Новости Веселовского района, Общество

«Уча других, учусь сама, и детство проживаю многократно»: о воспитателе с многолетним стажем работы, а ныне учителе начальных классов Кировской школы

2023 год — Год педагога и наставника

С каждым годом в современном мире появляется все больше разных профессий. И каждая, заняв свою нишу, по-своему становится важна и интересна в стремительно меняющейся жизни. Но, в их череде имеются те, которые в далеком прошлом незыблемо были важны для человека и будут в будущем значить еще больше. Сегодня речь пойдет о воспитании. С поры глубокой древности, именно воспитание стояло на первой ступени процессов самосознания. Эволюционируя, из века в век, профессии воспитателя и учителя только увеличивают свою актуальность и значимость, претворяя в жизнь сущность развития, как одного человека, так и человечества в целом. Эрудиция, образованность, терпение, требовательность, доброта, творческое отношение, мудрость – являются отражением призвания человека, заложенного природой таланта и избравшего для себя единственно верный путь – воспитание детских душ.

Многочисленным составом представлено педагогическое сообщество в образовательных организациях Веселовского района. Любимые педагоги, «учителя от Бога», на протяжении десятков лет не только обучают наших детей основам наук, но и отдают частичку своего сердца, озаряя огнем своей души. Избранной когда-то миссией, они вновь и вновь подтверждают, что педагог – это не просто профессия, а по сути, призвание, требующее огромной ответственности и безграничной любви к своим ученикам и к своему делу.

«Состояние души»

Увидела однажды свой жизненный путь в воспитании и почувствовала призвание сеять разумное, доброе, вечное в умах детей, воспитатель с многолетним стажем работы, а ныне учитель начальных классов Кировской школы Кадлубовская Тамара Анатольевна. «Воспитатель, учитель для меня – это не просто профессии, это — состояние души. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Выбранная профессия заставляет меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, дает возможность окунуться в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать, его осознано, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит!».

Тамара Анатольевна родилась в Республике Беларусь, но своей Родиной по праву считает раздольные манычские степи, поскольку начиная с первого года жизни, она росла и воспитывалась в поселке Средний Маныч Веселовского района Ростовской области.

— Здесь я выросла, пошла в ясли и в детский сад, в котором потом многие годы после училища работала воспитателем. Я училась в Кировской средней школе, в которой сейчас работаю учителем. Поэтому, я местный житель, вся моя жизнь связана с нашим поселком. А в профессию я пришла по воле случая. С ранних лет я хотела найти свое призвание, выбрать нужную и самую интересную специальность, которая была бы по душе. И таковой поначалу показалась мне профессия медицинского работника. Но вскоре я свое мнение изменила. К любимой профессии меня подтолкнул случай. Окончив 9 классов школы, я отдыхала на летних каникулах дома. В один из дней ко мне постучалась соседка и попросила помочь ей на работе. А работала она в детском саду на 4 отделении, поваром. Меня же она попросила временно выйти воспитателем на группу к детям, потому что больше выйти просто было некому. «Да ты не волнуйся – убеждала она меня — поиграете, порисуете, сказки почитаете — ничего сложного». Я решилась и вышла на следующий день на группу, в которых было где-то 15 ребятишек. Поначалу страх сковывал, роилось много мыслей в голове, но как только увидела бегущих на встречу детей, их несмолкаемые голоса, все сомнения ушли на второй план. Помню, как потом читала ребятам в беседке большую книгу «Цветик-семицветик». Все дети слушали и даже не шумели. Потом я предложила ребятам нарисовать на листочках цветы, а потом они учили меня играть в «Карусели». Так и пролетело мое лето. А на следующий год история вновь повторилась. Поэтому, после окончания школы вопроса о выборе профессии у меня уже не было. Я хотела работать в детском саду с маленькими детьми, чтобы иметь возможность постоянно находиться в мире детства, игры, сказки.

Безоговорочная любовь к детям

Сколько нужно ласки и заботы

Каждому помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа —

Ежедневно маму заменять.

Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, особенно важны для совсем ещё юного человека. Духовное воспроизводство человека и сотворение личности является самым важным назначением педагога.

— Мне всегда очень нравилось общаться с детьми, наблюдать за ними, опекать, заботиться, воспитывать. Конечно, нельзя упускать и то, что профессии, связанные с воспитанием — это тяжелый труд. Но когда дети радуются встрече с тобой, рассказывают о своих успехах и секретиках, радостях и сложностях, понимаешь, что они тебе доверяют, а значит, в твоих руках лежит и доля ответственности за то, какими они станут в будущем. Все это чувственные переживания, следующие за большим терпением и душевной щедростью.

