Подобно фотоплёнке фиксирует память человеческая и хорошее, и плохое, что было в жизни и то, что хотелось бы забыть, и то, что нельзя забыть до конца жизни…
… Сообщение о вероломном нападении Фашистов на нашу Родину 32-летний НикиФор Лебединский встретил на больничной койке. Целых два года тяжёлая болезнь не давала ему встать в ряды бойцов за Советскую Родину. И только в феврале 43-го года он был зачислен рядовым в 690-й стрелковый полк 248-й дивизии. Eго полк принял участие в прорыве обороны немцев в районе Миуса. Августовским утром взвились в небо ракеты — сигнал к наступлению. «Заговорила» артиллерия. В течение часа она обрабатывала укрепления немцев. По очередному сигналу начал атаку стрелковый полк. Переправившись через Миус, наши бойцы под ураганным миномётным огнём противника смогли закрепиться на западном берегу реки. Среди бойцов появились убитые, раненые. Командир роты приказал Лебединскому помочь санитарам. А сам, установив связь с артиллеристами, корректировал их огонь. Но немцы обнаружили сигнальщика, забросав их минами. И уже Никифор бежит к тяжелораненому лейтенанту, вдвоём с юной медсестрой Верой. На куске брезента они перетаскивают командира к берегу. На пути их настигает мина. Погибает Вера. Контуженый Лебединский вместе с командиром скатывается в обрыв…
Очнувшись в медсанбате, он услышал: «Мы обязаны вернуть этого человека к жизни, к его пятерым детям». Целый год провёл Никифор Иванович в госпиталях. И до последних дней жизни он был благодарен труженикам медицины, которые боролись за его здоровье. Вернувшись с фронта инвалидом второй группы, он пошёл работать в колхоз. Был скотником, чабаном, сторожем. И только после очередной тяжёлой операции в 1970 году он оставил работу. На склоне лет, когда в доме собирались девять его детей и 13 внуков, Никифор Иванович, глядя на них, был счастлив тем, что не видели и не знают ужасов войны эти дорогие ему люди.
Материал предоставлен Весёловской межпоселенческой центральной библиотекой