Наши юбиляры – золотой фонд страны. Каждый раз, беседуя об их судьбе, понимаешь, что столько лишений, труда, испытаний смогли бы пройти далеко не все из последующих поколений потомков. Откуда же люди старой закалки, черпают силы? У каждого ответ свой. Вот и наша юбилярша, Татьяна Алексеевна Манохина, утверждает, что в её жизни хорошего было мало, больше трудностей, а секрет долголетия сокрыт в труде.
С мечтой о хорошем
«Я очень многое прошла, но дожила до 90 лет» — признаётся юбилярша. И действительно, за столь продолжительные годы жизни, женщина повидала всякое: войну, восстановление народного хозяйства, становление колхозов, голод, холод, изматывающие трудовые будни. И совсем уже не удивляет тот факт, что по прошествии прожитых лет, по её биографии, можно изучать историю страны.
Родилась Татьяна Алексеевна в Курской области, в семье сельских тружеников, Алексея Ивановича и Ефросиньи Григорьевны Антоненко. Её малая Родина, хутор Дубочки, стала одной из тех многих деревенек, в которую в сентябре 1941 года стремительно ворвалась война. Приближаясь к родному порогу, она забрала с собой самое дорогое – родных и близких. В селе началась мобилизация мужского населения для защиты отчего края от врага. По всей Курской области велась подготовка к эвакуации, и большая тяжесть легла на плечи женщин и детей. А когда оккупанты ворвались в село, началось самое страшное…
— Мы сидели в окопах – брат и я – вспоминает юбилярша. — С нами была ещё одна соседская девочка. Мама всё время выглядывала, в ожидании передышки, с готовностью бежать к печи, чтобы приготовить хоть что-нибудь съестное и принести нам. А потом, немцы стали собирать местных жителей, в большинстве своем женщин и подростков, копать окопы для солдат. Узнав, что мама должна куда-то уйти, мы подняли плач с причитаниями: «с кем же мы будем?, на кого ты нас оставляешь?», ухватились за подол и не пускали её ступить даже шаг с места. Одно хорошо, что нас, детей, немцы особо тогда не обижали, то сахарком угостят, то про своих отпрысков расскажут… вот и в тот раз, один из солдат сказал: «пусть остается, всё-таки, дети…». Так хуторян угнали на работы, а мама осталась. Но через некоторое время, где рыли окопы, началась стрельба. А как прекратилась, с той стороны понесли убитых и раненых. Долго мы потом оплакивали наших знакомых и родных.



Стремительно пролетали дни, огонь становился то тише, то усиливался во сто крат. И вот настал тот момент, когда в село победоносно вошли советские солдаты и вытворили фашистскую нечисть с нашей земли. Радость и ликование охватили всех, от мала до велика. Закончились те лишения и беды, которые принесли своим «визитом» оккупанты, уничтожая у местного населения домашнюю скотину и всё съестное в закромах, изнуряя работами и гнётом жителей села.
— Нам повезло, картошку земля родила хорошо, было что есть, с голоду не пухли. Да и корову нашу немцы не тронули, не успели забрать. Благодаря этому и выжили. А когда оккупантов выгнали, и всё прекратилось, мы решили с нашего села уехать. Держаться там было уже не за что, хаты погорели, начинался голод. Отец тоже ещё домой не вернулся с войны, а только пришло извещение, что пропал без вести… После отъезда в Ростовскую область маминых родителей, засобирались и мы. Собрав всё до кучи, отправились мы в непростой путь. Ехать пришлось на крыше поезда. А он весь грязный, словно в саже. Мама нас крепко обнимала, чтобы мы не попадали в низ. Было очень страшно.
Когда же беззащитная женщина и её двое малолетних детей всё-таки добрались до Красного Кута, их встречали новые испытания жизни. А спасительной безграничной радостью стало возвращение кормильца из плена. Воссоединившись, семья принялась за дело. Засучив рукава, они трудились не покладая рук.
— На новом месте я окончила три класса. И вышла на работы в колхоз. Собирала колоски, выполняла разные поручения в поле. Жилось нам тогда трудно, познали мы голод и холод. В школу ходили за кусочком хлеба, который выдавали каждому ученику. А в колхозе, работникам, наливали по половнику супа. Я ходила с котелком за пайкой, вот только не всегда доносила до дома. Пока дойду, не выдержу, и выпью навар.



