Воспоминания отца посвящаю годовщине начала наступательной операции «Багратион», названной в честь героя войны 1812 года, операции, когда наши войска, ступив на территорию Польши, погнали фашистов до Берлина.территорию Польши, погнали фашистов до Берлина.
«На войне, как на войне»
Пролечившись шесть месяцев в уральском госпитале после тяжёлого ранения разрывной пулей в грудь в 1944 году, старшина И.Л. Костенко был направлен в артиллерийский гаубичный полк. Солдат с тяжёлыми ранениями не направляли в передовые штурмовые войска, а отправляли во вспомогательные части. Дразнили их «обозниками». Бойцы на это не обижались. Обозником мог стать любой передовик, поймавший пулю в грудь. А выполнять приходилось всё. Наводить переправы, стоя в ледяной воде, таскать снаряды, а когда велись боевые действия — вместе со всеми шли в атаку. Вот такие были обозники.

Прибыв в Белоруссию, И.Л. Костенко был назначен командиром взвода. Здесь готовилось решающее наступление. Всё было в строгой секретности. Эта операция была рассекречена только лишь через шестьдесят лет после окончания войны. Даже продовольствие не направлялось в полном объёме, чтобы разведка врага не могла определить количество советских бойцов. Было голодно. И трое бойцов во главе с Иваном решили подстрелить дикого кабана, порадовать сослуживцев свежениной. Раненый зверь, громко хрюкая, пошёл в атаку на охотников и повредил одному ногу, и вывел солдата из строя. За это должен был ответить командир. Наутро старшина был вызван в особый отдел полка. Капитан особист объяснил, «за умышленное выведение бойца из строя во время боевых действий грозит наказание». Дело передаётся в военно-полевой суд, виновный направляется в штрафной батальон. Больше часа старшина И.Л. Костенко слушал выговор особиста стоя навытяжку. Струи пота бежали вниз по спине, «наполняя сапоги». Так как боевые действия на этом участке ещё не были начаты, дело в военно-полевой суд не передано. А ещё особист оказался земляком Ивана, был он уроженцем станицы Мечётинская. Не чувствуя под собой ног, солдат спешил к себе в расположение. Судьба дала старшине ещё один шанс выжить, и победить в этой войне. За проступки солдаты, попавшие в штрафбат, быстро погибали. Их «бросали» в самые жестокие сражения.

Место, где развивалась операция Багратион, была окружена непроходимыми болотами. Немцы не могли и подумать о наступлении советских войск в этом месте. Но нет предела смекалке и мужеству российского солдата. Плетя из лозы лапти-болотоступы, солдаты могли передвигаться по топким болотам и укладывать бревна, делая лежневки. На руках и своих крепких солдатских спинах перетянув орудия и технику, войска начали стремительные наступления на немецкие позиции, громя и сокрушая их. Громила немцев и троица солдат, не отведавшая мяса дикого поросенка. Им хватило и каши, чтобы успешно уничтожать фашистскую нечисть. Впереди был Берлин.
В настоящем году по воле судьбы потомки Ивана Лукича Костенко внучка Оксана и правнучка Кристина, оказавшись на параде 9 мая в Москве, видели нескончаемую реку бессмертного полка. С портретов смотрели победители фашизма. Смотрят, и говорят: «Потомки, не дайте возродиться коричневой чуме». Это и делают наши войска на Украине, уничтожают эту заразу. Zа Россию, Zа победу, Zа нашу Родину!!!
Костенко Владимир Иванович, х. Красный Октябрь