Врачи во всем мире предупреждают о коварстве COVID-19. Эта инфекция нередко протекает тяжело даже у молодых и чревата множеством осложнений. Последствия ощущаются спустя несколько месяцев после выздоровления. «За день половина пациентов — переболевшие», — говорит врач-ревматолог Александр Шишкин. В интервью РИА Новости он рассказал, что такое постковид и почему важно вакцинироваться.
- Александр Николаевич, вы не работаете в красной зоне, а наблюдаете тех, кто переболел. К вам приходят после тяжелой формыCOVID-19?
- — Совершенно необязательно. Есть даже бессимптомники. Например, моя коллега, врач, сравнительно легко перенесла инфекцию, соблюдала все предписания, а теперь у нее миокардит.
Этот коронавирус очень необычный. При эпидемии гриппа люди болеют почти одинаково — насморк, горло, как осложнение — пневмония. Все типично. А у COVID-19 разные клинические проявления, нередко несоответствие между самочувствием и степенью поражения легких, много последствий, включая неврологические нарушения: бессонницу, раздражительность, ухудшение памяти.Мой заболевший коллега описывал и фотографировал все этапы. В первый день для него пропали запахи, а это поражение мозга. На второй день выскочила кожная сыпь, потом вспухли вены на голове как при васкулите, появилась слабость, и затем он пошел на поправку. Столь разная симптоматика в течение нескольких дней — это крайне необычно. В общем, гадость та еще.
— На что жалуются ваши пациенты?
— Я занимаюсь в основном аутоиммунными заболеваниями, поэтому ко мне приходят с разнообразными артралгиями, миозитами, общей слабостью, изменениями в анализах, которые говорят об аутоиммунном следе после COVID-19 — высокими показателями ревматоидного фактора, C-реактивного белка. Есть пациенты с артериальной гипертензией, тремором рук как при паркинсонизме. По мере лечения это проходит, что указывает на фактор стресса. Некоторые отмечают боли в мышцах, суставах как при гриппе, причем это затягивается надолго. Несколько раз возникал тромбоз глубоких вен на фоне ковида, в том числе и от неправильного лечения.Проблема еще в том, что ковид лечат врачи любого профиля, хотя это дело инфекционистов, да и они не всегда знают, как правильно. С другой стороны, разнообразные, полиморбидные проявления могут требовать участия разных специалистов. К тому же подходы к терапии очень быстро меняются. Судя по последней научной литературе, антибиотики далеко не всегда эффективны, потому что пневмония, которая возникает при COVID-19, чаще не бактериальная, а аутоиммунная. Противовирусные лекарства показали себя неоднозначно, также как и новый класс биопрепаратов на основе антител к интерлейкинам, использующихся в ревматологии. Сейчас, по сути, единственное, что помогает в тяжелых случаях, — дексаметазон. Нельзя лечить по методичке. Медицина должна быть персонализированной. Особенно, когда мы очень мало знаем про заболевание.
— Что вы думаете об эффективности вакцин?
— То, что их разработали так быстро, — это большое благо. Здорово, что есть несколько вариантов, значит, можно выбрать. Есть некоторые опасения, что препараты придется менять из-за того, что вирус быстро мутирует. В Индии недавно выявили вариант сразу с тремя мутациями. Скоро будет массово доступна вакцина Центра им. Чумакова, сделанная по традиционной технологии из убитого вируса. В принципе, она подходит для людей с аутоиммунными и тяжелыми хроническими заболеваниями, онкологией.Много инновационных работ в этом направлении. В Институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге член-корреспондент РАН Александр Суворов изобрел вакцину на основе микробиоты, которую надо принимать внутрь. Есть варианты в виде капель в нос.Сейчас, во время пандемии, надо вакцинироваться тем, что есть. У нас это в основном «Спутник V». Люди с диабетом, ожирением, ишемической болезнью сердца прививаются, и каких-то серьезных побочных эффектов я до сих пор не наблюдал.
— Если сравнить риски от COVID-19 и вакцинации…
— Не сравнимы. Риск от болезни гораздо более высокий, и совершенно непонятно, как она себя поведет. Да и постковидных осложнений достаточно много. Конечно, часть людей с хорошим клеточным иммунитетом перенесет инфекцию легко или избежит заражения. Есть и средства дополнительно укрепить иммунитет. В 90-е мы с коллегами из НИИ гриппа изучали роль вирусов в развитии внутренних болезней, в частности аутоиммунных заболеваний почек. В ответ на инфекцию в организме вырабатывается интерферон. При некоторых тяжелых диагнозах, таких как волчанка или нефрит, интерферон низкий или нулевой, поэтому вирусные инфекции развиваются быстро и с тяжелыми последствиями. В качестве заместительной терапии разрабатывали и применяли генно-инженерные препараты интерферона с противовирусным действием. Витамин D также активно участвует в формировании противоинфекционного иммунитета. Осенью и зимой людям нужно его принимать для профилактики.
— Пожилым обязательно прививаться?
— Пожилые, с одной стороны, менее мобильны, меньше тусуются, более осторожны. Поэтому меньше риск заражения. Молодежь бравирует, без маски ездит в метро. Но пожилые переносят COVID-19 тяжелее, потому что у них хуже клеточный иммунитет, они мало бывают на солнце, отсюда дефицит витамина D, стресс. Вакцинировать пожилых — это правильно. Сначала надо проконсультироваться с врачом, чтобы исключить обострение хронических заболеваний, в том числе аутоиммунных, таких как ревматоидный артрит, волчанка, нефрит, бронхиальная астма.
— Население не очень охотно вакцинируется. Как вы думаете, с чем это связано?
— Возможно, ждут вакцину «КовиВак» с «убитым вирусом», потому что больше доверяют апробированным технологиям. Некоторые ученые высказывают опасения, что последующие прививки «Спутником V» будут не так эффективны из-за выработки антительного иммунитета на аденовирус и потребуется ревакцинация другим препаратом. У разработчиков другое мнение. А ведь есть еще и клеточный иммунитет… Обычным людям сложно во всем этом разобраться. Да и белых пятен много — сколько раз нужно прививаться, через какой срок, когда сформируется коллективный иммунитет, надо ли вакцинировать детей, беременных. Нужны глобальные эпидемиологические исследования.
— Оправданно ли требование носить маски после прививки?
— Думаю, да. У людей после первой дозы возникает эйфория, желание активно общаться. Но риск заболеть сохраняется. Такие случаи уже описаны, правда, в легкой форме, но все же. Можно и после второй подхватить инфекцию. Я считаю, что к лету волна заболеваемости спадет. Осенью COVID-19 вернется, возможно, станет сезонным заболеванием. Грипп тоже никто не отменял. Надеюсь, к тому времени окончательно закончатся клинические исследования «КовиВака» и «ЭпиВакКороны» от «Вектора». Считается, что у них меньше риск побочных эффектов. В общем, будем оптимистами.