Завершив обучение в школе и заручившись поддержкой совхоза Тамара Анатольевна по направлению поступила в Константиновское педагогическое училище, которое успешно окончила в 1988 году. Проходя педагогическую практику в городских детских садах, студентка регулярно демонстрировала высокий уровень усвоенных знаний и навыков, а главное, к молодому воспитателю с радостью стремились детки, желая поделиться с ней своими мыслями и мечтами. Не прошли бесследно годы школьной практики в детском саду, проявлялось и большое стремление к служению избранному делу самого специалиста. Поэтому счастливый воспитатель сразу был виден детям по схожим с ними устремлениям, потребностям, доброму отношению родителей к педагогу.

Завершив обучение, Тамара Анатольевна возвратилась в родные края и сразу же устроилась на работу воспитателем детского сада в своем поселке. Поначалу ей поручили работу с самыми маленькими «жителями детской страны», потом перевели в подготовительную группу, а затем следовал и первый выпуск ребятишек в самостоятельную школьную жизнь. В дальнейшем таких радостных моментов было у воспитателя порядка восьми, а может и более. Очень ласковая, обладающая нежным голосом воспитательница умела найти подход к каждому ребенку. Она чувствовала, когда надо выслушать, успокоить, обнять, приласкать, а когда по-матерински окружить заботой и вниманием. И дети, словно лакмусовая бумажка, чувствовали все это. Они сразу понимали, где их по-настоящему любят, тянулись к «источнику тепла», от которого ощущали заботу, щедро одаривая любовью и привязанностью.

— Работа воспитателя — это поистине очень кропотливый труд. У каждого ребенка свой характер: кому-то достаточно и один раз сказать, а к кому-то нужно искать подход. А иной раз, те к кому ищешь подход, напрочь отказываются откликаться на твои условия, протестуют и вредничают. Значит, нужен иной ключик, чтобы с ними можно было общаться и договариваться дальше, суметь вовлечь в общее дело. Просто что-то сказать и уйти, воздействия никакого не получится. А вот, чтобы научить, объяснить, чтобы тебя все поняли, нужны дополнительные средства и формы работы. Поэтому правильно организованная работа в детском саду при помощи дополнительной литературы, раздаточного материала, специальных принадлежностей, предоставляют иные возможности к познанию и усвоению нового материала. Зная особенности своих воспитанников, при грамотной подготовке занятий можно организовать для ребят различные виды деятельности, такие как рисование, лепка, чтение, спорт. Найти главные ключики к увлеченным детским взглядам – это уважение и любовь, принятие ребенка таким, какой он есть. Дети всегда очень чутко реагируют на доброту, ласку, несправедливость. И нам об этом нужно помнить всегда. Вместе с тем, самое главное в работе воспитателя — это ответственность за каждого ребенка. Эти и многие другие истины передавались и бережно хранились в нашем дружном коллективе воспитателей. Непременно сейчас хотелось бы отметить заботу и внимание одного из моих старших наставников. Ольга Николаевна Янченко всегда была готова прийти нам на помощь, найти правильное решение возникшего вопроса.

Проработав в детском саду без малого 20 лет, Тамара Анатольевна всегда творчески относилась к своей работе, очень тщательно готовила все занятия, организовывала совместные мероприятия детей с родителями, проводила утренники и праздники. Обобщить богатый опыт работы, знаний и умений воспитатель смогла в рамках районного конкурса «Учитель года -2015» в номинации «Воспитатель». Эти успехи, а также наличие различных благодарственных грамот, доверия и уважения в глазах любимых детей, их ответной любви, утверждали вновь и вновь верность выбранного пути воспитателем. «… Я просто живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям!» — подтвердила все выше сказанное словами в своём эссе Тамара Анатольевна.

Я – учитель!

Я – педагог, нелегкая работа,

Да, что работа, дети жизнь моя

Заботы, радости, печали и тревоги,

Дорога эта знаю для меня

Встречаю деток радостно с порога,

И с ними новый день, готова проживать.

