Случайных в этой профессии нет

Водитель большегрузной машины или дальнобойщик, именно так называют профессию Петра Афанасьевича Музыки. Eго трудовые будни сопряжены с романтикой дороги, незнакомыми городами, новыми знакомствами. И, несмотря на то, что трасса может таить в себе опасность, определённые риски и сложности, нашему герою никогда не хотелось сменить «баранку» любимой машины на белый воротничок и кресло в офисе. Многомиллионные километры дорог проложили маршрут в сорок лет водительского стажа. О жизни за рулём, душе дальнобойщика, романтике дорог и особенностях работы читайте в нашем интервью.

— Пётр Афанасьевич, бытует мнение, что профессиональными водителями не становятся, ими рождаются. Согласны ли Вы с этим утверждением? Можно ли так сказать о Вас?

— Видимо, можно, раз иной профессии в жизни я и не знал. Хотя первым моим транспортом была лошадь. Отец работал около сорока лет в «Шахаевском» кузнецом, подковывал лошадей. А мы, ребятня, любили на них кататься и даже гулять на лошадях ездили. В моей семье многие выбрали жизнь за рулём автомобиля. У нас была большая семья, четыре брата и две сестры. И из них трое стали профессиональными водителями. Старший брат, Николай, более сорока лет проработал трактористом в «Шахаевском». Сейчас он на пенсии. Продолжает ездить, но уже на личном транспорте. Средний, Владимир, тоже всю жизнь был водителем. Сначала во Фрегате, затем на Весёловском элеваторе, а сейчас хоть и на пенсии, но продолжает работать водителем в Весёловской ЦРБ. Eго водительский стаж тоже составляет более сорока лет. Ну а я за рулём уже тридцать девять лет Так сложилось, что мне пришлись ближе большие машины и дальняя дорога.

— Помните свой «первый штурвал»?

— Конечно. После окончания Маныч-Балабинской школы от военкомата я прошёл обучение в автошколе г. Шахты. Этот опыт водительской практики был первым в моей жизни. Ну а затем, в 1980-м году меня призвали в армию. Начиналась моя служба в г Котовск Одесской области. После учебки направлен был в ракетную часть, которая располагалась в Оренбурге. Там я два года водил ракетную установку «МАЗ 543″.

— А как Вы пришли в профессию дальнобойщика? Расскажите о своей первой командировке.

— В профессию пришёл практически сразу же после армии. Поначалу работал водителем поливальной машины в ВРУОСе. Затем перевёлся на работу во «Фрегат». Там я был не только водителем, но и мастером-наладчиком дождевальных машин. Первая дальняя командировка случилась у меня где-то в 1983 году. Меня направили для ремонта дождевальной машины в Ставропольский край. С собой вёз груз -необходимые запчасти. Но в дороге машина сломалась. Пришлось изрядно помёрзнуть, пока не устранили поломку. Вот с этого времени я и начал ездить в командировки по области, Краснодарский и Ставропольский край. С годами география расширялась. В 90-х работал водителем на Весёловском элеваторе. С 2002 года открыл своё дело. Поскольку опыт работы и водительский стаж был уже приличным, приобрёл себе «КАМАЗ» и стал заниматься транспортировкой грузов на дальние расстояния.

— Вы достаточно давно в профессии. Были и сложные годы, когда за поворотом можно было ожидать любые неприятности. Расскажите об этом периоде. Как складывается работа в нынешнее время?

— Семью кормить всегда нужно, независимо от политики и других факторов. Действительно, в 90-е было больше рисков и сложностей. Но дальнобойщики дружный народ, всегда поддержат, если нужна помощь. В машине для связи на специальной волне настроена рация. Eсть и индивидуальные каналы, когда по номеру машины вызываешь водителя. Мы сообщаем друг другу о «пробках», авариях, да и вообще рассказываем, где какие новости — так что, помощь такая очень даже нужна. Помню, как в 90-е с товарищем ездили в Липецк возили лук и арбузы, которые меняли на картошку. А затем продавали её на рынке в Ростове. Так и выживали. Те, кто проехали 90-е — они закалённые дорогой. Нас не страшат сложности, мы умеем самостоятельно принимать решения в самых непредсказуемых ситуациях. Сейчас водителям дальних рейсов стало намного комфортнее работать. Вся система работы продумана и отлажена. И тут многое зависит ещё и от самого водителя. На трассе важно, чтобы водитель был сыт и выспавшийся. В противном случае ухудшается реакция и появляется заторможенность. И сейчас по трассе имеется немало мест для отдыха, специальные стоянки с кафе и отелями.

— Расскажите о своём «железном товарище» и географии Ваших маршрутов. Какие планы на будущее?

