Воздушные рабочие войны

«Воздушные рабочие войны…» — это слова песни из кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Они очень точно передают смысл того, чем приходилось заниматься на войне летчикам бомбардировочной авиации. Об одном из них, Герое Советского Союза полковнике Викторе Александровиче Сулёве и мало кому известном факте, что детство и юность его были связаны с хутором Казачий, я и хочу рассказать.
Родился Виктор 3 марта 1921 года в г.Ростове-на-Дону в семье студентов пединститута. По окончании учёбы родители были направлены на работу в школу хутора Первомайский Eгорлыкского р-на (сейчас этот хутор называется Объединённый). Советская власть взяла курс на ликвидацию безграмотности и нуждалась в образованных кадрах. Школа была начальная. Здесь же учился и будущий герой. По окончании начальной школы он продолжает учёбу в средней школе станицы Мечётинской и в 1939 году её оканчивает.
В 1999 году по предложению районного Совета ветеранов решением Eгорлыкского Собрания депутатов школе №6 хутора Объединённого присвоено имя Героя и установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена и на фасаде школы в станице Мечётинской, где он учился.
Боевой путь Героя.
По окончании школы Виктор поступает учиться в Батайскую Первую Краснознаменную авиационную школу пилотов гражданского воздушного флота им. П.И. Баранова, но уже в октябре того же года школа была расформирована и на её базе создана военная авиационная школа, а затем с декабря 1939 года училище летчиков-истребителей имени А.К. Серова.
Курсанты Батайской школы были призваны в ряды РККА. Часть из них осталась учиться в этом же училище, остальных направили в другие. Так Виктор попал в Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков, в группу подготовки пилотов-бомбардировщиков. Страна готовилась к войне и поэтому подготовка лётчиков происходила по ускоренной программе. Уже к лету 1941 года Сулёву В.А. присваивается звание сержант и он направляется на должность пилота бомбардировщика 43-го ближнего бомбардировочного полка (ББП), базирующегося в Белоруссии, на аэродроме г. Витебск.
Полк был сформирован в августе 1940 года. Предполагалось поставить на его вооружение новые в то время самолеты типа СУ-2, но к началу войны перевооружение не было закончено. Серийный выпуск этих самолетов хранили в тайне даже от собственных лётчиков. В результате в начале войны Су-2 сбивали собственные истребители, принимая его за самолёт противника. Этот самолёт перед войной запланировали выпускать огромной серией в 100 тысяч.
Боевые вылеты начались во второй половине дня 22 июня 1941 года. Наносили бомбовые удары по войскам противника, наступающим из Сувалкийского выступа. Поскольку бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия, уже в первый день войны понесли большие потери. Затем полк действовал в районе Гродно, Лиды, Молодечно, шоссе Вильнюс — Минск, на подступах к Орше и Витебску. К концу первой декады июля 1941 года полк выполнил 296 вылетов против соединений 3-й немецкой танковой группы. Экипажами полка отмечено уничтожение 118 танков, 1086 автомашин, 22 мостов, 86 орудий, другой техники. Свои потери составили 33 авиатора.
С первых дней войны совершает боевые вылеты и недавний курсант Виктор Сулёв. Совершенствовать своё мастерство пилотирования пришлось в боевых условиях. К 4 сентября 1941 года им выполнено 12 боевых вылетов. Уничтожено при этом много живой силы и транспорта противника. За это сержант Сулёв В.А. был представлен и награжден орденом Красной Звезды. Здесь стоит обратить внимание, что награждение было произведено в 1941 году, в то тяжёлое время награждения были единичными и только за действительно значимые подвиги.
К декабрю 1941 года у него за плечами уже 87 боевых вылетов. На его счету более 50 уничтоженных автомашин с войсками и грузами, повозок и 2 арторудия с обслугой. За отличное выполнение боевых заданий и проявленное мужество старшина Сулёв В.А. представлялся к награждению орденом Ленина. Но «на верхах» приняли решение о награждении орденом Красного Знамени.
