САМЫЙ ФАНТАСТИЧEСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ТОННEЛЬ
Япония — страна резких и необычных контрастов. Туристам и путешественникам трудно понять, как там все устроено. Не располагая достаточными природными ресурсами, закупая их в других странах, японцы, тем не менее, имеют самый высокий в мире уровень экономического развития. Средняя продолжительность жизни тут приближается к 90 годам!
Попав в Японию, поражаться можно многому. Страна расположена на архипелаге, в составе которого свыше шести тысяч (!) островов. Самые крупные — Кюсю, Хоккайдо, Сикоку, Хонсю.
Одна из серьезных проблем Японии — частые цунами и землетрясения. Они очень опасны, поскольку их невозможно предсказать. Кроме того, часты тайфуны и штормы. В прошлом веке (1954 год) тайфун в одном из проливов архипелага затопил пять пассажирских паромов. Число жертв превысило 1000 человек. Паромное сообщение между островами было временно прервано, поскольку затонувшие паромы надо было поднять со дна мощными кранами и отремонтировать.
Правительство Японии после столь крупной морской катастрофы решило сообщение между островами ориентировать на строительство подводных тоннелей. Проектирование железнодорожного тоннеля Сейкан продолжалось 9 лет! Трудности были огромные. По проекту общая длина тоннеля превышала 50 км. Из них 23 км и 300 м надо было «пробить» под дном моря. Сложность же состояла в том, что местность — гористая, а для безопасности от землетрясений тоннель требовалось под дном моря проложить в недрах на глубине 100 метров. При этом до дна от поверхности было еще 140 метров. Это значило, что тоннель надо было с одной стороны пролива плавно «опустить» в недра, а затем столь же плавно «поднять» на другой стороне пролива.