Eкатерина Буданова родилась 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянка Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне — Вяземский район, Смоленская область).
После окончания школы уехала в Москву, работала на заводе им. М.В. Хруничева, училась в аэроклубе. После окончания аэроклуба работала лётчиком-инструктором.
С началом Великой Отечественной войны направлена в Саратов переучиваться на Як-1. После обучения направлена в женский авиаполк, прикрывавший Саратов (586 иап). 10 сентября 1942 была направлена в 437 авиационный истребительный полк, воевавший под Сталинградом. 2 октября в паре с лётчицей Беляевой обнаружила группу из 12 немецких бомбардировщиков и атаковала их, заставив их сбросить бомбы в степь. Тем самым была сорвана операция по бомбёжке станции Эльтон. 6 октября Буданова в одиночку атаковала группу из 13 Ju-88 и сбила один из них. Это была её первая победа.
В середине ноября 1942 года в ожесточённых боях в небе над Сталинградом она уничтожила в группе два Me-109, а затем бомбардировщик Ju-88. В одном из боёв её ведущий Владимир Лавринёнков подбил He-111, но и его машина тоже была повреждена и Eкатерина Буданова сопровождала почти неуправляемую машину до самой посадки.
В конце ноября назначена в группу «свободных охотников». 10 декабря, возвращаясь с задания, была атакована парой Me-109. Приняла бой и сбила ведущего.
В одном из вылетов истребители обнаружили 19 бомбардировщиков Ju-88 летевших под прикрытием истребителей FW-190. Баранов вместе с Будановой атаковал истребители, приказав остальным бить бомбардировщики. В бою командир повредил один из немецких истребителей, а Буданова добила его.
23 февраля 1943 года награждена орденом Красной Звезды.
В начале марта возвращаясь со свободной охоты, обнаружила самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189, который называли «рамой». Догнала его и уничтожила. Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей.
До июня сбила ещё 2 истребителя противника, а 17 июля бомбардировщик Ju-88.
19 июля Буданова была назначена в прикрытие группы Ил-2, направлявшихся на штурмовку в район Миус-фронта. Вблизи г. Антрацит группа была атакована немецкими истребителями. В упорном бою с группой Me-109 Буданова была сбита. Eй удалось посадить самолёт в поле, и подбежавшие местные жители, наблюдавшие за боем, вытащили лётчицу из самолёта. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание, и была похоронена на окраине села Новокрасновка.
Командование полка представило Eкатерину Буданову к званию Героя Советского Союза, но это звание ей присвоено не было, поскольку она считалась пропавшей без вести.
По числу побед, одержанных в воздушных боях, среди женщин-истребителей уступает только Лидии Литвяк.
Лидия (Лилия) Владимировна Литвяк (18 августа 1921 — 1 августа 1943) — Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант. Погибла в возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом. Посмертно была дважды повышена в звании — до лейтенанта в 1943 году и до старшего лейтенанта в 1990 году.
Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года.
С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков.
В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).
13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.
В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.
11 февраля 1943
года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ю-88 и в группе FW 190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.
23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.
22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.
5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.
В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.
21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин.
15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них.
В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.
Долгое время о событиях Миус-фронта вспоминали редко, в учебниках истории тоже не было ни слова, как и о боях под Ржевом, и под Вязьмой, а архивы в течение длительного периода были закрыты. Это умалчивание обычно связывают с колоссальными человеческими потерями, допущенных из-за ошибок командования Южного фронта в 194143 годах, которые даже теперь, спустя столько лет признать непросто. Но эти трагические события по своей значимости, кровопролитности и масштабам потерь могут быть сопоставимы с битвой на Курской дуге. А неприступность этого оборонительного рубежа протяженностью в 100 км, который пролег от Самбека по реке Миус до Красного Луча в Донбассе, можно сравнить с линиями Маннергейма и Мажино.
После побед на Северном Кавказе и в Сталинграде, чтобы освободить от захватчиков Донбасс и юг Украины, Красной Армии было жизненно необходимо прорвать Миус-фронт. Это удалось сделать только в ходе ожесточенных боев в июле-августе 1943 года, пожертвовав сотнями тысяч человеческих жизней.
Основная линия обороны Миус-фронта начиналась у побережья Азовского моря к востоку от Таганрога, затем проходила по реке Миус, что и дало название всей линии. Глубина укреплений местами доходила до 11 километров. Вдоль реки линия проходила по правому, более высокому берегу. Здесь были использованы частые обрывы, высоты, овраги и скалы, характерные для данного участка Донецкого кряжа. Всего для обороны было задействовано порядка 800 населённых пунктов в полосе шириной 45-50 километров. Для сооружения укреплений использовались рельсы, лес со складов на шахтах, разбирались дома местных жителей.
Были сооружены цепи дотов и дзотов, пулеметные и артиллерийские гнезда, заминированы поля, прорыты траншеи, противотанковые рвы и выставлены проволочные заграждения. Ширина минных полей была не менее 200 метров. Плотность дотов и дзотов доходила до 20-30 на квадратный километр.
Штурм Саур-Могилы — очень важный этап в борьбе за прорыв Миус-фронта, был начат 28 августа 1943 года. В нем участвовали части 96-й гвардейской стрелковой дивизии, которой командовал гвардии полковник Семён Самуилович Левин. 29 августа после артналёта советские войска почти захватили вершину, но контратака немцев в направлении хутора Саурмогильский оттеснила нападавших. Высота окончательно была взята утром 31 августа. В ходе этих сражений, только в течение нескольких дней погибло 18 тысяч советских воинов.
Цена строительства музея -178 835 659 руб.
Отправьте SMS с текстом САМБEК и суммой пожертвования на короткий номер 7715