Поправкой в федеральный или региональный законы планируется установить единый минимум выплат на питание – не меньше 136 рублей в день.
В донском парламенте обсудили вопрос обеспечения горячим питанием детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Заседание круглого стола «Особенные дети – особенный подход. Практика обеспечения питанием» прошло 17 марта.
По словам председателя комитета Заксобрания по образованию Светланы Мананкиной, еще в 2019 году лишь 42 из 55 муниципальных образования Ростовской области обеспечивали учеников с ОВЗ бесплатным двухразовым горячим питанием. На сегодняшний день соцподдержку таким детям предоставляют все муниципалитеты.
Всего в образовательных учреждениях региона обучаются 13 674 дончанина с ограниченными возможностями здоровья: среднее профессиональное образование получает 221 учащийся, в областных школах-интернатах учатся более 5 000 детей (из них 510 — на дому), в муниципальных школах – 8 415 детей (2 231 на дому).
Принятый в сентябре 2020 года Областной закон позволяет выплачивать компенсацию семьям с детьми с ОВЗ, обучающимися на дому (от 2 700 до 3 250 рублей в месяц). Муниципальные образования также приняли меры поддержки таких семей – взамен школьного обеда дети поучают сухой паек или денежную компенсацию. Нерешенным вопрос остался лишь в городе Шахты.
– За последний год ситуация изменилась коренным образом. Школьники с ОВЗ, обучающиеся на дому, практически во всех городах и районах области стали обеспечиваться либо сухим пайком, либо, что, на наш взгляд, является самым верным решением, денежной компенсацией. То есть родители могут сами распорядиться деньгами и купить именно то, что необходимо их ребенку по особенностям его здоровья. Компенсационная выплата введена в 23 муниципалитетах, в остальных, за исключением города Шахты, семьям с детьми с ОВЗ предоставляют сухой паек, – сообщила Светлана Мананкина.
Но есть и незакрытые вопросы. Так, из-за противоречий между двумя Федеральными законами — «Об образовании» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — в муниципалитетах возникает сильная разница в финансировании детских обедов.
– Финансовое бремя по обеспечению питанием лежит на учредителе образовательной организации. Если это муниципальная школа, то средства должен выделить муниципалитет. Так гласит Федеральный закон «Об образовании». В результате в одних территориях мы видим 20 рублей в день на питание одного ребенка, а в других — в разы больше. Так, конечно, быть не должно. Качество социальной поддержки не должно зависеть от места жительства семьи. При этом средств должно хватать, чтобы кормить детей в соответствии с СанПиН, то есть не менее 136 рублей на учащегося в день, — подчеркнула Светлана Мананкина.
Решить проблему можно внесением изменений в законодательство областного или федерального уровней. В связи с этим участники круглого стола рекомендовали комитету по образованию подготовить обращение донских парламентариев к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину об устранении противоречий между двумя нормативно-правовыми актами – отраслевым законом об образовании и законом о местном самоуправлении.
Участники заседания коснулись вопроса переоборудования школьных столовых, необходимого для организации питания детей с ОВЗ. Для этого также необходимы контроль за качеством продуктов и составом меню со стороны диетологов. Помощь донскому региону в этом вопросе может оказать федеральный центр.
– На заседаниях рабочей группы первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко неоднократно говорил о значительном увеличении нагрузки на школьные столовые. Поэтому на федеральном уровне рассматривается вопрос о разработке отдельной программы по модернизации школьных пищеблоков. Если она будет принята, это станет существенным подспорьем и нашему региону, – рассказала депутат Госдумы от Ростовской области Лариса Тутова.
Круглый стол состоялся в рамках партпроекта «Единой России» «Особенное детство». В 2017 году его инициировал спикер донского парламента, секретарь регионального отделения партии Александр Ищенко. Цель проекта – устранить преграды особенных детей в их социализации и интеграции в общественную жизнь.