Один звонок до помощи
В России номер «112» является единым номером вызова служб экстренного реагирования. Также, более 20 лет данный трёхзначный номер официально утверждён в качестве действующего номера экстренной помощи во всех странах Европейского Союза, а 11 февраля ежегодно отмечается как Европейский День экстренного вызова 112. Ежедневно только в нашем районе по этому номеру поступает сотни звонков, а в городах цифры исчисляются тысячами. За годы работы служба «112» доказала свою состоятельность и эффективность, завоевав доверие людей. Миновав пятилетний рубеж своего становления «Система 112» прошла экзамен на прочность, объединив воедино самые различные аппаратно-программные комплексы, аварийно-спасательные службы, социальные службы и структуры территориальных субъектов РФ. Поэтому, любая экстренная ситуация, произошедшая на границе территориальной единицы или за её пределами, без замедления устраняется силами ближайшего подразделения службы спасения, помощь будет оказана всем, кто в ней нуждается. Однако не каждому простому обывателю известно, как на деле работает эта служба, в каких случаях необходимо набирать трёхзначный номер, и почему данная система может спасти жизнь в опасных ситуациях? На эти и другие вопросы в интервью нашей газете ответил начальник отдела ГО и ЧС при Администрации Весёловского района Яна Михайловна Заиченко.
— Добрый день. Яна Михайловна, в Весёловском районе достаточно давно и успешно работает Единая дежурно-диспетчерская служба. Какие задачи и почему были адресованы недавно созданной «Системе 112»? Или ЕДДС не справилась с возложенными на неё функциями?
— С 1 сентября 2016 года в Весёловском районе был запущен пилотный проект по внедрению системы- «112». Опыт по сокращению времени на реагирование экстренных служб и оказание экстренной помощи населению при угрозах жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях или чрезвычайных ситуациях оказался успешным. Работа по принципу «одного окна» была признана комфортной для населения района. Отпала необходимость запоминать множество других номеров телефона, которые в случае чрезвычайной ситуации, человек может перепутать или просто забыть, и немаловажно, значительно были сокращены сроки реагирования экстренных служб, а значит, увеличились и шансы на спасение. Все эти преимущества были замечены весёловцами, о чём свидетельствуют сотни поступающих звонков на пульт инспекторов ЕДДС-112 ежедневно. Люди сообщают о пожарах, авариях на дорогах, нарушениях условий жизнеобеспечения населения, просят психологической помощи. И что самое главное, номер 112 никогда не бывает занят или вне зоны действия сети! Можно дозвониться в течение 8 секунд с любого телефона – стационарного или сотового, даже если в нем нет sim-карты. Если человек оказался вне зоны доступа своего сотового оператора, он все равно дозвонится на номер 112. А далее, при помощи автоматической системы, единой для всех служб экстренного реагирования, оператор, принявший вызов, составляет карту происшествия. С точностью до 100 метров, определяется местоположение абонента, а также ближайшие к нему экипажи скорой помощи, полиции и пожарной, которые незамедлительно, направляются по обозначенному адресу.
Если же говорить о функциях Единой дежурно-диспетчерской службы, то они значительно шире, чем у «Системы-112». Инспекторы ЕДДС не только принимают звонки по отдельно выделенной линии, но и отвечают за дальнейшую отработку вызова службами быстрого реагирования. Службы ЕДДС и ЕДДС-112 трудятся единым коллективом, дополняя друг друга. И это относится не только к их работе в одном помещении, а в первую очередь, к слаженной, четкой, результативной организации деятельности. Вместе с тем, следует понимать, что сотрудники ЕДДС не имеют собственной техники и не выезжают на место ЧС или других ситуаций. Инспектор ЕДДС лишь собирает информацию от служб и организаций района, участвующих в устранении последствий ЧС и происшествий. В их обязанности входит только донести информацию до соответствующих служб и координировать их действия.
И всё-таки, когда следует звонить на номер 112?
— Номер 112 в России предназначен для использования в экстренных ситуациях и для получения консультаций по вопросам безопасности и способам защиты от чрезвычайных ситуаций. Если у вас возникла экстренная ситуация или проблема, когда требуется немедленная помощь служб экстренного реагирования: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, «Антитеррор» — просто наберите номер 112 и к Вам придут на помощь. Во всех случаях Ваш звонок попадёт в центр обработки вызовов службы «112». Кроме вызова экстренной службы, оператор сможет проконсультировать звонившего по вопросу выбора правильной тактики действий в критической ситуации.
К сожалению, многие люди ввиду плохой информированности и непонимания всей серьёзности пользуются номером не по прямому назначению. Не звоните по номеру 112 в случаях получения справочной информации иного характера, кроме экстренной ситуации! Не стоит думать, что служба-112 приедет и решит любую вашу проблему. При возникновении частных проблем, связанных с электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, гражданам гораздо целесообразней обратиться в ресурсоснабжающую организацию напрямую. Не следует звонить на 112 при проблеме с банковской картой, когда перегорела лампочка, при конфликте с соседями. Подобные звонки только перегружают экстренную линию и иногда лишают попавших в беду возможности спасения. Но если же кто-то всё же решил шутить на линии, то помните, что за ложный вызов «112» лицу грозит административная ответственность по ст. 19.13 КоАП «Заведомо ложный вызов специализированных служб» в виде штрафа. Нужно учесть, что при звонке вряд ли удастся сохранить анонимность. Даже при звонке без сим-карты оператор увидит уникальный номер и потенциально сможет идентифицировать личность звонящего. Если вызов был совершен по ошибке, стоит сообщить об этом оператору, иначе оператор системы будет вынужден дозвониться на ваш номер, чтобы убедиться, что все в порядке. Звонки по Единому экстренному номеру 112 принимаются операторами круглосуточно, без взимания платы и даже при отсутствии в телефоне сим-карты и сотовой сети, при отрицательном балансе. Также стоит отметить, что все разговоры с дежурными и оператором-112 записываются.
