С днем юбилея поздравляем!
Большой юбилей сильной женщины — Марии Петровне Бодасюк — 90 лет!
Новый календарный год знаменательных юбилеев долгожителей Веселовского района открывает день рождения жительницы хутора Красный Кут Марии Петровны Бодасюк. Все сознательные годы жизни нашей юбилярши крепко связаны с летописью этого небольшого хуторка у Маныча и работой в некогда крупном хозяйстве, о чем и свидетельствуют несколько записей, внесенных в трудовую книжку, да множество почетных званий «за ударный труд и высокие показатели». Но все же самая важная награда для женщины — это ее большая и дружная семья, забота, внимание, любовь родных и близких. Уже несколько десятилетий вместе с ней проживают сын и невестка, которые хлопочут по хозяйству и поддерживают здоровье своей родительницы. В столь почтенном возрасте Мария Петровна остается бесконечно светлым, добрым, позитивным человеком, сохранившим живой интерес и любовь к жизни. Она, как и прежде, не перестает быть удивительной собеседницей с феноменально острой памятью, в которой хранятся воспоминания о днях давно ушедших и людях той поры.
— Мать мне говорила, что по старорежимному я на Варвару родилась, а записали меня только новым месяцем в наступившем году — вспоминает юбилярша. — Вот и получается, что по документам я несколько моложе. А там, кто его уже знает… Родилась я в Волынской области Камень-Каширском районе, селе Верхи. До конца 1939 года наше село входило в состав Польши. Моя мама, Ефросинья Игнатьевна, все эти годы работала на польских панов, пока Западная Украина не вошла в состав СССР и в селе не образовались первые колхозы. Матери досталась непростая судьба. Ей практически самой пришлось поднимать троих детей. Поэтому я, как только немного подросла, сразу вышла на работы в колхоз. В школу я ходила совсем немного, только и успела выучить буквы, да простой счет. А потом мама сказала: «Хлеба есть со школы не будешь. Надо идти работать». Вот я и пошла с 7 лет серпами жать жито, да картошку копать.
… Детство выдалось у меня очень тяжелое. Наша семья не голодала, но все же приходилось выживать. Мама много работала и знала где что взять. Поэтому нам даже ни разу не пришлось сурепу варить, как другие люди только ею и питались. Хорошо подсобляла коровка, молочко у нее было вкусное, так что, мы наедались. А вот поросенка кормить было нечем. Только до полугода и могли вытерпеть. Когда началась война и в село вошли немцы, у нас в хозяйстве была еще и молодая телка. Вот ее то и записали в скором времени на убой. Когда мать про это прознала, попросила мужиков ночью коровку зарезать и засолила мясо по бочкам. Мать потом получила от фрицев за это дело сполна, но она все выдержала стойко, так как знала, что ее семья не будет в ближайшее время голодовать. Не передать словами, какое было вкусное то соленое мясо, запеченное мамой в русской печи!
…Мы в войну под немцами три года жили. Натерпелись всего и ужаса, и страху, и бомбежек видели сполна. Вокруг все летит, взрывается, а мы за материну юбку ухватимся, ревем. Наш край был партизанским, здесь же находилась база партизанского генерала Федорова. Мать хорошо помогала партизанам. Хлеб пекла, самогонку гнала. Как шла на речку белье стирать, посылку с собой брала, да в условленном месте на берегу оставляла. Страшно было расправы, а ничего не поделаешь, своим надо было помогать.
После того, как немца выбили с нашего села, людям стали выдавать землю в работу, да на сенокосы возить, вновь организовали колхоз. Не богато было на наших полях. В основном рос картофель, да жито. Зато природа была изобильна своими ресурсами: грибы, ягоды, рыбалка, охота. После войны я вышла на работы в колхоз, подсобляла как могла: и молодняк управляла, и скирдовала, и на быках работала. Не сосчитать уже тех переломов и травм, что достались мне в награду. А однажды я так тяжело заболела, что с большим трудом смогли меня спасти военные врачи, и выходить после операции. Работала я тогда и за себя, и за маму трудодни делала. А мама занималась промыслом и торговлей. Из металлов разбитой военной техники умельцы изготавливали различную посуду, а мы ее шлифовали и торговали ей на рынке. Я с 10 лет помогала маме обтачивать по 500 ложек в день. Так и жили…
… В 21 год я вышла замуж. С Владимиром Александровичем мы росли в одном хуторе и знали друг друга с детства. В одно время, после того, как немцы выжгли наше село, он со своей семьей стоял у моей тетки на квартире. Тогда только и осталось всего три хаты: наша, тетки и соседей. Владимир был меня на четыре года старше и до нашей с ним обручальной встречи служил три года в армии. Хотя я, по первой ждала то другого суженого.
