В этом году мир отмечает 75-летие окончания Второй Мировой войны. В странах Европы молодое поколение не знает о ней практически ничего, веря под влиянием политической пропаганды, что победой над фашизмом они обязаны исключительно войскам западной коалиции, возглавляемым Соединёнными штатами Америки. Советскому Союзу при этом сознательно отводится второстепенная роль. В нашей стране память о Великой Отечественной войне сохранена не только в исторических документах, книгах, фильмах, тысячах памятников и обелисков. Она воистину священна — это глубинная народная память!
В каждой семье хранятся фотографии и письма тех, кто в сорок первом ушёл на защиту отечества и отдал для Победы все свои силы, здоровье, а часто и жизнь. Не случайно в бескрайней Сибири родилась традиция ежегодно, девятого мая, проносить в рядах бессмертного полка фотографии героев. Их, и вернувшихся домой с победой, и лежащих в бесчисленных братских могилах от Ледовитого океана до Черного моря, где на скорбных плитах выбиты фамилии воинов. Но несколько миллионов защитников Родины до настоящего времени числятся пропавшими без вести, нет данных о месте их гибели и захоронения. Земля хранит останки павших советских воинов, периодически обнаруживаются ранее не учтенные захоронения.
РУБЦЫ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны, в июле 1942 года, в период отступления советских войск и в январе 1943 года при освобождении территории Весёловского района, манычский рубеж стал ареной ожесточенных боёв с фашистскими захватчиками. Так сложилось, что почти каждый населённый пункт по несколько раз переходил из рук в руки, гибли тысячи воинов, пропадали и сгорали документы. Павшие позже хоронились местными жителями, а нередко оставались погребенными в своих окопах и воронках от снарядов.
Через десятилетия поисковыми отрядами, сформированными истинными патриотами Родины, их останки поднимаются и с воинскими почестями предаются земле. Делается всё возможное, чтобы узнать имена героев, сообщить о месте гибели их наследникам. Так, экспедиция отряда «Память – поиск», Ростовского поискового движения под руководством Дмитрия Николаевича Санина, в этом сезоне произвела успешный поиск и перезахоронение советских воинов в хуторе Маныч-Балабинка. Информация об этом событии размещалась в нашей газете, областных и всероссийских изданиях.
И вот новое открытие – обнаружено ранее неизвестное захоронение в хуторе Свобода, ставшем в годы войны местом ожесточённых сражений. Именно здесь находилось единственно удобное место для устройства переправы через Маныч — правый, обрывистый берег имеет естественное понижение. Фашисты, летом сорок второго года, немедленно навели на реке понтонный мост и двинули свои войска в сторону Сталинграда. К счастью, взрыв плотины 27 июля советскими сапёрами сорвал их планы. Хлынувшие воды водохранилища разрушили сооружение и привели к гибели сотен захватчиков. Это событие заслуживает отдельного рассказа. Холодной зимой, в январе 1943 года, уже войскам-освободителям пришлось здесь при яростном противодействии врага преодолевать водный рубеж, неся большие потери в живой силе и технике.
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ПАМЯТИ
Могилу, расположенную в самом краю хутора рядом с поймой, много десятилетий обихаживала Татьяна Дмитриевна Чухненко, жительница хутора Свобода. Так сложилось, что в далёком 1948 году, её родители – участники Советско-Японской войны, похоронили здесь же своего младенца – старшего брата Татьяны. Она рассказала эту историю прибывшим поисковикам, показав портреты достойных родителей – отца, кавалера трёх орденов Великой Отечественной войны, двух орденов Красной Звезды и матери, удостоенной за подвиги особо почитаемой медали «За отвагу». Заложенный на захоронении пробный шурф принёс первые находки: пуговицу от гимнастёрки и часть костных останков. Причём, принадлежали они по предположению опытного Дмитрия Санина, явно не одному человеку. На предстоящие выходные было обговорено прибытие большого отряда поисковиков для производства вскрытия. Так как часть могилы была погребена под валом, возведённым при строительстве пруда, то требовалось предварительная очистка грунта. Глава Администрации Позднеевского сельского поселения, Светлана Васильевна Правдюкова, незамедлительно прислала экскаватор и в дальнейшем весь ход работ держала под своим контролем.