— На какие вопросы необходимо будет ответить гражданину, в случае обращения в ЕДДС 112?
— В первую очередь, звонящему необходимо справиться с эмоциями и чётко суметь сообщить где находится, какая возникла проблема и помощь какой службы требуется (пожарная охрана, скорая медицинская помощь, полиция или аварийная газовая служба). В то время, пока службы экстренного реагирования едут к месту происшествия, гражданин должен быть готовым ответить на уточняющие вопросы оператора, чтобы определить необходимые ресурсы для оказания экстренной помощи. Также нельзя забывать об этике общения и не переходить на оскорбления. После звонка не стоит занимать линию: оператору экстренной службы может потребоваться дополнительно связаться со службами быстрого реагирования, для уточнения нужных сведений. Перезванивать вновь и занимать линию необходимо только в том случае, если ситуация на месте происшествия ухудшилась или улучшилась. Также данную информацию возможно отправить по смс. Данный сервис также позволяет глухим и слабослышащим людям отправлять смс — сообщение о помощи в службы экстренного реагирования. Важно! Суметь написать все необходимые данные — ФИО, возраст, место происшествия и факт ЧП — и направить сообщение на номер 112. Далее следовать поступающим инструкциям оператора. Не только взрослые, но и дети должны знать телефон экстренного реагирования, своё имя, имена родителей и место работы, адрес и домашний телефон. С детьми обязательно должна быть проведена взрослыми беседа о том, что номер «112» служит только для экстренного вызова оперативных служб.
— Расскажите о сотрудниках службы. Какой подготовкой должен обладать специалист 112?
— В числе инспекторов службы – квалифицированные специалисты, к ним предъявляются весьма высокие требования, а также рекомендации к регулярному прохождению переподготовки на базе Учебно-методического центра по делам ГО и ЧС Ростовской области. Ежедневно в смене районной службы круглосуточно дежурят инспектор ЕДДС и инспектор ЕДДС-112. А всего в службе работает 10 специалистов: инспекторы ЕДДС 112 — Оленберг Инна Александровна, Заикина Галина Петровна, Саушкина Виктория Николаевна, Кирилюк Надежда Викторовна, старший инспектор ЕДДС 112 — Шайдурова Наталья Николаевна; инспекторы ЕДДС — Бардик Людмила Евгеньевна, Козурман Вячеслав Геннадьевич, Авдеенко Андрей Алексеевич, Оленберг Светлана Александровна, старший инспектор ЕДДС — Письменский Алексей Даниилович.
Многие наши сотрудники работают в структуре с момента образования службы. Все специалисты имеют соответствующее образование, на должном уровне владеют компьютерными программами и, что немаловажно, — эти люди прошли психологическое тестирование на готовность работать инспекторами службы. И, если человеку действительно нужна помощь, даже если он в панике или в истерике, в Службе-112 знают, как помочь.
Работа инспекторов ЕДДС-112 требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости. Поэтому их обучение — важное и необходимое дело, требующее регулярного прохождения аттестации. За добросовестный труд, высокий профессионализм и ответственность многие из специалистов имеют благодарственные грамоты и похвальные листы.
— Не так давно районный центр посёлка был оснащён камерами видеонаблюдения. Расскажите об этом проекте, и какое отношение он имеет к работе Службы-112?
— В 2021 году комплекс «АПК Безопасный город» введён в режим постоянной эксплуатации на всей территории Ростовской области. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» — это комплексная информационная система безопасности, основанная на внедрении новых информационных технологий для выявления и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, автоматизированной передачи информации в службы экстренного реагирования, оперативной ликвидации последствий ЧС и происшествий. В Весёловском районе на мониторы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» выведено 13 камер видеонаблюдения, находящиеся на социально-значимых объектах: школы, больница, стадион, центральная площадь посёлка, кинотеатр «Дружба», здание Администрации Весёловского района. Таким образом, в Единой дежурно-диспетчерской службе 112 владеют достоверной информацией о передвижении школьных автобусов, машин скорой помощи, об исправности датчиков пожарной сигнализации. В перспективе планируется расширение аппаратно-программного комплекса, усовершенствование системы работы, нормативной и материально-технической базы проекта, установка камер на всех потенциально-значимых объектах.
— Какие слова и пожелания хотели бы адресовать сотрудникам и коллегам Единой дежурно-диспетчерской службы 112?
— Уважаемые сотрудники Весёловской Единой дежурно-диспетчерской службы 112! Сердечно поздравляю вас с юбилейным годом! Пять лет вы находитесь на страже спокойствия жителей муниципалитета, помогаете в трудную минуту, оперативно реагируете на события. За это время, номер «112» стал известен каждому жителю Весёловского района, что говорит о высоком качестве Вашей работы.
Также хочется сказать спасибо сотрудникам и руководителям, которые создавали эту систему на территории района, оказывали помощь людям в трудных ситуациях с самого первого дня работы пилотного проекта: Васюкову Сергею Петровичу, Письменскому Алексею Данииловичу, Саушкиной Виктории Николаевне, Кирилюк Надежде Викторовне, Шайдуровой Наталье Николаевне, Хардиной Татьяне Григорьевне.
Во всех тревожных ситуациях Вы находили слова утешения, принимали верные решения, кому, когда и куда приходить на помощь.
Дорогие друзья! Хочется пожелать Вам и Вашим семьям крепкого здоровья, благополучия, достатка и успехов. Не сдавайте позиции, продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, стремитесь к новым высотам в таком непростом, но безмерно важном и нужном деле – спасении человеческих жизней.