«Самое счастливое время – сейчас»… Когда маме — 90!
Нежным, милым, женственным посвящается
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира — от Матерей!» Максим Горький.
Женщина – великое слово. Она олицетворяет собой начало жизни, любви, счастья на Земле. На свете нет человека роднее матери. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бесконечную любовь, заботу. У женщины верное и доброе сердце, излучающее тепло, у нее неутомимые руки, которые все могут: шить и стирать, стричь и готовить вкусный обед. Нынешняя публикация из цикла статей о многодетных мамах посвящена одной из таких женщин, чей опыт и мудрость достойны уважения. Внимательная, отзывчивая, справедливая и просто обаятельная и душевная женщина с непростой судьбой — Лидия Хаксеповна Ким – мать четверых детей, многодетная бабушка и прабабушка. Совсем недавно женщине довелось отметить свой солидный юбилей в 90 лет. Интересна и непроста судьба нашей героини, но также знаменательна и сама дата рождения юбилярши. Так уж было положено судьбой, начать свою жизнь с первого весеннего праздника, олицетворяющего собой вечное, всё самое светлое, доброе и красивое –8 марта — Международный женский день.
Отметить юбилей с внушительной цифрой – почетное дело. Разделить двойную радость праздничного дня — поистине знаковое событие. Поздравить юбиляршу-маму, бабушку, прабабушку в назначенный день собрались её родные, близкие, друзья. За праздничным столом имениннице были адресованы самые тёплые слова пожеланий долгих лет жизни, здравия и благополучия. По случаю столь знаменательного события, в весенний мартовский день, мы тоже поспешили навестить долгожительницу, и задать ей несколько вопросов о жизни, женской доле, судьбе, счастье, красоте и долголетии.
— Совсем недавно Вы отметили значимый и красивый юбилей с числом 90. Пройден достаточно длинный путь, сохранивший большую историю жизни. Откуда он берет свои истоки, где Ваша малая Родина?
— Родилась я в Приморском крае, в городе Владивосток, где прожила первые три года своей жизни.
— Кем были Ваши родители? Вы из большой семьи?
— Мой папа, Ким Хак Сеп, работал грузчиком, а как возвратился с войны, устроился на машинно-тракторную станцию в колхозе, работал на бензозаправке. Мама, Ким Чя Бон, смотрела дома за детьми. У родителей родилось 14 детей, но выжило только трое. Мой старший брат был 21 года рождения. Он работал в типографии, выпускал газету. Раньше печатные машинки были ножные, буквы подставляли вручную. Средний брат родился в 29 году, а я в 34-м. Старший брат и папа были коммунистами.
— Ваше детство пришлось на годы войны. Помните ли Вы это время?
— Помню хорошо. Ещё до войны нас вместе с другими корейцами переселили в Казахстан. Уже оттуда, в 1942 году отца и старшего брата забрали в трудовую армию на фронт. Они воевали под Москвой. В 1944 году их отпустили домой. Мне тогда уже исполнилось 10 лет. Годы войны были тяжелыми. Но мы жили не плохо, имели свой дом. По хлебным карточкам, наша семья получала ржаной хлеб. А дома у нас была корова, которая спасала от голода. Мама надоит вечернего и утреннего молока, оденет вёдра на коромысло и идёт в дом к одной русской семье, где на сепараторе перегоняла молоко. Отдав в счет оплаты литровую банку молока, она забирала баночку сметаны и пропущенное молоко. Его она потом кипятила и добавляла туда кофе. Затем шла на железнодорожную станцию, рядом с которой мы жили. Отмеряя пол-литровой кружкой напиток, она продавала его проезжающим. А ещё, она несла с собой на продажу длинные дыни-красномяски. Их мама покупала оптом на рынке, резала на дольки и предлагала желающим. Благодаря маминым стараниям мы были избавлены от голода.