Мой первый жених, жил через дорогу с матерью и сестрой. Его тоже звали Володей. Мы с ним два хозяйства обрабатывали, и сено косили вместе. Но как-то пришла пора ему в армию идти. Он позвал меня замуж, но я не захотела на три года солдаткой оставаться. Поэтому в армию я его проводила и решила дожидаться. Все это время я ни с кем не хотела знакомиться и ни с кем не дружила. Но через год пришел мой Володя с армии. Он подговорил хлопцев и девчат, которые нас сдружили. А потом он пришел к матери и пожелал на мне жениться. Я подумала и согласилась. Он был не пьющий, не гулящий, хозяйственный и семья у него была самостоятельная. Вот только я была молода, да не дурна. В его семью невесткой я не пошла, а осталась жить после свадьбы со своей матерью.
… Сложились тогда на Западной Украине сложные времена. Бандеровское движение было сильно, бандформирования повсюду зверствовали. Нужно было либо за них вступаться, либо уходить в подполье. За неповиновение убивали. А Володя был в составе территориальной самообороны и от истребительного батальона охранял колхозные поля. В одно из таких его дежурств случилась встреча с революционно настроенными ребятами. Он чудом тогда избежал худшей участи. Держаться нам в тех краях особо было не за что, кругом одна разруха и работы нет, а значит и денег не получали, поэтому мы решили поехать на Дон по программе переселения.
Холодное лето 1953 мы встретили уже в хуторе Красный Кут Ростовской области. С собой мы привезли все пожитки и хозяйство, даже сруб по частям удалось переправить. В нем поселилась мама, а себе через несколько лет мы построили небольшой домик. Тогда был климат суровый, не то что сейчас. На новом месте, вместо привычного уже нам большого количества дров, нам приходилось собирать и топить печь кураем. Легче стало лишь, когда привезли и выдали нам уголь.
На работы в хозяйство мы вышли уже через несколько дней после приезда. Володя был прицепщиком, трактористом, плотником, участвовал в строительстве элеватора в Веселом. Он считался грамотным, так как имел 5 классов образования, читал и писал. Несмотря на то, что специального образования у него не было, он хорошо справлялся со своими обязанностями, был бригадиром молочно-товарной фермы, осеменатором. Он словно рожден был руководить людьми, всегда хорошо справлялся со всеми задачами. За свои трудовые заслуги он имел орден «Знак почета».
Я же по приезду была еще на сносях и вскоре родила сына Виктора, а через четыре года у нас в семье появилась младшая дочь Галина. С воспитанием детей большую помощь оказывала мне мама. Она всегда была рядом с нами, помогала во всем. Лучшим другом она стала и для наших детей. Был даже такой случай, когда мы отправили сына за хлебом и дали ему рубль, а он его случайно испортил. И чтобы ему не попало дома, он пошел к бабушке, которая ему отдала новый рубль, хотя у нее пенсия на тот момент была всего 6 рублей. Вот такая дружба сложилась. Я же тогда очень много работала и в колхозе, и дома хозяйство держала. Поначалу я была свинаркой, потом птичницей, трудилась в полеводстве. Но большая часть моих трудовых успехов связана с работой телятницы. До самой перестройки моё фото находилось на доске почета, а также были присвоены звания «Ударник одиннадцатой пятилетки», «Победитель социалистического соревнования», «Ветеран труда».
Хорошие то были времена. Жили мы дружно, весело, друг другу помогали. Каждый год к нам в гости с Сахалина приезжал брат Иван со своей большой семьёй. Регулярно навещали и мы родственников на своей малой Родине, и все друг другу были рады, и душа была на месте…
… Быстро пролетело время. Не успели оглянуться, как наши дети сами стали родителями, обзавелись внуками. И это самая большая радость, которая может быть. Одно жалко, что многих родных уже нет рядом. Рано ушел из жизни Володя, не понянчил он вдоволь внуков, не увидел правнуков. Но перед детьми нам не стыдно. Дали мы им образование, помогли устроиться в жизни. Старший сын окончил институт, работал на шахте, а теперь уже как несколько десятков лет живет со мной, во всем мне помогает. Со своей женой Татьяной они подарили мне двоих внучечек. Девочки пошли по стопам отца, выбрали его специальность и сейчас работают по профессии. У дочери тоже все устроилось в жизни. Со своей семьей она проживает в городе Новочеркасск, где родились мои внучата, Рома и Лена. Я богатая бабушка. У меня есть не только четверо внуков, но и семеро правнуков! И это самые долгожданные гости в моём доме.
Очень бережно относятся к своей родительнице близкие. Переехав в 2005 году к своей маме, Виктор Владимирович и Татьяна Ивановна, уже многие годы живут с ней рядом, помогают по хозяйству, заботятся и ухаживают за ней, принимают непосредственное участие в благоустройстве двора и дама. Их усилиями проведены в дом газ и необходимые коммуникации, в минувшем десятилетии дождались они и твердого покрытия на улице. Не забывают свою бабушку, приезжают, общаются, окружают ее вниманием внуки и правнуки. Чувствуя такую поддержку, не сдается возрасту, и сама 90-летняя юбилярша. Держится хорошо, на жизнь смотрит с оптимизмом, а значит и наш задел на встречу в 95-летний день рождение Марии Петровны остается в силе!
Доброго Вам здравия, дорогая наша юбилярша! Бодрости духа на долгие лета. Пусть каждый Ваш новый день будет согрет теплом и улыбками близких людей!