X

Главная » Главные новости » Учитель истории и обществознания Краснознаменской школы

Учитель истории и обществознания Краснознаменской школы

Да здравствует великое имя твоё, Учитель!

Друг, воспитатель, наставник, родной наш человек! Ваше гордое имя храним мы в душе многие лета. Вы, учитель, — держите в руках своих завтрашний день страны, бережно направляя юные детские души к свету. За Вашу чуткость и отзывчивость, профессионализм и неисчерпаемые знания, целеустремленность и творчество, терпение и мудрость, всепоглощающую любовь и доброту мы зовём Вас «второй мамой» и неустанно повторяем «СПАСИБО». Учитель! Как много в этом слове! Вы своё сердце отдаете детям и продолжаетесь в своих учениках. Вы открываете миру лучшие образцы человеческого бытия, привнося в даже самые подробные профессиональные стандарты, часть своей вдохновенной души. Более полувека ведёт по дороге знаний юные поколения учитель истории и обществознания Краснознаменской школы Татьяна Петровна Кочеткова. Имея многочисленные награды и звания за многолетний педагогический труд и преданность избранному делу, учитель одарён безграничной любовью своих учеников, успешными образцами сложившихся судеб. И нет более весомого воздаяния для настоящего учителя, чем благополучие его

воспитанников.

Где-то там на далёкой планете,
На загадочной яркой звезде,
Наши судьбы хранятся в секрет
На божественно-тканном холсте.
Предначертаны Богом всем роли,
Чтобы каждый оставил свой след,
В них и радости наши, и боли…
Кто-то сможет сыграть, кто-то нет…

 Спустя годы, вспоминая свой непростой жизненный путь, Татьяна Петровна находит много общего в символических строках стихотворения Василия Горина:

— Здесь описана часть моей судьбы, — рассказывает педагог. — Вопреки всем бедам, я смогла пройти предначертанный мне путь. Не роптала и никогда никого не винила. Теперь я точно знаю, если человек рождается, значит это Богу угодно и свой путь он выбирает сам. Я всегда жила по библейским заповедям: сердце отдавала детям, семье, служила верой и правдой себе и людям, любя всех, делясь, не предавая, не воруя. Я помню всех, кто дарил мне тепло, кто растил меня, делал стойким оловянным солдатиком, чтобы идти по жизни достойно, быть верной всем, кто рядом.

  Каждое слово, сказанной Татьяной Петровной, не высокопарные фразы. Через многие жизненные перипетии ей довелось пройти самой и сполна познать судьбою выданные авансы: сиротство, детский дом, войну, детдомовское братство, радушие чужих и безразличие своих. Она прошла сквозь вихри обстоятельств с высоко поднятой головой, не растеряв человеческого достоинства, оправдывая всем своим существом адресованные  ей когда-то слова Лихоносова:

Она источник состраданья

Везде она, ко всем вниманье,

Всегда бегом, не жалко ног,

Она от Бога педагог!..

  Стать учителем Татьяна Петровна решила ещё в детстве. Она росла, ориентируясь на образец безграничной любви к детям, самоотдачи и всепоглощающей верности педагогическому делу своего наставника и руководителя Ассинского детского дома — Ивана Васильевича Фарафонова. Непоседа и активистка Таня Самарская, была неунывающей оптимисткой, доброй и отзывчивой девочкой. Рано осиротев, вместе со своей старшей сестрой Валей, она попала в большую дружную семью детского дома.

