Поступление в первый класс — очень волнительное и важное событие как для детей, так и для их родителей. Подготовка к школе начинается задолго до первого звонка. Что же должен знать и уметь ваш малыш, чтобы успешно стартовать в новом этапе своей жизни?
Знания и умения, перечисленные ниже — это то, что спрашивают ребенка на собеседовании при поступлении в школу. Дети, которые ходят в сад, обычно проходят его прямо там, в привычной обстановке. Детей, которые в садик не ходят, могут пригласить на встречу перед началом учебного года. Такие беседы нужны для того, чтобы распределить всех детей по классам, выявить «слабых» учеников, которым потребуется дополнительная помощь.
Однако, даже если в вашем учебном комплексе предварительных бесед нет, будет полезно проверить своего ребенка на готовность к школе и восполнить возможные пробелы до сентября. Итак, что же должен знать и уметь будущий первоклассник?
Навыки социального взаимодействия и обучения
Важно, чтобы ваш ребенок обладал определенными общими знаниями о себе и мире вокруг, а также развитыми когнитивными навыками, необходимыми для того, чтобы усваивать информацию.
Итак, что же должен знать и уметь будущий первоклассник?
· Называть свое имя, отчество и фамилию, дату рождения и возраст, домашний адрес со страной и городом, в котором живет.
· Называть фамилии, имена и отчества родителей, их профессию.
· Знать времена года, их последовательность с перечислением месяцев и основные признаки (зимой холодно, летом жарко и т.д.).
Времена суток, их последовательность и основные признаки(ночью темно, днем светло и т.д.).
· Знать домашних животных, их повадки и названия детенышей. Дикие животные наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки и названия детенышей. Зимующих и перелетных птиц.
· Различать разные виды транспорта: наземного, подземного, водного, подводного, воздушного.
· Знать виды одежды, обуви, головных уборов.
· Знать разные овощи, фрукты и ягоды.
· Уметь выполнять задание по образцу.
· Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ).
· Уметь внимательно и не отвлекаясь слушать педагога (20-30 минут).
· Запоминать и называть 6-10 предметов/картинок/слов по памяти.
· Сохранять хорошую осанку в положении сидя.
Основы чтения, письма и математики
Одним из ключевых аспектов, которые помогут вашему ребенку чувствовать себя уверенно в первом классе, является знание основ чтения, письма и базовой математики. Это не означает, что ваш ребенок должен знать всю программу первого класса, но знакомство с буквами, цифрами и основными математическими понятиями будет огромным преимуществом.
Не бойтесь, что ребенок «будет все знать» и заскучает – нынешняя программа настолько объемная, что уже имеющиеся знания только станут опорой в ее освоении. Но и излишне торопить события тоже не нужно — если вы видите, что ребенок не испытывает интереса к буквам, заставлять его может быть не просто бесполезно, а скорее даже вредно – ребенок возненавидит учебу еще до того, как она действительно начнется.
Итак, будущий первоклассник должен уметь:
· Свободно считать от 1 до 10 и обратно, знать состав чисел из двух меньших и выполнять счетные операции в пределах десяти (сложение и вычитание). Знать «соседей» чисел.
· Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Иметь представления о плоских и объемных фигурах.
· Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков или шагов. Определять количество и последовательность звуков в простых словах вроде «мак», «дом», «осы», «сани».
· Знать и уметь рассказывать русские народные сказки, знать наизусть стихи для детей.
· Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ и уметь придумать рассказ по картинке или серии картинок.
· Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать и штриховать карандашом, не выходя за контуры рисунка.
· Хорошо владеть ножницами: резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет.
Психологическая и эмоциональная готовность
Ребенка можно назвать готовым к школе тогда, когда у него достаточно развиты волевые качества, самоконтроль и мотивация. Примерно к 7-ми годам игра постепенно перестает быть основной формой деятельности, и на первый план выходит желание узнать, как устроен мир вокруг. Это важно для того, чтобы ребенку было интересно учиться.
Будущему школьнику нужно понимать элементарные правила безопасности: как переходить дорогу (даже если он не ходит в школу самостоятельно), как позвонить в полицию, что делать, если случился пожар. Ребенок должен знать, что нельзя трогать посторонние вещи, разговаривать с незнакомыми людьми и тем более уходить с ними. Не лишним будет знакомство и с «правилом трусиков» — оно говорит о том, что все, что находится под трусиками, относится к интимным зонам, которые не должен видеть никто, кроме родителей и врача (с разрешения родителей). Научите ребенка пользоваться мобильным телефоном или детскими часами, чтобы он мог позвонить вам, если что-то случится.
Не менее чутко стоит отнестись и к эмоциональной готовности ребенка. Здорово, если он будет понимать, какие чувства испытывает в тот или иной момент, уметь справляться с частью из них самостоятельно, а также знать, что он всегда может с вами ими поделиться всем, что его беспокоит. Проговаривайте все эмоции и время от времени обсуждайте с малышом, что делать, когда их испытываешь.
А если нет?
Как помочь ребенку, если он чего-то не знает или не понимает? В процессе обучения дети могут столкнуться с трудностями, и это нормально. Если вашему ребенку не даются буквы, счет или что-то другое, важно найти подходящий способ помощи.
Позаниматься дома. Регулярные занятия могут помочь вашему ребенку улучшить свои знания и навыки. Вы можете работать с ним над материалом, который он не понимает, используя различные учебные материалы и методики, а также игры и задания, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Обратиться к нейропсихологам. В случае, если трудности вашего ребенка продолжаются или у него есть особенности развития, обращение к нейропсихологу может быть полезным. Эксперт поможет определить причины затруднений и разработать индивидуализированный план помощи и поддержки.
Отдать на подготовку к школе. Для некоторых детей дополнительные занятия с опытными преподавателями могут стать эффективным способом подготовки к школе. Такие занятия могут быть направлены на развитие конкретных навыков и поддержку в освоении учебного материала.
Помните, что школа — это действительно новый и достаточно сложный этап в жизни ребенка. Но бояться его не нужно. Именно от вашего настроя во многом зависит, как ребенок преодолеет все вызовы, которые встану на его пути. Верьте в свое чадо, поддерживайте его и помогайте развивать интерес к учебе. С вашей заботой, любовью и верой в его способности ваш ребенок сможет успешно адаптироваться к новой жизни в школе и открыть для себя мир знаний
По материалам Doctor Bimunika
Фото freepik com