В постоянно меняющемся мире, жизнь порой привносит свои коррективы в привычный ход дел. И уже становится недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, а порой и вовсе не остаться «на обочине уходящего поезда» под названием «жизнь», необходимо все время чему-то учиться, постоянно заниматься самообразованием и в случае необходимости, суметь найти себя в новых реалиях. По стечению обстоятельств, спустя много отработанных в садике лет, Тамаре Анатольевне однажды пришлось задуматься о поиске работы. Словно полноводная река, за годы изменений общественного уклада в стране, из трех укомплектованных зданий детского сада, в один из дней он превратился в маленькое озерцо с минимальным количеством посещающих группу детей. Попав под сокращение, воспитатели были вынуждены искать себе работу. Тамаре Анатольевне пришлось освоить профессию реализатора. Но душа ее все равно оставалась в детском саду, рядом с дорогими ей малышами. И такой момент все же случился. Меняющаяся демографическая ситуация в поселке потребовала включенности профессиональных кадров. Воспитатель возвратилась на прежнее место работы. В тот момент Тамара Анатольевна вновь и вновь убеждалась в том, что ей судьбой было предначертано работать с детьми дошкольного возраста. Она думала о том, что постоянным местом работы будет только ее любимый детский сад. Но на поверку все оказалось совсем иначе. В родной школе была очень нужна ее профессиональная помощь. Уехал учитель начальных классов, и деток некому было учить. Тамара Анатольевна откликнулась на просьбы коллег и взяла под свое крыло третий класс, который довела до выпуска. А далее несколько раз подряд повторился аналогичный сценарий, при том, что в последние годы, учитель успевал передать знания сразу нескольким классам, объединенным в один класс-комплект. В этом году Тамара Анатольевна стала первой учительницей для пятерых первоклашек, а также продолжила быть наставником для семерых учеников второго класса. Она прекрасно владеет современными образовательными технологиями, придерживаясь в своей работе инновационной направленности, творчески организует учебный процесс, с учётом индивидуальных и психологических способностей детей. Её воспитанники принимают активное участие во многих школьных и районных мероприятиях, часто являются призёрами конкурсов, соревнований. Тамара Анатольевна поддерживает тесную связь с родителями своих учеников.

— Быть учителем — ответственный труд, потому что необходимо учить не только детей, но прежде всего себя. Обучать — это значит, вдвойне учиться. Вместе с тем, любой образовательный процесс возможен только в триединстве учащихся-родителей-педагогов. И тут родителям хочется пожелать только терпения. То, что они дадут своему ребенку и то, что их дети смогут усвоить в школе, обязательно пригодится в будущем ученикам. Если же где-то в этой цепочке будет нарушено взаимодействие, достойный результат достигнут не будет. К сожалению, нынешняя статистика указывает на то, что практически не осталось детей, способных к мгновенному запоминанию и прочному усваиванию информации. Среди учащихся превалирует кратковременная память. И только многократное систематическое повторение материала способно помочь накопить определенный багаж знаний. Выход из этой ситуации я вижу в сокращении, времени общения с гаджетами в пользу «живого» взаимодействия с родителями, социумом. В свою очередь, родителям необходимо хотя бы раз в день останавливать свой ускоренный темп и обращаться к своим детям, больше их обнимать и целовать, одаривать своих чад лаской и вниманием. Отмечу, что таких детей, где родители проявляют участие к их жизни, видно сразу и по общению, и по отношению к своим обязанностям, в их поведении уже сведены к минимуму повышенная возбудимость и агрессия к окружающим, ложные установки и ошибочные жизненные ориентиры. Так, некоторые дети сейчас могут отказываться изучать те или иные предметы, ошибочно предполагая, что знания в данной области просто им не пригодятся в будущем. Их желание стать блогером затмевает понимание того, что в любой профессии важно уметь грамотно писать и красиво излагать свои мысли, иметь расширенный багаж жизненных и нишевых знаний, обладать умениями к освоению нового. Все эти заблуждения легко корректируются элементарным общением с родителями, играми на свежем воздухе, естественным познанием окружающего мира. И здесь, безусловно, не может не вызывать сожаления, отсутствие у нас в поселке разнообразия в сфере досуговой деятельности. Далеко не все наши родители имеют возможность возить детей на развивающие занятия в районный центр, а наши дополнительные занятия в рамках образовательной программы не могут компенсировать все необходимые направления детского развития.