— У меня сейчас машина умная и комфортная, усовершенствованный «Eвро КАМАЗ». До этого я много лет крутил баранку на обычном «КАМАЗе», поэтому есть с чем сравнить. Сейчас моя машина оборудована компьютером, который показывает работу двигателя, температуру за бортом, остаток стеклоомывателя в бачке и другие параметры. Можно установить режим круиз-контроля, к примеру, на 87 км/ч и не переживать о нарушении скоростного режима. Да и запчасти на неё можно купить в любом магазине, сложностей с их поисками обычно не возникает. Я побывал во многих местах России: Пятигорск и Крым, Пенза и Тверь, Подмосковье и другие города и регионы нашей страны. Но не все дороги ещё изъезжены. Также возил грузы в Белоруссию. Сейчас основные направления — это Воронеж и Липецк. Интересно, что в пути постоянно происходит что-то новое, даже если едешь по одному и тому же маршруту. То магазин построили, то знак новый установили. А к вечеру появляется красивый закат, леса и поля в неповторимых красках. Несмотря на то, что сейчас многое изменилось, в планах продолжать работу пока здоровье позволяет.

— А сколько в целом могут длиться ваши рейсы?

— Смотря куда едешь. Обычно два-три дня. Но бывает и неделю. Не всегда получается вовремя разгрузиться и загрузиться. Порой случаются и форс-мажоры, но редко.

— Не каждый выдержит такую нагрузку. Сутками находиться в дороге — это тяжело не только физически, но и психологически. И всё-таки, что это за люди, дальнобойщики?

— Люди, как люди. Как и все. Вот только случайных в этой профессии нет. Выбрав её однажды, остаёшься верен ей всю жизнь. Я, как и все представители этой профессии, уже не представляю себя без дороги. Ради неё приходится жертвовать своим здоровьем и спокойствием семьи. «Жажду дороги» можно утолить только в рейсе. Дальнобойщики работают не только ради денег но и получают от профессии удовольствие. Многие зачастую живут в машине, в которой есть всё: 220 вольт, кофеварка, Wi-Fi, микроволновка, рация, магнитола, сабвуферы, телевизор, постельные принадлежности, газовая плита, мангал, угли, специи и многое другое. В общем, мини-гостиница на колёсах. Не хватает только семьи рядом. Что касаемо водителей большегрузов, то они в основном, общительны и с чувством юмора. А по-другому в нашей профессии и нельзя.

— Как получается совмещать семью и работу?

— У всех профессий есть своя специфика работы. Моя работа связана с ожиданием и терпением. Я женился сразу после армии. Моя супруга Галина стала для меня надёжным тылом и поддержкой. Она уже на протяжении сорока лет ждёт моего возвращения из рейсов. Пока я зарабатывал деньги, она растила дочь и вела хозяйство. Сейчас наша Настенька уже взрослая. Как родители мы дали ей всё, что смогли, обеспечили профессией и кровом над головой. Сейчас она уже самостоятельный человек. Одно знаю точно, любая дорога в сто раз легче, когда знаешь, что дома тебя ждёт семья. Поэтому свою семью нужно беречь, независимо от того как далеко ты от неё находишься.

— Поговаривают, что дальнобойщики суеверные люди. Eсть ли суеверия у Вас?

— Все водительские суеверия поддерживаю. Перед рейсом обязательно перекрещусь и только тогда оправляюсь в путь. В кабине держу талисманы на удачу и освящёные в церкви иконы. Это помогает быть уверенным, что сможешь избежать неприятных случаев и вовремя доставишь груз в целости и сохранности. Но в целом, конечно, нужно больше рассчитывать на себя и свои силы. У дальнобойщика тяжёлый труд, требующий огромного опыта, многих часов усилий, чтобы довезти груз до пункта назначения в целости. Бесконечные пробки, разбитые дороги, поломки — всё что угодно может произойти в пути. На талисман надейся, но сам не плошай.

— Eсть ли у вас увлечения помимо дороги?

— Люблю заниматься домашним хозяйством. Живём мы в частном секторе, а поэтому дел всегда невпроворот. Я общительный человек, поэтому часто встречаемся с друзьями, играем в домино. А ещё, семьёй традиционно выезжаю несколько раз в год на отдых. Посетили много мест, как в России, так и за рубежом. Я считаю, что нужно уметь не только хорошо работать, но и отдыхать.

— В профессиональный праздник всех водителей большегрузных машин, что бы пожелали коллегам?

— Всем автомобилистам желаю безаварийной работы. Чтобы вовремя доставлялись грузы и росла заработная плата. Дома обязательно ждали, а в душе царили мир и спокойствие! Как говорится, ни гвоздя, ни жезла!

— Спасибо за интервью! С праздником и счастливой Вам дороги!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта