Мир художника в его картинах 8 декабря во всем мире отмечается день художника. Этот всеобъемлющий праздник объединяет многих людей, не только профессионалов и начинающих мастеров, но и ценителей их творений. Поэтому нынешняя дата, это повод поговорить о воплощении прекрасного человеком с кистью и мольбертом. Стать художником, создавать новые образы в изобразительном искусстве, стремиться к раскрытию граней своего мастерства и демонстрации его ценителям прекрасного Екатерина Никонова мечтала с детства. Её школьные годы прошли в содружестве с художественным творчеством и познании основ изобразительного искусства. А в старших классах пришло осознание, что увлечение рисованием — это желаемая профессия в будущем. С этого момента и началась незамедлительная подготовка к поступлению в ВУЗ. Для профессионального обучения было выбрано одно из ведущих профильных учебных заведений высшего образования юга России, а значит, требовалось немало усилий для поступления и обучения в нём. На помощь пришли фундаментальные знания по предмету, освоенные на отделении изобразительного искусства детской школы искусств, под руководством талантливого педагога высшей категории, члена Союза педагогов художников, преподавателя Архитектурно-художественной школы ЮФУ на базе Весёловской школы №1, учителя изобразительного искусства с многолетним опытом преподавания Елены Николаевны Лисько, а также занятия с преподавателями школы профильной подготовке при Ростовской государственной академии архитектуры и искусств. Еженедельные интенсивные уроки не прошли даром, и по выпуску из школы Екатерина была зачислена в студентки Академии архитектуры и искусств ЮФУ.
На протяжении ряда лет она обучалась на факультете «Технологии изобразительного искусства и профессионального образования», готовясь в будущем стать дизайнером. Освоив основы классического художественно-педагогического образования, осознав внутренне стремление к новому направлению, Екатерина продолжила обучение в педагогическом институте на факультете «Технологии изобразительного искусства и дизайна». Всё больше познавая новые грани художественного искусства, она погружалась в этот многогранный мир, осваивала техники, находила новые формы самовыражения. Одним из таких направлений стала работа в технике горячей эмали. Первые работы по этой технологии заняли своё достойное место в выставочных залах города и были удостоены внимания коллекционеров. В рамках одной из таких выставок-продаж была продана её дебютная работа.
Искусство художественного эмалирования захватило внимание юного мастера. Её самостоятельный поиск и самобытные художественные технологии нашли отражение в целой серии творений, посвященных европейской и азиатской культуры, знакам зодиака и иным тематикам. Ныне Екатерине под силу воплощение многих творческих задумок. В её собственной домашней мастерской имеются не только разнообразные фактуры и цветовое многообразие профессиональных красок, но и специализированная высокотемпературная печь, с функцией обжига материалов до 900°C.
Постоянный творческий поиск способствовал формированию многогранной натуры юной художницы, развитию сферы интересов и предпочтений. Её активная творческая деятельность по развитию изобразительного искусства была неоднократно отмечена в выставочных проектах Творческого Союза Художников России, молодёжных фестивалях искусств, выставках-конкурсах молодых художников Дона, всероссийских и международных выставках. А участие в ярком творческом событии международного арт-симпозиума в республике Татарстан послужило отправной точкой в желании освоить педагогическое направление. Осознание новой роли совпало с обучением в магистратуре и номинацией, в числе талантливой молодёжи Дона, на денежное поощрение губернатора Ростовской области.
— Будучи самостоятельным художником, я и предположить не могла, что смогу преподавать изобразительное искусство детям — рассказывает Екатерина. — Только от одной мысли об этом меня сковывал страх и учащался пульс. Я с опасением ожидала своей первой педагогической практики, которую, кстати, с успехом прошла в одной из Ростовских школ. Новой вехой в моём профессиональном становлении можно считать участие в международном арт-симпозиуме. На мероприятии я познакомилась со многими маститыми художниками, которые воодушевленно рассказывали не только и своём художественном творчестве, но и активной преподавательской деятельности. Обучение юных художников знаниям, сотворчество, новый профессиональный опыт, давали им дополнительный источник вдохновения, открывая неизведанные грани творческой натуры. Меня вдохновил услышанный опыт, и я решила объединить профессиональную деятельность художника с преподавательской. Некоторое время я вела занятия изобразительного искусства в городском детском развивающем центре, параллельно преподавала в Весёлом. В итоге, свои стены оказались роднее, и я переехала жить и работать в родной посёлок.
В детской школе искусств им. Н.Е. Сорокина Екатерина Никонова преподаёт уже более семи лет, ежегодно обучая более полусотни детей живописи и основам искусства. Её выпускники активные участники художественных выставок, конкурсов, они успешно поступают в профильные ВУЗы, продолжая профессию своего преподавателя.
— Мне очень нравится работать с детьми. Мы друг у друга учимся, открывая всё время что-то новое. Детская непосредственность важна в творческих работах. Я веду группы по предпрофессиональной и общеразвивающей программам. Они отличаются количеством часов и уровнем подготовки выпускников. К примеру, предпрофессиональная программа предполагает 11 часов еженедельных занятий на протяжении пяти лет, а общеразвивающая несёт в разы меньшую нагрузку и возможность сочетать обучение с иными отделениями школы. Также я работаю с группами раннего эстетического развития. Эти дети обучаются в школе искусств с 4 лет, развивают свои творческие способности на уроках музыки, ритмики, изобразительного творчества. Многие из ребят получают в дальнейшем многоступенчатое эстетическое образование, продолжая своё обучение в начальных и более старших классах общеобразовательной школы. Учащиеся, которые продолжают своё обучение на отделении изобразительного искусства детской школы искусств посещают различные учебные дисциплины: живопись, композицию рисунка, теорию искусств и историю изобразительного искусства, беседы по искусству. Ежегодно мы проводим выставки художественного творчества. Дети сами учатся оформлять свои работы, готовят их к экспозиции. Каждая выставка — это радостное событие для всех и важно, что они общедоступные, любой желающий может посетить их в фойе СДК «Дружба». Также, в рамках выставки, совместно с преподавателем по теории искусств и истории изобразительного искусства Инной Николаевной Глубоковой мы проводим интегрированные занятия-экскурсии по экспозиции выполненных работ. Осознавая результаты планомерной и результативной работы, искренне сожалеешь о невозможности реализации этой деятельности в нынешних условиях. На данный момент, наша работа все более приобретает дистанционный формат, начиная от самих уроков, до выставок картин. В этом есть как свои плюсы, это возможность ребёнку полностью погрузиться в работу над картиной, так и минусы — невозможность учителю лично поправить неверный штрих. Изобразительное творчество — это практическое направление, поэтому важна регулярность и усидчивость. Особо старательные ученики добиваются высоких результатов, осваивают азы профессионального искусства, ещё учась в школе. Поэтому наши выпускники могут продолжить свой творческий путь, сделав его основной профессией. К примеру, выпускник отделения изобразительного искусства, Артем Мясоедов сейчас учится на архитектора в Архитектурной академии, а Екатерина Портнова обучается на факультете графического дизайна в ДГТУ. Всех своих выпускников я регулярно приглашаю к участию в выставках, в которых принимаю участие сама. Так, в минувшем году, Екатерина Портнова прошла отбор на участие в молодёжной выставке Союза художников. Три её работы были приняты к экспозиции. Это для нас очень радостное событие! Вскоре близится новая молодежная выставка, надеюсь, что новые работы моих учеников вновь украсят стены выставочных залов.
Педагог по праву может гордиться достойным творчеством своих учеников, на своём примере демонстрируя высокие результаты авторских работ. Для самореализации ею было выбрано любимое направление в творчестве, которое стало духовным проводников в мире искусств. Им стало современное декоративное искусство в технике горячей эмали.
— Как и у каждого человека, у художника есть личные предпочтения и видение реальности. Я рисую в своём авторском стиле. Классика это не про меня. Свои работы я долго адресовываю, стилизую, дорабатываю, ищу формы, чтобы это было и современно, и находило отклик во мне. Законченные картины я продаю или отправляю на выставки в разные города. Некоторые из них находятся в выставочных залах на реализации. В моих планах на будущее — развитие. Как мастеру, мне хочется организовать мастерскую прикладного искусства, также планирую персональную выставку в одном из выставочных залов города.
Безусловно, амбициозным планам молодого художника суждено сбыться. Талант, творческая самобытность, поддержка единомышленников способны реализовать любые мечты. Главной опорой во всех задумках и планах стал для Екатерины её супруг. Игорь также учился на художественно-графическом факультете, где и познакомился с будущей женой. После переезда в Весёлый некоторое время преподавал в общеобразовательной школе. Сейчас супружеская пара молодых художников прививает своим воспитанникам основы художественного творчества на отделении изобразительного искусства детской музыкальной школы. И в особый для всех художников день, мы хотим пожелать им творческих свершений, пусть Ваши работы будут оригинальны и востребованы, пользуются вниманием коллекционеров и благодарного зрителя.