Как признается сам педагог, рабочий день учителя порой достигает до 20 часов труда, в который входит помимо самого времени проведения уроков, их подготовка и проверка тетрадей, консультации и профилактические беседы. Поэтому, сторонний человек, не болеющий душой за свое дело, не испытывающей безграничной любви к детям, не имеющий желания зажечь в их душах огонь знаний, удержаться в профессии наверняка надолго не сможет. Вместе с тем, работа в школе не мешает Тамаре Анатольевне успешно совмещать ее с домашними хлопотами. Вырастив двоих дочерей, она теперь помогает своей старшей дочери Татьяне растить ее детей. Внучата Тамары Анатольевны посещают школу и детский сад, куда их отводит и забирает бабушка. Помогает она делать им уроки и готовиться к предстоящим занятиям. А после уютного вечера в кругу семьи, наступает утро, и Татьяна Анатольевна вновь спешит к своим ученикам в класс, которые с радостью встречают любимого учителя. И глядя на воспитанников, она нет-нет да вспомнит, как на первых порах робела, когда только начинала вести свои первые уроки. В работе учителя очень много нюансов, и они зачастую отличаются от работы воспитателя. К счастью, все эти сложности не стали преградой на пути у педагога. На протяжении всех лет работы в школе Тамара Анатольевна занимается целенаправленной работой по самообразованию, расширяя и углубляя свои теоретические знания, совершенствуя имеющиеся и приобретая новые профессиональные навыки и умения. Помимо чтения профильной литературы, педагогом регулярно осваиваются различные профессиональные курсы повышения квалификации по предметному содержанию и развитию функциональной грамотности обучающихся, реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО, формированию функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов начальных классов, психолого-педагогическим аспектам инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС, оказанию первой помощи, а также ею успешно освоен курс профессиональной переподготовки по программе «Педагогическая деятельность в общем образовании (учитель начальных классов)». Огромную роль в становлении начинающего педагога также сыграли ее нынешние коллеги, а также надежные наставники.

— Для меня наставником с большой буквы стала мой учитель русского языка и литературы — Болдырева Любовь Ивановна. Она не только смогла дать мне глубокие знания по своему предмету, но и была моим классным руководителем, определившим многие ориентиры в жизни. В дальнейшем Любовь Ивановна также стала и моим наставником в профессиональной деятельности. Она помогла мне адаптироваться к новым условиям труда, познакомиться доселе с незнакомыми особенностями школьной жизни, помогла разобраться в особенностях педагогических методик и подаче учебного материала детям. Бесценным опытом явились минувшие годы работы рядом с таким замечательным педагогом. Также, важными и полезными всегда бывают советы моих более опытных коллег, учителей начальных классов — Екатерины Дмитриевны Корноуховой и Ирины Алексеевны Потаниной, имеющих за плечами более 20 лет педагогического стажа. Благодаря усилиям нашего руководителя, директора школы Галины Николаевны Ульяненко в нашей школе с каждым годом становится все комфортнее учиться и работать. И пусть у нас в школе обучается сравнительно небольшой состав учащихся, по сравнению с минувшими годами, администрацией школы делается все, чтобы их пребывание в школе становилось еще более приятным и радостным. А это еще один приятный повод для продолжения специалистами начатого когда-то дела. Выбранные мной в жизни профессии — воспитателя детского сада и учителя – это мое призвание. Мне нравится иметь постоянный живой контакт с детьми, я люблю всех своих учеников и воспитанников. Каждый день, встречаясь по утрам и прощаясь вечерами, я ни на одну секунду не даю усомниться в добрых побуждениях и искренней любви к каждому из них.

В этих словах выражена вся любовь Тамары Анатольевны Кадлубовской к своей работе, в которой она смогла реализоваться как творческий, полный интересных идеей и замыслов специалист, ставящий во главу интересы своих подопечных, каждый день с радостью спешащих к своему наставнику, будучи уверенными, что их всегда встретят с добротой и любовью.

Справочно:

27 сентября отмечается праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников». Идея этого праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. Дата 27 сентября выбрана не случайно. Первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Вместе с мужем основала его Аделаида Семеновна Симонович. Ее заведение принимало детей от 3 до 8 лет. В программе «сада» были подвижные игры, конструирование.

Уважаемые работники и ветераны дошкольного образования Веселовского района!

Примите искренние и сердечные поздравления с профессиональным праздником – Днем воспитателя и всех дошкольных работников! Мы искренне благодарны Вам за сердечную заботу о детях, за внимание и душевное отношение к каждому ребенку. Пусть Ваша жизнь будет беззаботной и спокойной, работа приносит радость, родители ценят Ваш труд, а дети с удовольствием бегут по утрам в сад! Желаем достатка в доме, солнечной погоды и мира в душе!

222