Сказка является лауреатом областного конкурска «Новые сказки Тихого Дона» в рамках проекта «150 культур Дона».
Ранним весенним утром старый и храбрый казак Матвей возвращался домой. Много лет воевал он, защищал землю донскую от врагов, да от зла чёрного. Побелели виски у Матвея, а нет у казака ни куреня своего, ни жены, ни казачат маленьких. Грустно стало Матвею, заболело казачье сердце. Так в горьких думах и доехал он до речки Маныч, испил с конём боевым, другом своим верным его горько-солёной водицы. И увидел на другом берегу базар весёлый, хаты белые. И услышал речь казачью, родную, песни родимые. Переправился с другом своим боевым с одного берега Маныча на другой, а получилось из Eвропы, да в Азию (место такое удивительное). Прошёлся казак по базару, испил кваску свежего, присел на берег крутой отдохнуть и вдруг слышит гутарит кто-то.
«Жила в степном хуторе дружная и трудолюбивая казачья семья: мать, отец да трое маленьких казачат. Росли казачата смелыми и храбрыми, отца и мать уважали, степь родную любили. Прошли годы, выросли казачата, стали бравыми казаками. Мать на них не налюбуется, отец ими гордится. Но налетел враг на степь донскую, взлетели на коней сыновья и отправились с другими казаками на защиту родной земли.
Прогремели грозы над степью, выглянуло ясное солнышко, шевелит ветер ковыль — мир на Донской земле. Много воды утекло, много птиц пролетело, вернулись с победой казаки домой, но нет среди них сыновей. Каждый день приходили, отец с матерью на берег речки, смотрели, не едут ли сыновья. Но никого не видно, тихо в степи. Обратилась старая казачка к орлу степному:
-Орёл, птица гордая, высоко ты летаешь, не видал ли сыновей наших, казаков молодых и бравых?
Сел на камень орёл, сложил свои крылья, устремил свой взгляд на родителей, и говорит казаку старому и матери-казачке:
— Видел я сыновей ваших, храбрых и удалых, смело бились они с врагами земли донской. Да только погибли они, сложили свои буйны головы в степи родной.
Залились горькими слезами отец с матерью, от слёз их горючих, страдальных стала горькой и солёной вода в Маныче, поросли берега горькой полынью, а слёзы родительские превратились в цветок — «бессмертник».
Слушал Матвей и слеза катилась по казачьей щеке. Вспомнил Матвей своих отца с матерью, с тоской думал о долгой разлуке с ними. Защемило сыновье сердце. Понял теперь Матвей, почему в Маныче вода горькая, да солёная, ведь нет для родителей горя большего, чем хоронить детей родимых, кровиночку свою.
Сидит казак и слушает дальше, детство свое счастливое, беззаботное в родительском доме вспоминает. Повернулся Матвей, видит, что это казачата друг другу сказки гутарят. Вдруг вскочил самый маленький казачок, подтянул штанишки, поправил папаху, старую, дедовскую и тихонько так гутарит:
— А вам, сейчас тоже сказку расскажу. Дедуня мой — рыбак ого-го!!!! Знает он на Маныче-реке все рыбные места. Поспорил он с другими старыми казаками, что поймает самого большого сазана на пустой крючок, потому что умеет с рыбами по-человечьи гутарить. Рано утром на зорьке пошёл дедуня на Маныч, а казаки, дружки его старые, боевые следом идут. Закинул дедуня удочку с пустым крючком и сидит. Уже солнце высоко поднялось, у дедуни из-под фуражки пот как горошины катится, а сазан всё не клюёт. Дружки его в тени сидят и посмеиваются, а дедуня удочку так крепко держит, аж нак руки занемели. Уже и солнце заходить стало, завечерело. Задремал дедуня, и вдруг чует, леска на удочке натянулась. Крякнул дедуня, подскочил, и казаки старые тут как тут! Тянет дед удочку, ухмыляется, радуется, что выиграл спор. Рванул со всей силы и вытащил из воды чувяк старый и рваный!!
Повскакивали тут казачата с травы степной, мягкой да как засмеются:
— Но, это не сказка, Матвейка (казачонка тоже Матвеем звали)! Все знают эту историю про твоего дедуню. Ведь, недаром, меж собой казаки его Чувяком кличут. Тоже нам сказку нашёл!
Обиделся Матвейка, надул губы:
— А ещё одну знаю, мне бабушка рассказала, слушайте:
«Жила-была лиса. Звали её Анфиса. Жила она в норе на берегу Маныча и горя не знала, да наступили холода. Стало трудно охотиться, холодно, ветер в степи гудит. И вот однажды идет лиса и видит, зайчик за перекати-поле прячется, и
решила она им полакомиться. Подошла и гутарит ласковым голосом:
— Братец Афанасий, пойдём ко мне в гости. Что в степи мёрзнуть, у меня для тебя подарочек есть.
Зайчик и согласился. Пришли к лисе, а она чугунок схватила, воды налила, да в печку и поставила. Понял тут зайчик, что лиса его обманула и говорит:
— А у меня для тебя тоже подарочек есть. Закрой Анфиска глаза.
Лиса закрыла глаза, а заяц как даст скалкой лисе по лбу, и быстрей из норки в поднорочек и был таков. Лиса открыла глаза, а зайчика и след простыл».
Смеются казачата, рассмеялся и казак Матвей, давно он не веселился так. И так хорошо на душе у него стало, так спокойно, что остался он жить на манычской земле, и курень построил, и женился на красавице казачке, и казачат вырастил. А место, где базар весёлый был, так и назвали хутор Весёлый. Хорошие и добрые люди и сейчас там живут, стараются чтить память казачества, праздники празднуют, детей растят, стариков уважают. А многие из них потомки старого и храброго казака Матвея.
Сказка посвящена малой Родине, Весёловскому району Ростовской области.