— Здесь нас учили всему: труду, дружбе, общению, пониманию окружающего мира. Всё как в семье, только большой — нас было более ста воспитанников, братьев и сестёр. Мы росли в доброжелательности и любви, доброте и честности, уважении и искренности. Мы не приемлели ябед и бездарей. Я была шустрой девчонкой и старалась посетить всевозможные занятия: пела в хоре и упражнялась в акробатике, солировала в танцевальном кружке и даже с мальчишками успевала подраться. А ещё у нас был большой духовой оркестр и оркестр струнных инструментов, концертирующие на всех районных мероприятиях. Коллективами руководил слепой музыкант, Дмитрий Захарович Соколов. Его любя мы называли Мирхарыч. Он в войну был танкистом, горел в броне, но смог выжить, сохранив свой талант. Владел он всеми музыкальными инструментами, мог одновременно подыграть сразу на нескольких. Мирхарыч готовил с нами великолепные вокальные номера с оркестром. Многие из тех песен я напеваю и сейчас. Но, конечно, на первом месте всегда был труд. Ежедневные дежурства и работа на всеобщее благо сделала из нас людей. Всё лето не покладая рук мы работали в саду и в поле, на хоздворе, в огороде и на пасеке. Плоды своего труда: фрукты, овощи, кукурузу и бахчу — мы продавали и сдавали, вдоволь ели до самой глубокой осени и делали заготовки на зиму. В двух больших забетонированных и осмаленых ямах мы собственноручно замачивали арбузы, огурцы, яблоки. Этим и лакомились всю зиму. Наш детский дом был уникальным ещё и тем, что в его стенах действовал детский совет. И это был по настоящему работающий механизм самоуправления, аналогичный реальному руководящему органу детского дома, который возглавлял Иван Андреевич Фарафонов. Наш «Батя» навсегда останется для меня высотой и путеводителем, главным ориентиром в жизни. На своём примере он учил нас доброте, отзывчивости, любви, справедливости, благородству, его слово никогда не расходилось с делом. Через всю жизнь я пронесу светлую память об этом великом человеке, который был убежден в том, что ребёнок это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. Этой истине следую ныне и я. Подобно Ивану Андреевичу, мне всегда хотелось стать учителем истории. Поэтому, окончив 8 классов Ассинской средней школы, я поступила в Грозненский педагогический техникум. Здесь довелось мне полной ложкой черпнуть «настоящей жизни», столкнувшись с человеческим безразличием, цинизмом, двуличием и… голодом. Мы жили в условиях полнейшего дефицита — тогда всем приходилось непросто, что уж и говорить о сиротах. Но став «вольной птицей» и выпорхнув из стен детского дома на свои хлеба, меня всегда поддерживал наш Батя. Он стал для нас, «выводников», надежным тылом. А мы, гордо несли звание воспитанников Ассинского детского дома. Каждое лето я приезжала в свой родной детский дом. В новом статусе воспитателя и вожатой, трудилась здесь на протяжении всех лет обучения в техникуме. И это было настоящим счастьем.

  В один из таких трудовых периодов состоялась судьбоносная встреча молодой девушки с будущим мужем. Красивый, статный, весёлого нраву парень, сразу стал ухаживать за Татьяной. Виталий Владимирович был сыном завхоза детского дома и по рассказам матери уже невольно знал свою будущую избранницу. Между молодыми людьми сложились тёплые, доверительные отношения, которые переросли в настоящие чувства и крепкую семью. Спустя несколько лет, по окончании 4 курса техникума, девушка приняла предложение руки и сердца от своего суженого. Между тем,  Батя подал заявку в учебное заведение и Татьяну Петровну по распределению направили на основное место работы в Ассинский детский дом, где она и проработала на протяжении восьми лет. 

— Спустя четыре года я возвратилась к родным людям в детский дом, но уже в роли воспитателя. Я была своей для всех. Дети понимали меня с одного взгляда. Я очень любила свою работу, полностью в ней растворялась. Зачастую отрабатывала ни пять положенных воспитателю часов, а в разы больше. С детьми мы принимали активное участие во всех мероприятиях, проживали каждый день ярко и весело. Я была такой же, как они, весёлой, шустрой, заводной. Мы с ними могли часами гонять по полю с мечом, купаться на речке, ходить в сады, дурачиться, впадая в детство. К тому моменту я уже сама стала мамой сына, но осталась той же озорной девчонкой с непререкаемым авторитетом наставника. Через всю жизнь я пронесла с собой взгляд всецело доверяющих, преданных глаз, готовых идти вслед за тобой, и неважно куда: работать, учиться или отдыхать.

