Совсем недавно мы праздновали День защитника Отечества, и я хочу поделиться воспоминаниями о ветеране войны, близком и дорогом нашей семье человеке — отце моей жены Надежды Павловны, дедушке моих детей, прадедушке моих внуков Павле Ивановиче Масуренко. Для меня Павел Иванович стал вторым отцом, так как своего родного отца, погибшего в начале войны, я знал только по рассказам мамы и бабушки. Для меня важно, чтобы история моей семьи не исчезла бесследно, а передавалась из поколения в поколение…
Павел Иванович был коренным веселовцем, родился он в 1905 году в бедной крестьянской семье.
Впрочем, в то время в нужде жило большинство хуторских семей. Детвора рано начинала трудиться, и это не считалось чем-то сверхъестественным. А вот учиться довелось далеко не каждому. Но Павлу Масуренко удалось окончить четыре класса церковно-приходской школы. И он по праву считался одним из самых грамотных хуторян, к тому же, имея активную жизненную позицию, всегда был в гуще хуторских дел. И не удивительно, что с довольно юного возраста Павел был членом Веселовского комитета бедноты, а затем — секретарем сельского Совета. С созданием в 1935 году Веселовского района он стал секретарем райисполкома. И осенью этого же года был призван в ряды Красной Армии. Служил в автомобильном батальоне и овладел профессией шофера. Отслужив положенный срок, Павел Иванович вернулся в райисполком, с головой окунувшись в работу. Он был счастлив: любимое дело, любимая семья, родные люди рядом.
Но…Шел 1941 год. Неумолимо приближалось 22 июня. Война: «Сдавай, Павел Иванович дела, и — на фронт». Направлен он был в автобатальон на Ленинградский фронт по военной специальности шофер, которая, пожалуй, была здесь самой востребованной и самой опасной. После того, как вокруг Ленинграда в сентябре 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, воды Ладожского озера оставались единственной транспортной артерией (кроме воздушной), по которой осуществлялось снабжение миллионного города. Как только на озере встал лед, по нему пошли легендарные полуторки с различными грузами, главным из которых было продовольствие.
— Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек.
«Водитель, спасай эти жизни!» — такая табличка встречала каждого водителя, съезжающего на лед ставшей известной не только в Ленинграде, но и во всем Советском Союзе Ладожской Дороги жизни,» — вспоминал Павел Иванович. И сейчас слышится мне его голос, и встают перед глазами, как на кинопленке, картины из той далекой военной поры: в голодный Ленинград идут машины, груженные продуктами, в первую очередь, — мукой. Оттуда — с людьми, которых нужно было вывезти из голодающего города. Большую часть пассажиров составляют ленинградские дети. Машины идут с открытыми дверцами. Они могут спасти водителя, но когда полуторка, переполненная людьми, проваливается под лед или попадает под обстрел, эта мера, спасти не может…
Павел Иванович был мужественным человеком, но часто его голос дрожал, а на
глаза выступали слезы, когда он вспоминал о пережитом. В эти моменты мне хотелось обнять отца, разделить с ним его боль. Но я сдерживал себя. Теперь жалею…
…Командование назначило П.И. Масуренко помощником командира батальона, но в связи с трудными условиями, частыми потерями среди водительского состава, ему постоянно приходилось садиться за руль. Постоянно рисковать, отправляясь в очередной рейс: под бомбежками, на предательских ловушках ледяной трассы, на полупустых баках с горючим… Он, конечно же, хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, чтобы лед не подвел, чтобы мотор не заглох в самый ответственный момент, но и знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ. И пока оставался хоть маленький шанс доставить бесценный груз в пункт назначения — сутками крутил баранку. Короткие минуты отдыха выпадали только тогда, когда машина в очередной раз загружалась или разгружалась. Можно было подремать, положив голову на руль…
18 января 1942 года коллектив Ладожской военноавтомобильной магистрали не только выполнил, но и перевыполнил установленный план суточных перевозок: в Ленинград было доставлено2506 тонн грузов при плане 2000 тонн. Это был большой волнующий праздник. А через четыре дня Военный Совет наградил большую группу воинов орденами и медалями…П.И. Масуренко — медалью «За оборону Ленинграда».
…Дорога жизни продолжала действовать до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тысяч человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор. 27 января 1943 года советские войска заняли Шлиссельбург, разорвав кольцо окружения Ленинграда. До полного снятия блокады понадобится еще целый год, но «Дорога жизни» перестала быть единственной ниточкой, которая связывала осажденный Ленинград с большой землей. В это время П.И. Масуренко со своей воинской частью был уже далеко от северного города, с боями продвигаясь на Запад, к Берлину. Судьба хранила его. Павел Иванович вместе с фронтовыми товарищами даже оставил свою роспись на Рейхстаге: знай наших!
…Домой Павел Иванович вернулся вскоре после окончания войны с заслуженными наградами: Орденом «Красной Звезды», с двумя медалями «За оборону Ленинграда», медалями » За взятие Берлина» и «За победу над Германией 1941-1945 г.г.». И вновь после четырехлетнего перерыва приступил к ждавшей его работе — секретаря райисполкома. Был он очень ответственным человеком с открытой душой и добрым сердцем. Потому и тянулись к нему люди, потому и помнят его до сих пор веселовские старожилы. А еще он обладал неиссякаемым чувством юмора и прекрасным голосом. Любимой песней Павла Ивановича была «Застольная Волховского фронта». Мы часто пели с ним вдвоем на семейных праздниках и просто так, когда собирались вместе. Теперь пою один:
» Редко, друзья, нам встречаться приходится,
Но уж, когда довелось,
Вспомним, что было, и выпьем, как водится,
Как на Руси повелось!
«… Ни одно правительство не устояло бы перед такими страшными жестокими ранами, которые нанес Гитлер России. Но Советская Россия не только выстояла и оправилась от этих ран, но и нанесла германской армии удар такой мощи, какой не могла бы нанести ей ни одна другая армия в мире…»- в этих словах премьер-министра Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах Уинстона Черчилля — высокая оценка ратного подвига советских воинов, среди которых был и гвардии капитан П.И. Масуренко.
Сегодня на защите нашей страны стоят внуки и правнуки фронтовиков, достойные их памяти. Без сомнения, они не только выстоят, но принесут победу нашей любимой России и мир всей планете.
Из воспоминаний В.И. Кихтенко, п. Веселый