.В. (с 2019 года), уборщиков Еременко С.В., Алиевой Т.Б., дворника  Громаковой Л.Н., педагога-библиотекаря Мирошниченко И.Г (до 2021 года), сторожа Щербинина Н.Н., и Максимчука Ю.А., поваров Мурадовой Ф.И. и Мамедовой С.Ш., невозможно представить чистоту, порядок и уют в школе. Также, хочется упомянуть с благодарностью имена прекрасных работников группы дошкольного образования, которые все эти годы плечом к плечу трудились, осуществляя присмотр и уход за дошкольниками, таких, как: Антонова Т.Т., Батиенко Н.И., Шмык Г.А., Мурадова Н.А. (ныне  не  работают в ГДО), Вербицкая Ю.С., Ибрагимова З.А., Мамедова З.Х., Ибрагимова Т.Р.

Отрадно, что за эти годы нам есть о чем вспомнить и чему порадоваться. Особую мою гордость представляет педагогический коллектив нашей школы. За вверенный период управления в школе трое учителей получили высшую квалификационную категорию, десять педагогов получили первую категорию. Мы систематически стремимся повышать уровень профессионального мастерства нашего коллектива. И одним из средств, в достижении поставленной цели, выступает участие наших специалистов в профильных конкурсах. Так, за минувшие годы участниками муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель  года» стали шесть учителей школы. Из них Пащенко Лариса Ивановна является не только победителем муниципального этапа конкурса, но и лауреатом Областного этапа; Щупко Елена Леонидовна и Ибрагимова Лабиза Хукимдаровна —  стали лауреатами  районного этапа.  Под руководством Ирины Геннадьевны Даютовой Отряды ЮИД неоднократно всходили на пьедесталы победителя и призёра смотров, конкурсов и соревнований как районного, так и зонального этапов. Команды, под руководством Ирины Петровны Лойчик, многократно становились победителями и призерами районного этапа Всероссийской спартакиады школьников, являлись лучшими в соревнованиях по волейболу, лёгкой атлетике, стритболу, минифутболу. Также наша школа одна из первых поддержала проект «Парта героя», создала отряд юнармейцев и первичную организацию для детей и молодежи «Движение первых». Эти и многие иные достижения и награды результат кропотливого труда всего коллектива нашей школьной семьи. В свою очередь я хочу выразить искреннюю благодарность всем коллегам, сотрудникам, с кем мне посчастливилось с 1989 года работать и общаться.

Надежный тыл и крепкий оплот

Семья — главная опора, надежный тыл и уверенная поддержка для нашего юбиляра. Со своей супругой Халидой Сулайманкуловной они познакомились в сентябре 1985 года на Областном семинаре комсомольских работников. Она работала секретарем в РайОНО Баяутского района и была секретарем комсомольской организации Отдела образования. Спустя несколько лет общения молодые люди решили зарегистрировать свои отношения, и 7 ноября 1987 года состоялось их бракосочетание. Кстати, в этот знаменательный день сыграли двойную свадьбу — два брата Ибрагимовы заключили свои брачные союзы. И вот уже на протяжении ряда десятилетий, «и в радости, и  в  печали», во всех начинаниях, поддерживает своего супруга Халида Сулайманкуловна. В их многолетнем союзе родилось три дочери. Двое из них проживают в Ставропольском крае, а одна в г. Гуково. Старшая дочь Шахида — предприниматель, средняя – Афида работает в торговле, младшая — Альфия пошла по стопам отца, работает учителем начальных классов. Камиль Рамизович счастливый обладатель пяти внуков, которые любят навещать дом бабушки и дедушки, гостить у них на летних каникулах. «Я горжусь самостоятельностью и успехами своих детей и внуков» — с радостью делится эмоциями наш собеседник.

С 30 июня 2023 года по состоянию здоровья Камиль Рамизович оставил свой руководящий пост, передав его в надежные руки достойных приемников. К счастью, наш юбиляр, не покидает школу, а остается в её стенах. Продолжая трудиться в должности учителя истории и обществознания, он по-прежнему несёт свою миссию надежного  наставника. Его богатый опыт просто необходим молодой смене. Успешный директор школы, истинный педагог, человек высокой морали, сильной воли, утвержденных требований — делает успешным учебное учреждение. Вот и получается: «Успешный директор – успешная школа». Такой опыт дорогого стоит!

443