Восемь лет Татьяна Петровна проработала в детском доме воспитателем, а затем её повысили, назначив завучем. Но не пришлась по душе ей административная работа, тяготила она её своей бумажной волокитой. Уже тогда она для себя решила, что больше соглашаться на выполнение рутинных обязанностей не будет. Поэтому, когда годы спустя ей предложили возвратиться в Ассинский детский дом в должности директора, она категорически отказалась. Завершив последний год своей работы в детском доме в должности заместителя директора, Татьяна Петровна ушла в декрет. С появлением в их семье маленькой Наташи пришли новые хлопоты и заботы. Хорошим подспорьем для семьи оказалось приобретенное женщиной умение шить. Благодаря портнихе детского дома, Галине Александровне Лисовской, которую любя они звали «Гальсаночка», все воспитанники были не только хорошо одеты, но и умели шить.

— В трудные времена мне очень пригодилось это мастерство. Для своей семьи я шила абсолютно всё: рубашки и брюки, юбки и халаты, даже платье на выпускной вечер для дочери я сделала своими руками.

  А пока малышка была очень маленькой мама её радовала новыми комбинезончиками и распашоночками. Когда же девочке исполнился месяц, Татьяна Петровна была озадачена судьбоносной вестью. В местной школе освободилась должность учителя истории, на её место срочно требовался педагог. А так как к этому моменту она уже окончила исторический факультет Чечено-Ингушского государственного университета имени Льва Толстого, её пригласили на вакантную должность. Благодаря поддержке свекрови, Татьяна Петровна смогла выйти на новую работу.

  Худенькая, маленькая учительница, больше похожая на старшеклассницу, вошла в аудиторию к неуёмному восьмому классу. Не каждый опытный учитель мог найти подход к этим ребятам. Израненные детские души детдомовских детей, наполовину заполнявших класс, бунтовали. И тут, в классе воцарилась тишина. Начался урок. На протяжении нескольких дней мимо классных дверей прохаживался директор школы, переживая, справится ли молодой педагог. А в классе стояла абсолютная тишина, шел учебный процесс. Авторитет учителя был непререкаем. Она была своя среди своих.

  Весёлый нрав, лёгкость духа и желание отрыть своим ученикам новые возможности влекли учителя с экскурсиями в новые края, музеи, горы, города. Привычка путешествовать, после активного труда сформировалась у неё ещё в детские годы. Когда в детском доме воспитанниками был собран осенний урожай, самые активные из них, на славу потрудившиеся в сезон, выезжали с экскурсиями в Киев и в Ленинград, Ставропольский край и на морское побережье Кавказа. Поэтому молодая классная руководительница постаралась показать и своим ученикам многие достопримечательности великой страны, в которой им довелось жить. А однажды в преддверии Нового года, она решила организовать необычный сюрприз для своих ребят. В назначенный день и час весь класс собрался на площади станицы, чтобы отправиться на Новогоднюю ёлку в город. Удивлению учеников и односельчан не было предела. К месту сбора с новогодней музыкой подъехал яркий, светящийся огнями автобус, за рулем которого сидел Дед Мороз, а экскурсоводом была Снегурочка. Великолепно начавшийся день также торжественно продолжился в театре и на Новогодней ёлке, в прогулках по нарядному, праздничному городу.

