5 марта почётный юбилей отмечает житель п. Средний Маныч Весёловского района Николай Иванович Андреев. Его жизненный путь, длинной в 90 лет, отражение трудовой доблести советского народа, чести и славы. Миновавшие годы, как беспристрастные свидетели трудностей военного времени, разрухи и голода, отражают силу духа русского народа — ПОБЕДИТЕЛЯ! Ветеран труда, труженик тыла, победитель социалистического соревнования и ударник двенадцатой пятилетки — это лишь малая часть государственных наград и званий, которыми обладает наш долгожитель. О жизни, трудовых буднях, семье и простом человеческом счастье пойдет наш сегодняшний разговор.
Родился Николай Иванович Андреев в Рязанской области, деревне Тюменево, Чучковского района.
— Семья у нас была 7 человек, по тем временам средняя — вспоминает Николай Иванович — мать — Анастасия Петровна, отец — Иван Архипович и дети: Анастасия, Николай, Мария, Александр и Михаил. Как и все мои друзья, я ходил в школу, бегал в лес по грибы, знал отменные места и хорошо ориентировался на знакомой местности, был лидером среди мальчишек, любил пошалить, за что частенько доставалось от отца. Но беззаботное детство закончилось рано. Вначале от кори умерла сестра Мария, затем на лесозаготовке отец повредил ногу. Сначала он не обращал на своё увечье внимания, но со временем боль усиливалась. Начала прогрессировать гангрена, и перед самой войной ему ампутировали ногу. Навалившиеся проблемы легли тяжёлым грузом на женские плечи матери. Она ухаживала за лежачим отцом, заботилась о нас, своих четверых детях, от зари до зари трудилась в колхозе. Сочувствовали ей односельчане. Вот и тётя Паша, наш председатель, пожалела её и отпустила с колхозной работы в почтальоны. Три раза в неделю за семь километров мама ходила забирать почту в село Демидово, где находился почтамт. А в один из дней тётя Паша и говорит ей: «Настя, возьмите коня, и пусть Николай привозит почту, а трудодни буду писать на тебя». Так начался мой трудовой путь.
Недаром говорят, беда не приходит одна. Настали суровые времена для всей страны. Началась всеобщая демобилизация на защиту Родины от немецко-фашистского вторжения. Отец остался один из немногих мужчин в селе. Он не мог перемещаться без помощи. Но вскоре ему изготовили протез, и он снова вышел на работу. Я всё больше крутился в помощниках, то тут подсоблю, то что-нибудь отвезу. Моя любознательность и ответственность стали проходным билетом в мир любимой профессии. Заприметив во мне эти черты характера, учитель труда, фронтовик без правой руки, предложил: «Я буду ремонтировать трактора, а ты станешь моими руками». После школьных уроков и на каникулах мы отправлялись в машинно-тракторную станцию, где он работал механиком. Поначалу я выполнял несложные работы, а дальше — больше. И вскоре я уже крутил гайки на ХТЗ как любой заправский механизатор. В другое время на меня бы никто серьёзно и не взглянул, одним словом, ребёнок. Но шла война. Мужчин в колхозе — по пальцам перечесть, все на фронте. И пришлось мне в одиннадцать лет сдавать экзамен на зрелость: к тому времени я уже был с трактором на «ты». С лёгкой руки механика, меня оформили на работу в колхоз механизатором, и как настоящему колхознику стали начислять трудодни. Так и проработал я всю войну на тракторе: сначала был ХТЗ, затем «Фордзон», а потом более серьёзная техника — трактор «Универсал». Тем не менее, мне всё время казалось, что на войне я мог бы принести больше пользы, поэтому несколько раз пытался убежать на фронт с квартирующими в родительском доме солдатами. Но всякий раз меня благополучно возвращали домой.
Уехать мне удалось уже после окончания войны в 1946 году. Откликнувшись на комсомольский призыв, я вступил в ряды трудового отряда Рязанской области, который был направлен на работы по восстановлению Украины. Так я попал в Одессу, где участвовал в реконструкции судостроительного завода в городе Николаев. Днём мы восстанавливали разрушенные цеха, заливали фундамент, возводили стены, ставили крыши, удалось поработать мне и на бетономешалке. А по вечерам и ночью, вместе с товарищами, помогали местным жителям ремонтировать их дома. За это благодарные хозяева вдоволь поили нас козьим молоком, приносили закваску, вкус которой я помню до сих пор. Навсегда запомнился приезд Главнокомандующего сухопутными войсками и замминистра Вооруженных Сил СССР Георгия Константиновича Жукова, который смотрел ход восстановления завода. К нам он обращался «Сынки!».
