Внуки и прадеды идут в одном строю
Приближается 80-летие Великой Победы. Это один из главных праздников в нашей стране, когда почти в каждой семье вспоминают тех, кто прошел дорогами той войны. Не случайно в майские дни миллионы наших людей становятся в ряды Бессмертного полка в память своих отцов и дедов – всех тех, кто сражался за нашу Победу, за то, чтобы их дети и внуки могли вообще жить на Земле.
Мой дед по матери Афанасий Дмитриевич Соболев родился в 1897 году в хуторе Жеребки Веселовского района. Сегодня этого хутора нет, потому что он попал под затопление при строительстве Веселовского водохранилища. С началом Великой Отечественной войны он, как и многие сельчане, был призван на фронт. Там он получил ранение, подлечился, и вновь отправился на фронт, в 438 отдельный пулемётный батальон 1382 стрелкового полка, 87 стрелковой дивизии, 2-й гвардейской армии, под командованием Р.Я. Малиновского.
В нашей семье всегда было известно, что наш дед Афанасий Дмитриевич Соболев числился в списке пропавших без вести в районе Котельникова в Сталинградской области. До войны семья деда Афанасия жила в хуторе Жеребков, раскинувшийся на правом берегу Веселовского водохранилища. Уже в послевоенное время, когда была восстановлена плотина водохранилища, этот хутор исчез, а его жители переселились в другие хутора нашего Веселовского района. Немало семей из хутора Жеребков осели в хуторе Малая Западенка. В семье у деда Афанасия было три дочери и сын. Моя мать 1930 года рождения, была самой младшей в семье. Все три дочери деда Афанасия прожили свою жизнь в сельской местности, а сын стал военным-офицером авиации дальнего действия. Именно он прилагал немало усилий, чтобы узнать судьбу своего пропавшего без вести отца. Но, увы, ничего о судьбе деда Афанасия не смог узнать. Сегодня детей Афанасия Дмитриевича уже нет в живых, последней из жизни ушла моя мать. И только через четыре года после ее смерти стало известно, где и как погиб их отец и наш дед Афанасий Дмитриевич Соболев.
Несколько лет назад, будучи на одном из мероприятий, проходившем в соседнем хуторе, я услышал, как одна из женщин говорила, что она вообще-то из Западенки, и я подошел к ней поговорить, узнать кто она. В ходе разговора выяснилось, что эта женщина родилась в хуторе Жеребков. Мы с ней договорились встретиться позже у нее дома, тем более, что она призналась, что знает моих родных. Этой женщиной была Ольга Степановна Яковлева, и ей исполнилось 92 года. Несмотря на свой почтенный возраст, Ольга Степановна имела хорошую, светлую память и ко всему была интересным рассказчиком. Она рассказывала про Жеребков, про войну, к началу которой ей было 13 лет, рассказывала, как восстанавливали после войны плотину Веселовского водохранилища, как в конце 40-х годов, после восстановления плотины, ее семья переехала в Малую Западенку. В ходе разговора, выяснилось, что она очень хорошо знала и помнила моего деда. А также помнила, как в конце 1941 года ее отца С.И. Яковлева, моего деда А.Д. Соболева и еще двоих жителей хутора Жеребков Штарькова и Тереченко забрали на фронт. Оказалось, что я хорошо знал ее отца С.И. Яковлева. В начале 70-х годов я начинал работать в клубе Малой Западенки, где практически каждый вечер собирались старики, любители «постучать в домино». Кто ж тогда знал, что именно со Степаном Ивановичем Яковлевым и надо было поговорить о судьбе моего деда?! Хотя в дальнейшем их фронтовая судьба разошлась.

В начале двухтысячных годов в селе Капкинка (ныне это Октябрьский район Волгоградской области) с обычного кладбища переносили захоронение времен войны в Братскую могилу. В ходе перезахоронения удалось установить имена части погибших. Среди установленных имен оказалось и имя моего деда, который, как впоследствии и выяснилось, служил в 87 стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии Р.Я. Малиновского, той самой армии, которая встала насмерть на пути Манштейна на речке Мышковка. Стрелковая дивизиявстала на пути, чтобы не пропустить немцев к войскам Паулюса, попавшим в окружение в Сталинградском котле. Все эти события хорошо описал Ю. Бондарев в своем романе «Горячий снег», в последствии по нему был снят одноименный художественный фильм. Как только моя семья узнала, где захоронен Афанасий Дмитриевич, мы буквально целой делегацией 9 мая приехали в село Капинка на могилу деда, которая оказалась буквально в двухстах метрах от той самой реки Мышковка. С тех пор мы еще дважды на 9 мая приезжали к месту захоронения нашего деда.
В феврале 2023 года, когда отмечалось 80-летие Сталинградской битвы, я узнал, что до сих пор происходит награждение участников Сталинградской битвы. И я решил узнать, возможно ли это в отношении нашего деда, Афанасия Дмитриевича Соболева. Оказалось, что да, но нужно предоставить необходимые документы на участника Сталинградской битвы и степень своего родства с ним. Я начал писать необходимые запросы в архивы Министерства обороны, органов ЗАГС, пришлось вести целую переписку, чтобы внести необходимые поправки, исправления в искаженные записи. Всё это заняло целый год! Хочется отметить, что куда бы я ни обращался, везде была полная поддержка и понимание. Было непросто, но удалось собрать и доказать, и как результат – 12 марта 2024 года мне в нашем Багаевском РВК военком Олег Валентинович Шиманский вручил документы о том, что наш дед А.Д. Соболев награжден медалью « За оборону Сталинграда». А 10 мая мы, его внуки и правнуки, привезли на его могилу в селе Капкинка его заслуженную награду.


Сегодня мы уже думаем о том, что мы, внуки Афанасия Дмитриевича Соболева привезем на могилу деда уже наших внуков. Ведь это они сегодня вместе со своим прапрадедом в День Великой Победы идут в одном строю, строю Бессмертного полка, неся портрет того, кто ценой своей жизни подарил нам жизнь. И чем больше они будут знать историю своего рода, историю Великой Отечественной войны, помнить имена героев, тем дольше будет жить наша память!
Владимир Ярыгин, хутор Малая Западенка, Веселовский район