Дети войны… Они встретили военное лихолетье в разном возрасте, но детства лишились одновременно: 22 июня 1941 года. Я знаю об этом не понаслышке: моему папе Николаю Ивановичу Андрееву было всего девять лет, когда в лесную деревушку на Рязанщине, где жил он со своими родителями Анастасией Петровной и Иваном Архиповичем пришло страшное известие: война. Он, конечно же, не осознавал до конца горького смысла этого слова, но, увидев слезы на глазах мамы, тоже заплакал…
Так и кончилось его детство, потому что нужно было работать: сначала дома — присматривать за младшими братьями и домашней живностью, а потом — в поле, на ферме, рядом с мамой и отцом-инвалидом, трудившимися в колхозе с раннего утра до поздней ночи. Особенно нравилось моему юному папе в тракторной бригаде. А так как был он с детства человеком любознательным и ответственным, эти его качества приметил механик — инвалид с одной рукой — и стал поручать сначала несложные работы, дальше — больше. Вскоре наш Николай уже крутил гайки на «Фордзоне» как заправский механизатор. В другое время на него бы никто серьезно и не взглянул: ребёнок. Но шла война. Мужчин в колхозе — по пальцам перечесть, все на фронте. И пришлось мальчишке в одиннадцать лет сдавать экзамен на зрелость: к тому времени он уже был с трактором на «ты». С лёгкой руки механика, папу оформили на работу в колхоз механизатором. Так и прошёл он всю войну на тракторе: сначала у него был «Фордзон», затем — более серьёзная техника- трактор «Универсал» и гусеничный трактор ХТЗ.
Как мог, в меру своих, хоть и детских, хоть и слабых сил, все же мой папа приближал Великую Победу. Правда, он считал, что на войне мог бы принести больше пользы: и несколько раз пытался убежать на фронт с останавливавшимися на ночлег в родительском доме солдатами. И всякий раз его благополучно возвращали домой.
Но из родной деревеньки повзрослевший Николай все-таки уехал: вскоре после окончания войны, откликнувшись на комсомольский призыв по восстановлению разрушенной Украины. Днём он работал на восстановлении судостроительного завода в городе Николаев, а по вечерам и ночью вместе с товарищами помогал местным жителям ремонтировать жилье. За это благодарные хозяева вдоволь поили своих добровольных помощников козьим молоком, приносили закваску, вкус которой папа помнил долго: очень уж она ему нравилась. Когда завод был сдан в эксплуатацию, папа, опять же, по комсомольской путёвке, уехал в Среднюю Азию, работал в геолого-разведывательной партии. Отсюда ушёл в армию. Служил в танковых войсках. До армии он успел овладеть не только механизаторской специальностью, но и стал классным шофером. Поэтому и служил водителем, с присущей ему ответственностью и получил награду — именные часы, которые вручил ему командир дивизии Орёл. Демобилизовавшись, папа собирался вернуться в Среднюю Азию, но, узнав о наборе рабочих на шахту Тула-Уголь, решил попробовать себя в новом деле.
Здесь и встретился со своей судьбой — будущей женой, нашей любимой мамочкой, Марией Александровной — юной девушкой Машей, работавшей телефонисткой после окончания техникума связи. Вскоре они поженились. Жили в городе Липки Тульской области. Здесь родилась я и моя сестра Света. А младшая наша — Галя — на родине мамы в 35-м конзаводе, ныне посёлок Средний Маныч, куда родители переехали по обоюдному согласию. Папа пошел работать на СТФ, затем освоил новые специальности — монтёра, механика связи. Так и проработал в связи до самой пенсии. Мама сначала работала рядом с ним, а потом — председателем Сельского Совета. Помню, встретившись вечером, родители подолгу говорили о работе: папа — о своей, мама — о своей. Им было интересно слушать друг друга. И не только слушать: поддерживать, подсказывать. Мне кажется, им не составляло труда воспитывать нас, потому что они всегда были для нас примером. К сожалению, мамы нет уже рядом с нами. Папа учился жить без неё с помощью нас — дочерей и внуков.
Говорят, в этом мире главное — стараться избежать страданий. Избежать страданий папа не смог — обстоятельства оказались сильнее. Но он смог выйти из них, сохранив доброту и по-детски чистую веру в окружающих его людей, победив в своей войне.
Наталья Николаевна Канула, учитель Кировской средней школы, п. Средний Маныч
Николай Иванович Андреев — один из тех немногочисленных теперь жите
лей посёлка Средний Маныч, кто был очевидцем и непосредственным участником грозных событий Великой Отечественно войны, о которых необходимо знать всем и помнить всегда. Родился Николай Иванович 5 марта 1932 года в деревне Александровка Чучковского района Рязанской области.
В 1943 году одиннадцатилетним мальчишкой самостоятельно начал работать на тракторе, стараясь не отставать от более опытных трактористов
— Мужики все ушли на фронт и нам, мальчишкам, пришлось их заменить. Были у нас ребята и постарше меня, но они боялись трактора, а я ничего не боялся. Стал работать на нём, пахал, сеял. Как взрослый, за работу получал трудодни. Работал до 1948 года, вернулись мужчины, и решил стать моряком, уехал в Херсон, но в моряки не взяли, сказали несовершеннолетний, мол,- вспоминает Николай Иванович
Так мечта и не сбылась. Но он нашёл своё призвание в другой профессии — связиста, прослужив ей верой и правдой в течение не одного десятка лет, за что неоднократно поощрялся руководством Зерноградского узла связи. Но главная его награда — медаль «За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года». Eю Николай Иванович очень дорожит.
Буханцова Даниэла, учащаяся 11 класса Кировской средней школы