Новости Веселовского района

22 ноября — День психолога

Ежегодно, 22 ноября, отмечается профессиональный праздник российских специалистов, работающих в области психологии.

День психолога был учрежден в честь первого съезда Российского психологического общества и отмечается уже без малого несколько десятков лет. Актуальность данного праздника бесспорна в современном мире, так как наравне с физическим здоровьем, особое значение имеет и психическое (ментальное) благосостояние человека. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье говорит о состоянии благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал и способен справляться с обычными жизненными стрессами, контролировать поведение, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества.

В повседневной жизни помочь человеку преодолеть страхи, комплексы, разобраться в себе, своих поступках, выяснить первопричину тех или иных ошибочных решений и достичь гармонии в жизни, призван специальный человек — психолог — иными словами, «врачеватель душ». Психологи, педагоги-психологи востребованы в детских садах, школах, общественных учреждениях. Некоторые специалисты являются авторами методик, курсов, позволяющих разрешить возникшие трудности, ведут тренинги личностного роста. Они позволяют выработать в человеке качества, необходимые для продуктивной работы и жизни.

Одним из таких специалистов является Светлана Александровна Неменущая, педагог-психолог Веселовского центра творчества, посвятившая свой профессиональный путь коррекционно-развивающей работе с детьми, психолого-педагогической диагностике, профилактике и просвещению родителей, педагогов и учащихся. Отметим, что в данной организации Светлана Александровна трудится второй год. До этого специалист более десяти лет работала в органах опеки и попечительства Веселовского района, а также следила за психологическим здоровьем детей и сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Веселовского района.

Специфика занимаемой должности все эти годы требовала от Светланы Александровны большое количество дополнительных знаний. Помимо навыков и умений, касающихся психологии взрослого человека, специалист осваивала знания по психологии детей разного возраста. Это очень разноплановые знания, поскольку дети раннего возраста – это один пласт знаний, младшие школьники – другой, подростки – третий. А это особая энергозатратность. О специфике работы психолога и профессиональных планах на будущее Светлана Александровна рассказала нам в своем интервью.

— Кто такой «психолог» в детском учреждении?

— Это человек, который создает благоприятную психологическую обстановку в организации, осуществляет наблюдение за психологическим здоровьем детей, родителей, коллег.

— Что входит в Ваши обязанности?

— В первую очередь, это диагностика и ее анализ, выявление каких-либо особенностей детей; проведение консультаций, направленных на разрешение запроса, а также коррекционных занятий, нацеленных на изменение и/или исправление каких-то особенностей; проведение развивающих занятий, с целью развития каких-то особенностей; организация и проведение профилактических и просветительских мероприятий — игры, акции, конкурсы и иные направления работы, нацеленные на недопущение возникновения каких-либо проблем; осуществление организационно-методической работы — работа с документацией, составление отчетов.

— Кто может обратиться к Вам за помощью, и с какими проблемами чаще приходят «посетители»?

— Постоянные гости моего кабинета ученики и их родители или законные представители. Обращаются ко мне с совершенно разными вопросами, к примеру, это обеспечение успешной социализации и успеваемости учащихся, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей, психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе и коррекционно-развивающая работа, профилактика и просвещение родителей в вопросах взаимоотношений с детьми и недопонимания, а также, обсуждение с детьми конфликтных ситуаций с родителями, одноклассниками, учителями.

— В последние годы Вам пришлось работать с детьми, находящимися в разных жизненных ситуациях. С какими трудностями приходилось сталкиваться?

— Где бы мне ни приходилось работать, общение с детьми – это всегда большая ответственность и сильные переживания, сопровождающиеся неизменным желанием помочь. Сложно и трудно работать с детьми с сочетанными нарушениями в развитии и с различными неизлечимыми заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом подходе и тщательном выборе индивидуальных методик работы с ними. К сожалению, не всегда радует жизненная позиция и наших взрослых, не желающих познавать новое в общении с их детьми, уделять им достаточно времени. Родительские всеобучи, организуемые мною один раз в месяц, явное тому подтверждение. На мероприятия, длительностью всего 30 минут, приходит только четверть всех родителей. А здесь очень важно помнить о пользе такого общения. Совсем недавно мы обсудили с родителями вопрос, какие книги должны быть у ребенка и как их читать, поговорили, как бороться с детскими страхами. Актуальной стала встреча с родителями по вопросу общения с ребенком и его незыблемые правила. Мы все выходим из детства и очень важно, чтобы взрослые об этом не забывали и «10 ФОКУСОВ при общении с ребенком» призваны им в этом помочь:

  1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”

Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

  • Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”

Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”

  • Вместо грубого: “Убери за собой”

Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”

  • Вместо рассерженного: “Не мешай!”

Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”

  • Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.

Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

  • Вместо: “Ляжешь ты, наконец, спать!”

Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

  • Вместо злого: “По попе захотел?”

Попробовать шутить: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

  • Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”

Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

  • Вместо нудного: “Сколько раз повторять?”

Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”

  1. Вместо строго: “Руки помыл?”

Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

Вот такие «волшебные фокусы» будут полезны любому родителю. Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, а главное — реакция ребенка!

Возможно, еще и поэтому, несмотря на все сложности, удовлетворение, которое я получаю от работы с детьми, по силе и яркости несравнимы со всеми другими эмоциями.

— Какие направления развивающей деятельности разработаны и внедрены в Вашу психолого-педагогическую работу на данный момент, а что планируется в ближайшем будущем?

— На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Нашими приоритетными направлениями сопровождения дошкольников были определены задачи по созданию условий для комплексной подготовки к обучению в школе, содействию в адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитию самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. Также, в этом учебном году, по предложению директора Центра творчества Г.А. Лямкиной, мной реализуется новый психолого-адаптационный курс по подготовке учащихся 5 и 6 лет к обучению в школе. Здесь мы учим детей работать со своими эмоциями и управление ими, познаём окружающий мир, через общение осуществляем принятие общественных норм. С учащимися 6 лет мы целенаправленно осваиваем программу по подготовке к школе, которая предполагает различные сферы готовности ребенка к обучению, как физической, так и психологической. Также имеются у нас планы и в построении новых занятий, только уже для детей подросткового возраста, нацеленного на поддержку учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детском коллективе и другие.

— Что бы Вы пожелали коллегам в ваш профессиональный праздник?

Больше позитива, высоких результатов, положительных эмоций, счастливых моментов.

Ольга МАРИНИНА

Метки: День психолога
100

Читайте также

Новости Веселовского района
В социально-реабилитационном отделении Центра социального обслуживания Веселовского района в рамках реализации программы «Школы ухода» медицинская сестра Елена Ивановна Павлюкова провела…
Новости Веселовского района
25 июля ежегодно отмечается День сотрудников органов следствия Руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел Западного межрегионального следственного управления…
Новости Веселовского районаПоздравления
Уважаемые сотрудники и ветераны органов следствия Веселовского района! От всей души поздравляю Вас с профессиональным праздником — Днем сотрудника органов…
Новости Веселовского районаОбразование
Для меня «Движение Первых» — это семья, сотрудничество, умение работать в команде, раскрытие своих талантов, лидерских качеств, путешествия и, конечно…