Ежегодно, 22 ноября, отмечается профессиональный праздник российских специалистов, работающих в области психологии.
День психолога был учрежден в честь первого съезда Российского психологического общества и отмечается уже без малого несколько десятков лет. Актуальность данного праздника бесспорна в современном мире, так как наравне с физическим здоровьем, особое значение имеет и психическое (ментальное) благосостояние человека. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье говорит о состоянии благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал и способен справляться с обычными жизненными стрессами, контролировать поведение, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества.
В повседневной жизни помочь человеку преодолеть страхи, комплексы, разобраться в себе, своих поступках, выяснить первопричину тех или иных ошибочных решений и достичь гармонии в жизни, призван специальный человек — психолог — иными словами, «врачеватель душ». Психологи, педагоги-психологи востребованы в детских садах, школах, общественных учреждениях. Некоторые специалисты являются авторами методик, курсов, позволяющих разрешить возникшие трудности, ведут тренинги личностного роста. Они позволяют выработать в человеке качества, необходимые для продуктивной работы и жизни.
Одним из таких специалистов является Светлана Александровна Неменущая, педагог-психолог Веселовского центра творчества, посвятившая свой профессиональный путь коррекционно-развивающей работе с детьми, психолого-педагогической диагностике, профилактике и просвещению родителей, педагогов и учащихся. Отметим, что в данной организации Светлана Александровна трудится второй год. До этого специалист более десяти лет работала в органах опеки и попечительства Веселовского района, а также следила за психологическим здоровьем детей и сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Веселовского района.
Специфика занимаемой должности все эти годы требовала от Светланы Александровны большое количество дополнительных знаний. Помимо навыков и умений, касающихся психологии взрослого человека, специалист осваивала знания по психологии детей разного возраста. Это очень разноплановые знания, поскольку дети раннего возраста – это один пласт знаний, младшие школьники – другой, подростки – третий. А это особая энергозатратность. О специфике работы психолога и профессиональных планах на будущее Светлана Александровна рассказала нам в своем интервью.
— Кто такой «психолог» в детском учреждении?
— Это человек, который создает благоприятную психологическую обстановку в организации, осуществляет наблюдение за психологическим здоровьем детей, родителей, коллег.
— Что входит в Ваши обязанности?
— В первую очередь, это диагностика и ее анализ, выявление каких-либо особенностей детей; проведение консультаций, направленных на разрешение запроса, а также коррекционных занятий, нацеленных на изменение и/или исправление каких-то особенностей; проведение развивающих занятий, с целью развития каких-то особенностей; организация и проведение профилактических и просветительских мероприятий — игры, акции, конкурсы и иные направления работы, нацеленные на недопущение возникновения каких-либо проблем; осуществление организационно-методической работы — работа с документацией, составление отчетов.
— Кто может обратиться к Вам за помощью, и с какими проблемами чаще приходят «посетители»?
— Постоянные гости моего кабинета ученики и их родители или законные представители. Обращаются ко мне с совершенно разными вопросами, к примеру, это обеспечение успешной социализации и успеваемости учащихся, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей, психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе и коррекционно-развивающая работа, профилактика и просвещение родителей в вопросах взаимоотношений с детьми и недопонимания, а также, обсуждение с детьми конфликтных ситуаций с родителями, одноклассниками, учителями.
— В последние годы Вам пришлось работать с детьми, находящимися в разных жизненных ситуациях. С какими трудностями приходилось сталкиваться?
— Где бы мне ни приходилось работать, общение с детьми – это всегда большая ответственность и сильные переживания, сопровождающиеся неизменным желанием помочь. Сложно и трудно работать с детьми с сочетанными нарушениями в развитии и с различными неизлечимыми заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом подходе и тщательном выборе индивидуальных методик работы с ними. К сожалению, не всегда радует жизненная позиция и наших взрослых, не желающих познавать новое в общении с их детьми, уделять им достаточно времени. Родительские всеобучи, организуемые мною один раз в месяц, явное тому подтверждение. На мероприятия, длительностью всего 30 минут, приходит только четверть всех родителей. А здесь очень важно помнить о пользе такого общения. Совсем недавно мы обсудили с родителями вопрос, какие книги должны быть у ребенка и как их читать, поговорили, как бороться с детскими страхами. Актуальной стала встреча с родителями по вопросу общения с ребенком и его незыблемые правила. Мы все выходим из детства и очень важно, чтобы взрослые об этом не забывали и «10 ФОКУСОВ при общении с ребенком» призваны им в этом помочь:
- Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
- Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”
- Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
- Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
- Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
- Вместо: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
- Вместо злого: “По попе захотел?”
Попробовать шутить: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”
- Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
- Вместо нудного: “Сколько раз повторять?”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”
- Вместо строго: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”
Вот такие «волшебные фокусы» будут полезны любому родителю. Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, а главное — реакция ребенка!
Возможно, еще и поэтому, несмотря на все сложности, удовлетворение, которое я получаю от работы с детьми, по силе и яркости несравнимы со всеми другими эмоциями.
— Какие направления развивающей деятельности разработаны и внедрены в Вашу психолого-педагогическую работу на данный момент, а что планируется в ближайшем будущем?
— На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Нашими приоритетными направлениями сопровождения дошкольников были определены задачи по созданию условий для комплексной подготовки к обучению в школе, содействию в адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитию самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. Также, в этом учебном году, по предложению директора Центра творчества Г.А. Лямкиной, мной реализуется новый психолого-адаптационный курс по подготовке учащихся 5 и 6 лет к обучению в школе. Здесь мы учим детей работать со своими эмоциями и управление ими, познаём окружающий мир, через общение осуществляем принятие общественных норм. С учащимися 6 лет мы целенаправленно осваиваем программу по подготовке к школе, которая предполагает различные сферы готовности ребенка к обучению, как физической, так и психологической. Также имеются у нас планы и в построении новых занятий, только уже для детей подросткового возраста, нацеленного на поддержку учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детском коллективе и другие.
— Что бы Вы пожелали коллегам в ваш профессиональный праздник?
— Больше позитива, высоких результатов, положительных эмоций, счастливых моментов.
Ольга МАРИНИНА