Спасала она меня тогда и от смертельного солнечного удара. Я чудом осталась жива. А случилось это, когда меня послали за лекарством в аптеку. Мой младший братик заболел, и аптекарша должна была для него изготовить медикаменты. Утром ходил в аптеку средний брат, но не дождался и отправил на смену меня. Но лекарство было ещё не готово и мне сказали прийти позже. А идти-то до дома далеко и я осталась ждать у аптеки. Солнце тогда уже светило очень ярко, да так, что в раскаленных песках можно было варить яйца и запекать картошку. В ожидании, я играла на солнце. Будучи тогда ещё совсем ребенком, я не понимала той опасности, которая была сокрыта в этих ярких лучах. Завидев над дверью аптеки гнездо ласточки, я захотела его достать. Полезла за ним наверх и вдруг мне стало нехорошо. Я потеряла сознание и упала вниз, ударившись головой о землю. Очнувшись и придя в себя, я кое-как добралась до дома. Каждый шаг отзывался мучительной болью во всем теле, не было сил идти. Я стала звать маму, но её нигде не было. Как и другие женщины, она пошла к соседке, готовить кашу и парить рыбу к национальному празднику. Не найдя родительницу я легла на корейскую печь в доме и потеряла сознание. Дальше я уже ничего не помню. Мама рассказывала, что мне вызвали врача. Он спросил, сколько я уже нахожусь в бессознательном состоянии и сказал, что раз я ещё не умерла, значит, выживу. У нас в аптечке был нашатырный спирт, который мне всё время давали нюхать. Ночью я наконец-то пришла в себя. А на утро ко мне стали возвращаться силы. Я была непосидячая, шустрая была. Поэтому, заслышав, что на станции сгорел товарный вагон, помчалась туда. Огонь в вагоне не успел всё уничтожить, от обуглившегося текстиля оставались небольшие кусочки белой ткани. Их я принесла домой. Срезав непригодные части, мама выкроила для меня из уцелевших кусочков рубашку и нижнее белье.
— У детей того времени война украла самое дорогое – детство. Помните ли Вы свои первые трудовые будни?
— Нас рано приучали к труду. Пока мама торговала на рынке, я была на хозяйстве. Убирала, готовила еду, кормила скотину и ухаживала за хозяйством, присматривала за младшим братом. По возвращении отца в 1944 году с фронта, мы переехали в Ташкент. Здесь я пошла в школу. Учеба у меня не складывалась из-за частых недомоганий и болезней. Я подолгу отсутствовала на уроках, и годы моей учебы растянулись до совершеннолетия. Я успела окончить 5 классов школы. Часто с классом мы выезжали на работы в поле, собирали хлопок.
— Как произошло Ваше судьбоносное знакомство с будущим мужем?
— Замуж меня сосватал дядька. Как-то в один из вечеров, когда мужчины собрались на ужин, он сказал одному парню, чтобы тот женился на мне. Они всё и продумали, написали для меня письмо, в котором Александр приглашал меня прогуляться. А я уже тогда освоила шитье, одевалась хорошо: юбочка в складку, блузка с белыми рукавами, белые матерчатые тапочки с синей каемочкой. Волос длинный, красивый. А у меня мама строгая была, со двора ходить не разрешала. Но как-то вечером я пошла с Александром прогуляться, где он и стребовал с меня обещание дружить. А раз слово дала, надо его держать.
— Как складывалась Ваша семейная жизнь?
— Когда Александра забрали в армию, я уехала работать в швейное ателье в Ахангаран. Там я освоила пошив мужских костюмов. А спустя четыре года он вернулся со службы, и мы поженились. В 1956 году родился наш сын Платон, через три года дочь Элеонора, затем Роза и младший сын Константин. Тяжело было нам детей поднимать. Денег всё время не хватало, приходилось занимать. Мы поначалу жили с его родителями. Муж работал шофером в совхозе, я занималась хозяйством, воспитывала детей. Когда дети немного подросли и пошли учиться в школу, я некоторое время работала мастером швейного мехового цеха, была цыплятницей на совхозной птицефабрике.
— Когда Вы стали жителем посёлка Весёлый?