В марте 1942 года 43-й ББП был переименован в 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк. Виктора Александровича назначают на должность командира звена и ему присваивается звание мл. лейтенант. Учитывая лётное мастерство и смелость в бою, командование ставит перед ним задачу производить фоторазведку позиций войск противника. С этой задачей, рискуя своей жизнью, он справляется отлично. Сухие строчки донесения гласят: «16 июля 1944г., производя фотографирование оборонительных сооружений в районе п. Метенюв, был атакован двумя МE-109. В этом воздушном бою Сулёв проявил подлинный героизм и вышел из воздушного боя победителем, сбил один МE-109, задание выполнил, самолёт имел до 100 пулевых и осколочных пробоин». За эти подвиги гв. лейтенант Сулёв В.А. награждён вторым орденом Красного Знамени.
В августе 1943 года на вооружение полка поступили самолеты, передаваемые нашей стране по ленд-лизу из США, лёгкие бомбардировщики-штурмовики «Дуглас А-20».
После переучивания Виктор Александрович продолжил свою боевую работу. Чтобы ускорить победу, с конца 1944 года, вылеты на бомбардировку стали ещё интенсивнее и к концу войны он имел 179 боевых вылетов. На личном счету числилось: 10 немецких танков, до 110 автомашин с войсками и грузами и подвод с боеприпасами, 6 цистерн с горючим.
Разрушено 6 переправ на Днепре, рассеяно и уничтожено до 700 офицеров и солдат противника.
За воздушную работу, состоящую из таких подвигов, гвардии ст. лейтенанту Сулёву Виктору Александровичу, командиру звена 13-го Ужгородского гвардейского бомбардировочного авиационного полка 321-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1945 года присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1962 года полковник В.А. Сулёв — в запасе.
Жил в Киеве, где умер 2 декабря 1999 года. Похоронен в Киеве на городском кладбище «Берковцы» рядом со своей женой Светланой Григорьевной.
В.А. Сулёв в Казачьем.
В детские годы Виктор часто и подолгу проживал в х.Казачий, в семье бабушки и дедушки. А когда они умерли, у дяди, старшего брата отца — Сулёва Ивана и его жены Марии Ивановны. Именно Мария Ивановна после освобождения хутора от немцев, при заполнении похозяйственной книги х. Казачий на 1.01.1943 года, указала в составе семьи Виктора и его сестру:
«Сулёва Мария Ивановна — глава семьи, 1898 г.р, русская, малограмотная, колхозница колхоза «Январский».
Сулёв Виктор Александрович — племянник, 1920 г.р., грамотный, на службе с 1939 г, на войне с 1941 г.
Сулёва Лариса Александровна — воспитанница, 1923 г.р., грамотная, в РККА с 1942 г.».
Ошибка в указании года рождения Виктора объяснима малограмотностью Марии Ивановны.
Одно время он даже ходил в Казачинскую начальную школу, в один класс с жившим по соседству Кочетковым Сергеем Ивановичем, с которым они были друзья «не разлей вода». Их дружба продолжалась всю жизнь. Приезжая в Ростовскую область, Виктор Александрович обязательно заезжал к своему другу Сергею. Как рассказывали очевидцы этих встреч, общение между ними, полковником, Героем Советского Союза и простым чабаном (хотя к Сергею Ивановичу определение простой не подходит, он за свой труд награждён орденом «Знак Почёта») было простым и душевным. Называли друг друга по имени. Фронтовики, они от воспоминаний о войне переходили на истории из детства и юношества.
Eздил в гости к нему в Киев и Сергей Иванович. Сохранилось фото с этой поездки середины 80-х годов, на котором видна их радость от встречи.
Сейчас уже нет в живых ни Виктора Александровича, ни Сергея Ивановича, годы берут своё. Но я очень хочу, чтобы о герое знали и помнили мои земляки и поминали его наравне с хуторянами-фронтовиками.