  С радостью и открытой душой Татьяна Петровна принимала участие в различных станичных праздниках. Она являлась бессменной ведущей всех мероприятий в Ассинском доме культуры:

— Необычайно празднично и торжественно прошли у нас в станице две общесоюзные встречи ночных бомбардировщиц 46 авиаполка. В Великую Отечественную войну их часть дислоцировалась в Ассинской. На встречу прибыло восемь героев Советского Союза, среди которых была и Надежда Попова. В подготовке особого дня участвовали все жители села, кто-то принимал лётчиц на ночёвку у себя дома, кто-то готовил программу приёма и участвовал в иных организационных вопросах. Я совместно с детьми готовила постановку спектакля о девчатах на войне. Вся наша программа удалась, гости и жители села на многие годы запомнили яркие моменты тех дней. Не менее торжественно прошла и юбилейная встреча воспитанников Ассинского детского дома, которую я вела. В тот день 1991 года со всех уголков Советского союза прилетели наши братья и сёстры. Под одной крышей родного дома встретились его выходцы за всю 50-летнюю историю существования. На встречу приехали и первые его жители, дети 41-го, чья история жизни легла в основу повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

В своём неуёмном стремлении вперёд Татьяна Петровна нашла себя. За активную гражданскую позицию и проводимую деятельность на благо родного края, в центре станицы на доске почета был увековечен её портрет и ожидало множество заслуженных наград. Активная общественная деятельность Татьяны Петровны успешно сосуществовала с её успехами в профессиональной сфере. В 1986 году учителю было присвоено звание учитель-методист Ассинской средней школы. Состоялся и её дебют в конкурсе педагогического мастерства. Конкурсантка набрала максимальное количество баллов, за что была награждена грамотой победителя и престижным званием «Учитель года». Систематическая работа с учениками по военно-патриотическому воспитанию и работа в клубе «Поиск» нашла одобрение на самом высоком уровне. Советским комитетом ветеранов войны за активное участие в работе по героико-патриотическому воспитанию молодёжи Татьяна Петровна Кочеткова была награждена грамотой за подписью Председателя комитета — Героя Советского Союза генерал-полковника А. Желтова и ответственного секретаря комитета — Героя Советского Союза А. Маресьева.

  Неподдельная любовь к своим ученикам и преподаваемому предмету помогала учителю зажечь огонь познания исторических событий, нести не только свет знаний детям, но и учить их сравнивать и анализировать происходящие процессы в настоящее время. Судить о делах человека не потому, что он не сделал, а потому что он сделал нового по сравнению с предыдущими. Эти и многие другие дипломатические навыки понадобились учителю в самые сложные для чечено-ингушского народа года — в период чеченского вооруженного конфликта.

— В 1993 году наша жизнь разделилась на две части. Националистический конфликт уничтожил всё, что мы так любили и чем дорожили. Любимые ученики и их родители, соседи, родственники, дорогая работа и родной дом — всё осталось в другой жизни, в той, где не было войны, где все жили в мире и согласии. Многие, дорогие сердцу люди были убиты или погибли по воле случая, остальных разбросало по нашей бескрайней стране. Наш дом, который строили вместе с мужем, мы были вынуждены отдать за бесценок, лишь бы спастись самим и суметь забрать хоть какие-то вещи. Все наши усилия по нормализации опасной ситуации, участие в сходах граждан, выступления, увещевания и просьбы, были тщетны. Расставаясь, люди горько плакали. Нам нужно было срочно уезжать, но в другом месте я себя не представляла…

Татьяну Петровну пригласили на работу в Краснознаменскую школу Багаевского района Ростовской области. Педагогический коллектив радушно встретил нового педагога, помогли освоиться на новом месте и доброжелательные соседи.

— В моей жизни началась новая счастливая полоса, которая длится уже 28 лет. В Красном Знамени живут прекрасные люди, ставшие для меня по-настоящему родными. Независимо от возраста я знаю каждого жителя, со всеми здороваюсь, общаюсь. Я словно здесь родилась и выросла. Теперь у меня две Родины — Ассиновка и Красное Знамя.