НАЧАЛО
Утром, субботнего дня 29 августа, отряд, руководимый Саниным, приступил к работе. В его состав вошли: Анатолий Бочаров из Ремонтного – краевед, автор ряда документальных книг, Сергей Бабаев из Батайска, егорлыкские казаки: Дмитрий Золотухин, Александр Рябчинский, Роман Вовченко. Самое активное участие в раскопках приняли атаман Весёловского юрта Иван Красовский и его брат – Андрей. Интуиция Дмитрия Николаевича не подвела: после очистки верхового грунта открылись сразу несколько черепов и масса хаотично расположенных костей. Почти сразу пошли находки: обрывки шинелей и остатки обуви, утеплённой войлочными вкладками, что позволило уточнить дату захоронения – январь 1943 года. Масса проржавевших винтовочных патронов, зарядов для противотанкового ружья, части диска пулемёта Дегтярёва, офицерский ремень с практически целой кобурой для пистолета, видимо, его же компас, циркуль, карандаши разных цветов. И всё это вперемешку с костными останками, которых становилось всё больше и больше. Хуже того: захоронение уходило под большой вал, что грозило остановить ход работ. Явно требовалась техническая помощь, а в Свободе просто нет бульдозера. Но святому делу помогает Бог: вдруг вдали, в районе кладбища, появился мощный погрузчик с ковшом. Оказалось, наш земляк, предприниматель Виктор Высоцкий, пригнал его, чтобы благоустроить могилы предков. Спасибо, он оперативно отозвался на нашу просьбу и убрал мешающий раскопкам вал. Более того, отогнав машину в Весёлый, приехал к поисковикам и участвовал в раскопках несколько часов. До темноты, с предельной осторожностью поднимая останки, работал отряд, всё углубляясь в землю. Уже дважды приходилось ездить в магазин для покупки мешков – в них, каждого отдельно, укладывались останки воинов.
КЛЮЧИ ОТ ДОМА
Наутро Дмитрий Санин, как лучший, опытнейший поисковик с тридцатилетним стажем, был приглашён Губернатором области для участия в торжественном открытии воинского мемориала на Самбекских высотах. Работы продолжились под руководством Анатолия Бочарова. Поднятый грунт помогали просевать, его жена, Светлана и внучка, школьница, Даша. Обнаружили несколько ржавых перочинных ножей, ложку с инициалами, наборный мундштук, кучу патронов. И тут звонок: Санин, едва произошло официальное открытие, решил немедленно возвратиться в Свободу. Уже в одиннадцать, переодевшись, он вновь опустился в раскоп. Подняли новые находки: снаряжённый диск пулемёта Дегтярёва, кремневые камни — солдатские зажигалки для добычи огня. Как ни странно, сохранились арбузные семечки. То ли грызли их, спасаясь от голода, то ли кто-то попросил их у местных жителей, чтобы потом, после войны, посадить у себя дома. В обрывке шинели сохранились монеты тридцатых годов и ключ от дома. Видимо, хранил его воин, как талисман, в надежде когда-то открыть им заветную дверь. К сожалению, не привелось…
ЕСТЬ МЕДАЛЬОН!
Всё время не отходившая от захоронения Татьяна, побежала домой, принесла еду. Соседка, Нина Тихоновна Хопрянинова, пришла с пирожками, мёдом, молоком, поисковики по очереди перекусили, не прекращая работы. И вдруг невозмутимый Санин вскрикнул: «Есть медальон!» А раз так, то появилась надежда узнать имя бойца, а потом и часть, освобождавшую Свободу. К счастью, этот возглас повторялся ещё два раза. Кроме этого, с максимальной осторожностью, из земли было извлечено два предполагаемых документа: партийный билет и красноармейская книжка. К сожалению, сохранность их в частично подтопляемой почве крайне низкая. И медальоны и документы в настоящее время находятся на расшифровке и восстановлении у криминалистов. Хочется верить, что их исследование принесёт положительные результаты.
ИХ БЫЛО ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ…
До самого вечера продолжалась тяжелейшая кропотливая работа. Ещё раз пригонял погрузчик Виктор Высоцкий, раздвигая границы раскопа. Подняли из глубины и передали Татьяне Дмитриевне останки братика, умершего семьдесят два года назад. Их она перезахоронит рядом с могилами родителей. Наконец, котлован был тщательно расчищен, не оставалось сомнений в том, что исследовано всё захоронение. Рядом с ямой грудились мешки с останками павших солдат. Отдельно, подписанные – те, при ком были обнаружены медальоны и документы. За каждым чья-то оборвавшаяся жизнь. Жизнь, отданная за маленькую Свободу, за нашу большую Родину.
Дмитрий Санин медленно выбрался из глубины, устало сел на краю ямы и произнёс: «Тридцать четыре… Их было тридцать четыре». Плакали женщины. Молча стояли рядом пропылённые мужчины. Передали останки на хранение подъехавшей Главе Администрации Позднеевского поселения со специалистами. Медленно пошли во двор Татьяны Чухненко, лапшой и арбузом, привезённым с Ремонтного Анатолием Бочаровым, помянули безымянных героев – у поисковиков железный сухой закон.
7 октября в 10 часов в хуторе Свобода состоится торжественное перезахоронение, речи, салют и православная молитва. Есть надежда, что у обновлённого обелиска в хуторе Свобода появятся имена освободителей, десятилетия остававшиеся неизвестными. Но это потом. Поисковики сделали свою работу. Бог им воздаст…
Геннадий Колесов, член Союза писателей России