В тоже время, в семье появился самый младший её житель, Афанасий. И уже в полном составе, в поисках лучшей жизни, Афанасьевы переехали в хутор Прогресс. Достаточно повзрослев, Татьяна Алексеевна, совместно с другими юными извозчиками, была озадачена поручениями, возить на быках короба с зерном. При этом девушка уверенно командовала своими подопечными: «Цабы- цок, цабы-цок» и они понимали. С достаточно сложной работой юные извозчики справлялись браво, если быки доставались хорошие. Татьяне Алексеевне на этот счет везло. Отец подбирал для неё лучших быков, чтобы хоть как-то облегчить и без того тяжелый труд дочери на поле. А вместе с тем, ей также доверяли выбивать из-под буколя калюку, сидя на прицепном за трактором… Нам, нынешнему поколению, этот важный по тем временам труд, уже и не представить в красках. «Сейчас нет такой калюки», говорит юбилярша. «Сейчас всё по-другому», с осознанием событий ушедшей эпохи, поддерживаю я. И ещё больше удивляюсь, безграничному трудолюбию советского народа, их умению, вопреки всем обстоятельствам, с оптимизмом преодолевать все трудности и испытания, выпавшие на их долю.
«Вопреки всем сложностям, я всегда думала только о хорошем» — звучит как подтверждение из уст юбилярши, возникшее рассуждение.
Один раз и на всю жизнь
Татьяна Алексеевна никогда не кичилась трудом. С 14 лет, она, щуплый подросток, наравне со взрослыми, работала не покладая рук. И в скором времени за ней в колхозе закрепилась молва трудяги, во всём передовой колхозницы. Поэтому, с переездом в соседний хутор Цугейкин, ей доверили уход за одиннадцатью коровами, назначив на должность доярки. И, несмотря на свои юные годы, с порученной обязанностью девушка справлялась прекрасно, за что она многократно награждалась премиями и памятными подарками на общеколхозном собрании.
О такой юной, передовой доярке прознал и колхозный шофер из соседнего хутора, парень бравый и обстоятельный, Манохин Николай Григорьевич. По роду службы, забивая силосные ямы на ферме Цугейкина, он мог наблюдать за усердной дояркой, а уже познакомиться помогли с ней друзья-водители.
— … Как-то шоферы подъехали до хаты, где вёдра для дойки наши стояли. А мы, доярки, уже направились коров доить. Иду я мимо, а меня дружок Васька Городов подзывает, и говорит: «У тебя есть черная корова? Вот принеси нам из-под черной коровы белого молока». Так, шутя, мы и познакомились.
Из-за разницы в возрасте и проживанию в разных хуторах, молодые люди до этого дня и не знали друг друга. Но немного пообщавшись, почувствовали нежность и взаимную любовь. А в скором времени, состоялась и их свадьба. В привычных для местности традициях за невестой в дом приехали свекры на запряженной лошадьми повозке. Невеста была одета в штапельное платье, с фатой из марли, и венком, который посчастливилось взять у кого-то напрокат. В жару сыграли торжество — «всё пошло хорошо. Скромно посидели самыми близкими родственниками, вот и всё застолье» — отзывается о том дне Татьяна Алексеевна.
Сорок восемь лет, в ладу и гармонии прожили супруги Манохины вместе. В своём союзе они родили и воспитали двоих замечательных детей — дочь Валентину и сына Юрия. И, как говорится, в русской поговорке: «Жили не тужили». Да и некогда им было поддаваться эмоциям, нужно было трудиться и детей поднимать.
— В целом, мы неплохо жили. После свадьбы, я пошла работать на свинарню, а муж всё также трудился шофером. Первые несколько лет мы жили с его родителями в землянке. Со свекровью нам всё время приходилось её обмазывать. Постройка была вся сделана из глины и при любом дожде текла. Только подмажем крышу, дождь прошел, смыл всю глину, начинаем мазать заново. А как-то нам подсказали, что надо молоком пожелтить крышу. Мы так и сяк им обмазывали её. Но, с новым дождем всё осталось по-старому. Так и жили, пока не начали свой дом строить. А, к слову, жило нас в этой хатёнке пять душ, и всё пространство её было занято лежанками с маленьким и узким проходиком между ними. Как-то нам удавалось там размещаться, до сих пор удивляюсь.


Центр притяжения
Супруги Манохины недолго ютились в тесной землянке. Не теряя времени они взялись за обустройства быта. И за плоды своего труда были вознаграждены достойными условиями жизни, хоть и путь их к этому благу был достаточно непрост.
— Трудно было нам строиться. Хоть и помогали родители, а работа была сложная. Нам приходилось нанимать людей для помощи, вымешивать вручную саман и растворы. А воду носили на коромыслах из балки. Многие строительные материал необходимо было буквально «доставать». Так, мужу удалось из командировки в Молотовскую привезти кое-каких дрючков, из которых сделали мы сарай. В целом же, мы смогли с мужем выстроить новую хату, пристроить пристройку и коридор, провести позднее газ и удобства. И зажить по-человечески.