  Прибыв на новое место, семья Кочетковых быстро освоилась, постепенно заложили новый дом, посадили большой сад. Татьяна Петровна вновь занялась активной общественной деятельностью, начала проводить праздники и мероприятия по случаю памятных дат и особых торжеств, ухаживать вместе с детьми за братской могилой и помогать жителям хутора. Она стала бессменной ведущей встреч своих первых односельчан, регулярно организуемых в Краснодарском крае. Раз в пять лет участвует в торжественных сборах своих первых выпускников. Связующей нитью между прошлым и настоящим стали активные дела, которыми всегда была наполнена жизнь Татьяны Петровны.

  В Краснознаменской школе учитель возглавила многие исследовательские проекты и направления поисковой деятельности, а также работу школьного музея трудовой и боевой славы «Здесь Родины моей начало». Нескольким школьным выпускам учитель стала классной мамой. По-прежнему тёплые и добрые отношения она поддерживает со своими учениками, гордится их достижениями.

— Я не мыслю себя вне школы. Педагогическая работа наполняет мою жизнь смыслом. Стоит мне только переступить порог школы, как я тут же обо всём забываю и погружаюсь в мир детства и знаний, где вновь молодая учительница Таня Самарская ведёт свой урок. Школа стала моим вторым домом. Здесь я могу пошутить и ущипнуть за бочок проходящего мимо ученика или дернуть за косичку кого-то из девочек. А они мне в ответ по-доброму улыбнутся, потому что знают, что это по-дружески, по любви. Приближается мой юбилейный год. Исполняется 55 лет с той поры, как я пришла в педагогику. Самым главным в моей работе является возможность творить добро, отдавая себя без остатка. Дети должны чувствовать, что урок для учителя — это не только работа, это часть его жизни, которую он посвящает им, своим ученикам. Сейчас, как и много лет назад я с великой радостью иду на работу, где дарю детям свою любовь. Да, далеко не у каждого получается хорошо учиться. Кто-то старается выучить урок, кто-то ленится, а кому-то всё даётся легко — у нас у всех разные способности. Но настоящую оценку поставит жизнь. И как ни было бы это парадоксально, средние ученики очень часто становятся большими, достойными, верными, настоящими людьми. А те, кто учатся хорошо, многого достигают в жизни, но порой их самоуверенность перечёркивает все старания. Поэтому не стоит никуда торопиться, нужно по-доброму, глаза в глаза, сердцем к сердцу идти данный свыше путь.

Ученики Татьяны Петровны выросли достойными людьми, у многих имеется хорошая работа и крепкие семьи. Яркий жизненный пример любимого учителя стал ориентиром для её учеников. По её стопам, они выбрали такой непростой и благородный путь наставника детских душ.

Более сорока лет прожили в ладу и гармонии супруги Кочетковы, вырастили двоих детей, внуков и правнуков, помогли детям найти свою дорогу в жизни. Их старший сын, Андрей Кочетков, подполковник спецназа в отставке. Участвовал в урегулировании многих кровавых конфликтов, в том числе и в родной Чечено-Ингушской Республике. За заслуги перед Отечеством и доблестное несение службы он награждён восемнадцатью государственными наградами. Приносить пользу Родине он продолжает и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе. Являясь членом Общественной организации «Союз ветеранов спецназа Санкт-Петербурга», со своими товарищами он организует всевозможные патриотические мероприятия и акции. Так по случаю 800-летия со дня рождения А. Невского в июне нынешнего года совместно с однополчанами они совершили водный спуск на каяках (2х местные байдарки) от города Псков к Чудскому озеру — месту ледового побоища. Ранее ими проводились: велопробег с Пулковских высот к мемориалу погибшим защитникам 6 роты в годы Великой Отечественной войны у города Псков; восхождение на Эльбрус и другие мероприятия. Андрей сейчас проживает в Санкт-Петербурге вместе с супругой Милой. В своём крепком союзе воспитали дочь Дарью, которая подарила им внучка Илюшу. Там же в северной столице живёт и работает Наталья, дочь Татьяны Петровны. Окончив филологический факультет института и пройдя специализацию воспитателя она нашла своё призвание и трудится в детском саду города. Вместе с супругом Алексеем они воспитали дочь Ирину и сына Даниила, который учится на тренера и профессионально занимается футболом. Ирина со своей семьёй проживает в Ростове-на-Дону и растит маленького Степана.