— Впервые мы приехали сюда ещё в 1971 году на заработки. Посадили арбузы. Но продать свой урожай нам не удалось. Первые арбузы у нас отобрали, не смогли мы их продать, Я убеждала тогда мужа, чтобы он не расстраивался: «Никто не умирает, все живы. Руки, ноги есть, заработаем ещё, проживем». А затем мы посадили новый урожай бахчи и лука, но выпал крупный град и уничтожил всё. Он побил все длинные арбузные плетения, большие стебли лука повредил. На другой день кругом так пахло луком! Я тогда сказала, что больше сюда не приеду. Мы возвратились в Ташкент к родне. Муж снова устроился шофером в колхоз, взял на возделывание 60 соток лука и два гектара риса. Но всё равно, в Весёлом земледелием было заниматься хорошо: самим поливать не надо, были дождевальные машины, грядки резать в ручную не надо, удобрения не нужны. В 1973 году мы собрали вещи и переехали в Весёлый. Приехали за нами и наши родственники.
— Как обустроились на новом месте?
— Несколько лет мы жили на квартире, затем приобрели свой дом, в котором и живем по сей день. Все последующие годы мы занимались земледелием, я освоила все его основы, работала в овощеводческих бригадах колхоза «Победа», а вечером занималась хозяйством и домом. Дети быстро подросли, поехали учиться. Всем им мы с мужем постарались дать профессию, помогали растить наших внуков и правнуков.
— Сколько у Вас внуков и правнуков, навещают?
— Всего было 5 внуков и 4 внучки, а правнуков целая дюжина -12 детей. Многие навещают, кто близко. Элеонора и Роза живут уже много лет в Корее, некоторые внуки и правнуки тоже там.
— Вы прожили непростую жизнь, в которой выли тяготы и радости. Можете ли припомнить самый счастливый момент в жизни?
— Сейчас очень хорошо, нынешнее время самое счастливое. Я спокойно живу, сын меня кормит, ухаживает. У меня очень хорошие внуки и правнуки. Я раньше и не задумывалась, что они у меня такие замечательные. Когда я была помоложе, всё делала для них, да я и до сих пор стараюсь им помочь. Вот только силы уже нет, много лет довелось мне прожить. А они меня не оставляют, всегда рядом.
Внуки нашей юбилярши устроили для бабушки сюрприз и отпраздновали столь знаменательный день в кругу семьи. На праздник была приглашена родня и близкие друзья Лидии Хаксеповны.
— Наша мама – вспоминает сын Константин, с которым проживает сейчас юбилярша – в 75 лет могла повиснуть на турнике и делать физические упражнения на нём. В 80 лет она шила своими руками костюмы для моих детей, а в 85 — ещё танцевала. Она знает корейский и узбекский языки, до сих пор разговаривает на этих двух языках. Она всегда работала, никогда не отдыхала. Старалась нас поднять, накормить, дать образование. Вместе с отцом они прожили более 60 лет в браке, и она всегда была для него надежным тылом. Вот уже 9 лет как отца не стало, заботы о маме мы взяли на себя. И хочу сказать, что по сей день это у нас получается относительно. Она и сейчас замечательно готовит, старается всех накормить. Возвращаясь с работы, я думаю, чем её покормить, а она обо мне заботится, готовит как национальные, так и традиционные блюда.
Лидия Хаксеповна прекрасно выглядит для своих лет. Она сохранила бодрость духа и радость к жизни, внутреннюю красоту души и обаятельность. На протяжении всей жизни, несмотря на приходящие хвори и недуги, она стойко встречает их, вопреки всему. А излюбленное лекарство от всех болезней – настойка «золотого» корня – выручает её своими чудодейственными свойствами по сей день. Что такое таблетки юбилярша не знает. В болезнях приходит ей на помощь корейская медицина, премудростям которой, женщина обучилась ещё у своих родителей. Но самым главным ингредиентом во всех снадобьях и травах, является для долгожительницы оптимизм.
— Мои мечты почему-то не сбываются, но я верю в лучшее – подытоживает юбилярша.
Что еще можно добавить, разве что пожелать этой удивительной пожилой женщине здоровья и долгих-долгих лет жизни. Радуйте своих родных оптимизмом и жизнелюбием. Пусть в душе цветет весна, царит гармония, мир, спокойствие и благополучие!
Ольга МАРИНИНА