После завершения работ на заводе, нас дислоцировали в Херсон, затем в Днепропетровск и Харьков, где мы восстанавливали склады тракторного завода. После короткого возвращения домой, я последовал новому призыву комсомола, который поманил меня к неизведанным горизонтам. Уехал я на работу в Среднюю Азию. Сначала в Самарканд, затем в Чарджоу на горноперерабатывающий завод, а потом и вовсе отправился в геолого-разведывательную экспедицию близ города Пенджикент. Работали высоко в горах, делали шурфы, упаковывали руду в специальные мешки, и на горных лошадях-хачирах спускали вниз. Быть сопровождающим грузов — это особое умение, которым обладали местные жители. Как-то довелось и мне попробовать себя в этом деле, но без навыка и без опытного сопровождающего, пришлось очень непросто. Наши лошади за малым чуть не упали в пропасть. Был ещё один интересный случай. Мы отправились на охоту в горы и заблудились. Вышли на границе в соседнем Афганистане у владений местного бея. Нас встретили хорошо, зарезали барана, накормили и показали, как пройти обратно. Мне удалось заработать денег в экспедиции и их отправить домой. На полученные средства, родители построили дом. Я этим очень гордился, и сейчас я об этом говорю с гордостью.
В 1952 году мои командировки закончились. Пришла повестка в армию. На плацу в Чарджоу у нас спросили: «Трактористы есть?». Я и ещё несколько человек вышли вперед. Нас направили в танковые войска, в Армению. В течение первого года службы я осваивал навыки механика-водителя средних танков Т-54, участвовал в войсковых учениях. За отличие в воинской службе я был награждён именными часами из рук командующего бронетанковыми и механизированными войсками Закавказского военного округа генерал-полковника Григория Николаевича Орёл. После войсковых учений, когда я единственный провёл танк по горным дорогам до командного пункта, меня назначили на должность старшего механика-водителя. Всё оставшееся время до окончания службы я обучал офицеров запаса, которые проходили переподготовку. Демобилизовавшись в 1955 году, я решил попробовать себя в новом деле и устроился рабочим на шахту Тула-Уголь.
Здесь произошла судьбоносная встреча — я познакомился с юной девушкой, которая работала телефонисткой. Маша так мне приглянулась, что я понял — это она, та самая. Вскоре мы поженились и обосновались в городе Липки Тульской области. Я продолжал работу на четвёртой шахте проходчиком. Тяжёлый и непростой труд мне пришлось выполнять. Далеко ни везде пласт угля был однородный, где полтора метра, а где и 80 сантиметров, случалось почти по пластунски преодолевать тяжёлые метры под землёй, чтобы выполнить норму. Проработав некоторое время на шахте, по сложившимся семейным обстоятельствам, мы переехали в Ростовскую область. Обосновавшись в Конзаводе-35, ныне хутор Средний Маныч Весёловского района, я устроился на СТФ, где проработал четыре года. А затем более 30 лет я работал монтёром-механиком электросвязи. Помнятся времена, когда телефонная станция была всего 20 номеров, и более 200 радиоточек, затем ввели станцию на 50 номеров и увеличили количество радиоточек. В 90-х годах установили ещё одну станцию на 50 номеров, а следом были упразднены радиоточки в районе. Приходилось работать не только на своём участке, но и помогать товарищам из других хуторов. Устанавливал телефонную станцию в посёлке Новый, всем районом меняли телефонный кабель Весёлый — Соленный, Весёлый – станица Багаевская.
За свою богатую на события жизнь Николай Иванович верой и правдой служил вверенному делу, а его общий трудовой стаж составил 65 лет. Он является обладателем множества поощрительных записей, наград и званий, среди которых три Знака почёта «Победитель социалистического соревнования», Знак почёта «Ударник двенадцатой пятилетки», в 1988 году присвоено звание «Лучший по профессии», он награжден медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», юбилейными медалями «Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». И что удивительно, в колхозных архивах Рязанской области до сих пор хранятся документы, удостоверяющие его первые трудовые дни.
Во всех начинаниях поддерживала своего супруга Мария Александровна. Более 60 лет прожили они в любви и согласии, она стала надёжным оплотом для их семьи, поддерживала в трудах и заботах. Её недавний уход стал невосполнимой утратой для родных людей. Потеря надёжного плеча сказалась на здоровье юбиляра. Но не оставили одного его надёжные спутники: дочери Наталья, Светлана и Галина, внуки Елена, Алексей, Андрей, Николай, Сергей, Екатерина, правнуки Никита, Данила, Егор, Ярослав и Валерия, а также социальный работник Гаркушина Ольга Алексеевна.
Уважаемый Николай Иванович!
Мы благодарим Вас за самоотверженный труд, мужество, любовь к Родине. От души поздравляем Вас с юбилеем и желаем крепкого здоровья, жизненных сил, радости и благополучия!