Попытка Украины провести в январе 2025 года новое наступление в Курской области завершилась провалом. Это ставит под сомнение способность ВСУ к дальнейшим атакующим действиям стратегического масштаба, полагают наблюдатели.
За три дня
Напомним, как развивались события. За трое суток Киев ввел в бой до трех батальонов, которые не смогли даже вклиниться в российскую оборону. ВСУ понесли крупные потери. Они оцениваются в 140 единиц техники и 5000 человек убитыми и ранеными. ВС РФ взяли много пленных.
За трое суток ВСУ потеряли 11% оккупированных ранее территорий.
После непрерывных боев противник снизил активность, но продолжает атаковать.
«Цель этих атак – попытаться нащупать в нашей обороне стыки или промежутки, в которые можно будет ввести свои подразделения и попытаться вклиниться в нашу оборону», – считает военный обозреватель Владислав Шурыгин.
Но российская оборона здесь эшелонирована, и ВСУ лишь несут потери, не в силах добиться результата.
Поэтому украинское командование лихорадочно ищет варианты продолжения «наступа». В распоряжении главкома ВСУ Сырского сохраняются еще значительные силы – до пяти штурмовых и механизированных бригад.
Что дальше?
Эксперты сдержанно оценивают перспективы этого внезапного «оживления» ВСУ. Так, бывший заместитель командующего войсками ЮВО генерал Андрей Гурулев обратил внимание на большие потери ВСУ в Курской области.
Нападение на Курскую область съело практически все с таким трудом накопленные украинские резервы. Теперь Киеву приходится собирать силы заново, написал генерал в своем телеграм-канале.
«Особенно трудно у ВСУ с тяжелой техникой и артиллерией. Танки брать просто негде. Основной донор оружия, США, делиться «Абрамсами» больше не хочет. Артиллерию в достаточном количестве также взять негде. Тем не менее формирование кулака идет», – полагает Владислав Шурыгин.
ВСУ делают ставку на беспилотники, чья дальность и мощь все время наращиваются. Именно БПЛА призваны заменить ствольную артиллерию, которой Украине остро не хватает. Вместо тяжелой бронетехники (танков и БМП) идет массовая поставка бронеавтомобилей всех типов.
«Украина все больше зависит от поставок западной техники, но получает ее все меньше. Для изменения ситуации на поле боя нужно в несколько раз больше поставок, чем сейчас, а также больше солдат», – рапортует Би-Би-Си.
Английская телерадиокомпания указала, что США в последние месяцы передают Украине в основном боеприпасы. В американской помощи почти нет бронетехники и специальных машин, без которых нельзя проводить решительные и маневренные боевые действия. А значит, невозможно наступать.
У ВСУ остается один шанс – они собирают резервы. В тыл на доукомплектование и отдых отведены 15 бригад десантно-штурмового корпуса, корпуса морской пехоты и несколько наиболее боеспособных штурмовых и механизированных бригад.
Все они сводятся в новую боевую группу. В ее состав передаются и вновь сформированные соединения, укомплектованные прошедшими обучение на Западе солдатами, пишет испанская «Паис».
На поле боя
Генерал Гурулев задается вопросом, когда и где произойдет новое наступление ВСУ.
«Ноябрь и март – самое неудобное время для наступления на востоке Украины, время распутицы. Правда, дожди и туманы сковывают действия нашей авиации, что выгодно ВСУ, не имеющим таковой. Но они заземляют и украинские БПЛА, которые широко применяются на фронте», – говорится в докладе Кильского института мировой экономики из ФРГ.
В этих условиях поля становятся непроходимыми для большей части техники, особенно западной, не приспособленной к нашим погодным условиям.
«Зима вполне подходит для активных боевых действий – нет «зеленки», благодаря чему позиции противника и его перемещения легко вскрываются. Но за две зимних кампании ВСУ ни разу не наступали зимой и опыта зимнего наступления не имеют», – продолжает Гурулев.
По его мнению, логично ждать нового «наступа» весной или летом 2025 года.
Зеленский надеется, что к весне на фронте появится очередное вундерваффе («чудо-оружие»), как называют БПЛА с элементами искусственного интеллекта. По мысли украинских генералов, рои самонаводящихся дронов должны будут сыграть роль воздушного тарана, который расчистит путь наступающим украинским бригадам.
Киев уверяет, что скоро начнет производство собственных оперативно-тактических ракет из западных комплектующих на достраивающихся подземных заводах в Карпатах. А еще будут накоплены достаточные материальные ресурсы, в первую очередь боеприпасы.
Еще одно очевидное направление нападения – на Крым, со стороны Орехова или Херсона через реку Днепр. Однако после падения Угледара ВСУ потеряли последний удобный плацдарм для нападения на полуостров, убеждены аналитики.
«Угледар имел ключевое положение для контроля южного фланга сил обороны Украины в Донбассе. Это была чрезвычайно выгодная позиция, господствующая высота, плотно застроенная, которая давала лучшие радиогоризонты для дронов и огневые позиции для всех видов вооружения», – считает военный корреспондент «Нью-Йорк таймс».
По его мнению, потеря Угледара стало серьезным поражением ВСУ, которое будет иметь тяжелые стратегические последствия для Киева. Утрачен важный укрепленный район с большим количеством оборудованных позиций и минных полей. После этого ВС РФ начали усиливать натиск на соседних плацдармах.
«После потери Авдеевки и Угледара измотанным силам Украины не удается остановить наступление российских войск, – пишет немецкая «Вельт». – Ситуация для ВСУ на фронте становится все более сложной».
Если падут последние промышленные центры Донбасса, остающиеся под контролем Киева, российским войскам откроется путь через незащищенную степь в сердце Украины – туда, где расположены крупные города Днепропетровск и Запорожье. Такое мнение неоднократно высказывали военные эксперты. По их убеждению, прорыв на эти территории станет переломным моментом СВО.
Эвакуация украинских войск из Курской области может стоить должности Сырскому, полагает французская «Монд». Вот почему он пытается организовать еще один «контрнаступ». Возможно, последний.
Генерал Гурулев напомнил, чем закончилось последнее наступление Гитлера. В марте 1945 года после трех недель тяжелых боев гитлеровцы так и не смогли прорвать наш фронт в Венгрии. Они были вынуждены начать отвод своих дивизий на исходные позиции, потеряв в боях 40 тысяч убитыми и несколько сотен танков. Но главное, провал наступления полностью деморализовал немцев.
«После Балатона крах рейха стал очевидным даже самым ярым фанатикам. В наших силах повторить это с их наследниками из ВСУ», – подвел итог автор.
Источник публикации: ИА «ДОН 24»