А тем временем, уже подрастали любимые дети. Они всегда были рядом со своими родителями, скрашивая их будни и внося посильный вклад в общее дело. Не было на тот момент в хуторе и детского сада. Первые группы начали свою работу только спустя несколько лет, после появления в семье младшего ребенка. А родителям нужно было работать, дабы обеспечивать свою жизнь и жизни своих детей. В этот период для Татьяны Алексеевны основной стала работа на току, где ей приходилось трудиться в разных направлениях: сортировка, веялка и другие. В воспитании детей активно помогала молодой невестке свекровь. А когда уже детвора подросла, то они сами стали активно участвовать в ведении домашнего хозяйства.
— Уходя на работу, я всегда давала детям поручения. Нужно было в коромысле принести воды, навести порядок, забрать и подоить корову. Готовила чаще я сама. Мне приходилось много работать и дети никогда не роптали на поставленные перед ними задачи, а наоборот, старались всё выполнить наилучшим образом. Хотя, бывали у нас разные случаи. Как-то я прихожу с работы, а сын с друзьями кабаки со всего огорода собрал и в колодец скидывает. Оказывается, интересно им стало посмотреть, как овощи булькают в воду. Так, половину огорода кабаков они отправили в колодец. За проказы ругала, но никогда не била. А теперь вот уже и всё давно прошло. Свадьбы сыграли детям хорошие, сватовство сделали достойное. Жили средне, а тянулись, чтобы не хуже, чем у людей. Мы всегда работали, держали хорошее хозяйство, откладывали, копили. Во дворе были и корова, и телок, и поросята.
Несмотря на то, что супруги Манохины, по нынешним меркам, были малограмотными, всего по нескольку классов образования, своих детей они выучили и помогли им окрепнуть в жизни. Дочь получила образование бухгалтера-финансиста. Училась и работала в Ростовском отделе соцобеспечения по Ростовской области. А выйдя замуж за своего одноклассника, возвратилась в родной хутор, где работала в Весёловском отделении сбербанка и в библиотеке. Сын Юрий после школы трудился механизатором в колхозе, служил в армии, выполнял свой интернациональный долг в Афганистане. И как бы ни складывалась судьба сына и дочери, родители всегда были рядом, готовые в любой момент подставить своё крепкое плечо. Они научили их самоотверженно трудиться, на своём примере подтверждая народную мудрость, что «терпение и труд, всё перетрут».
В достаточно большом послужном списке Татьяны Алексеевны значатся не только многочисленный отработанные трудодни в колхозе, но и кропотливые часы работы в магазине Отдела рабочего снабжения, кирпичный завод, аптека. И где бы наша юбилярша ни трудилась, везде выполняла свои поручения на совесть, всегда была на передовых позициях, за что неоднократно награждалась премиями, почетными грамотами за добросовестный труд и высокие показатели в работе. Трудовой стаж Татьяны Алексеевны Манохиной составил 45 лет неуемного, тяжелого, кропотливого труда.
Наша юбилярша является обладательницей самых больших сокровищ в мире – это двое детей, трое внучат, двое правнуков, которые часто навещают свою бабушку-долгожительницу. В их семье царит любовь и забота о самом уважаемом человеке. В исполнении православных традиций поддерживает маму дочь Валентина. «Возможно, моя вера и дает мне силы, наполняя меня духовно — признаётся юбилярша. — Давно уже нет моих подружек по улице, а я вот до сих пор живу».
Татьяна Алексеевна является неугомонным созидателем и в свой большой юбилей она вновь загадала иметь во дворе новые постройки, а также, поставить забор. И вероятно, очень скоро мечты смогут стать явью. А ещё, одним из любимых её увлечений является исполнение песен. Выступая в паре с одной и родственниц, на счету исполнительниц встречи и проводы в армию, свадьбы и различные семейные торжества. Любимой песней, которую исполняла юбилярша, стала композиция «Под окном широким». Всегда песням Татьяны Алексеевны аккомпанировал на гармошке её супруг. Услышав прекрасные звуки музыки, со всего хутора шли люди, собирались у двора, пели песни.
И как же здорово, что наша юбилярша является обладательницей таких замечательных воспоминаний, которыми она щедро делится со своим сыном Юрием. Совместно, под руководством мамы, сын вкусно готовит и взял на себя заботу о родительнице. Вот уже прошло много лет, как они живут, душа в душу. А самым частым гостем в их доме, является дочь Валентина. И все домочадцы с любовью говорят, обращаясь к с разговором к бабушке: «ты наш огонёк, центр нашего притяжения».
Ольга Маринина