Татьяна Петровна и Виталий Владимирович помогли «встать на ноги» и получить профессию всем своим детям и внукам. Большую помощь в воспитании детей, в преодолении многих трудностей, оказывала мама супруга, Валентина Ивановна. «Золотая», именно так о ней отзывается невестка, новь и вновь благодаря её за всё, что она сделала для их семьи.

  Также бережно, как к своим детям, супруги Кочетковы относились к ученикам Татьяны Петровны. Радушно встречали их у себя дома и принимали, как родных детей, отмечали совместно праздники и угощали вкусностями. В свою очередь ученики воспринимали их как вторых родителей, родных по духу людей. В такой позитивной обстановке сотрудничества дети достигали высоких результатов исследовательской деятельности, приобретая глубокие знания по истории родного края и Отечества. Трижды ученики Татьяны Петровны проходили в финал Всероссийских патриотических конкурсов, организуемых в г. Москва, откуда привозили призовые места. Работы её учеников ежегодно удостаиваются высокой оценки жюри областных конкурсов исследовательских работ. За свою наставническую деятельность и высокие показатели в работе Татьяна Петровна Кочеткова имеет почётные звания Ветеран труда, Отличник народного просвещения. Неоднократно награждена грамотами Министерства Общего и профессионального образования Ростовской области, имеет памятный знак «80 лет Ростовской области», нагрудный знак Российского комитета ветеранов войны и военной службы «Подвигов героев — будь достоин», звание «Лучший учитель Российской Федерации», как Победитель в конкурсе инновационных образовательных программ, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За безупречную полувековую работу в школе, огромный вклад в дело образования и воспитания нескольких поколений российских школьников, активное участие в общественной жизни региона она награждена многочисленными грамотами районного, регионально и федерального уровня, её имя включено в энциклопедию «Лучшие люди России».

— Как-то мои ученики поинтересовались, что для меня является счастьем? Радость и смысл моей жизни сокрыт в Вас, моих родных и близких. Когда мои дети, внуки, родственники, ученики, люди, живущие рядом, живы и здоровы — это настоящее счастье. А ещё оно сокрыто в светлой памяти о тех, кто уже не может быть рядом с нами. Я бережно храню все свои воспоминания о безвременно ушедшем супруге и отце моих детей — Виталии Владимировиче Кочеткове и его маме Валентине Ивановне — о своих наставниках и коллегах — Фарафонове Иване Андреевиче и его супруге Зое Евгеньевне, Иване Васильевиче Буханцове, Раисе Даниловне Кружилиной, Людмиле Анатольевне Чумаковой, — о своих односельчанах, познавших тяготы и лишения военного времени — Анне Александровне Казаловой, Константине Семёновиче Кубасове, Владимире Курноскове, — своих воспитанниках и учениках — Хасане Бергоеве, Владимире Вахрушеве и о многих других родных людях. Хранить и беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и своими потомками. В силе нашей памяти сокрыт эликсир времени, преодолевающий все расстояния и обстоятельства. Тогда мы имеем право на будущие свершения, планы и победы.

Уважаемая Татьяна Петровна, во ознаменование профессионального праздника — Дня Учителя — мы обращаемся к Вам со словами признательности и уважения. Примите глубокую благодарность за Ваш неустанный труд, высокие моральные и духовные ориентиры, а также пожелания крепкого здоровья, реализации всех планов и идей. И пусть будут с Вами всегда рядом близкие и друзья, Ваши любимые ученики! С праздником Вас, дорогой Учитель!

Поделиться:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта