Он осуществил мечту детства

Имя Николая Сорокина известно каждому, кто хоть раз слышал о Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького, а образ Николая Eвгеньевича — его тембр голоса, мимика, манера одеваться — стал легендой еще при жизни мэтра, и спустя пять лет после его кончины бережно хранится в сердцах многих людей, любивших его и восхищавшихся его личностью.
Это был яркий талант, подлинный художник и человек очень большой души.
Родился Николай Сорокин в хуторе Казачий Веселовского района Ростовской области, настоящий казак и настоящий артист — с самого раннего детства. В курене любимой бабушки Веры Трофимовны, на улице с ребятами, в школе совершались первые колины артистические опыты, и прозвали его — «Колька-артист». Когда семья переехала в Аксай, и мальчик поступил в местную школу, он сразу же записался в школьную театральную студию, начал запоем читать книги по театральной эстетике, драматургии. Обожал своего первого педагога Электрику Кнышенко, открывшую ему мир театра и познакомившую с азами актерской профессии, в 16 лет «заболел» лермонтовским «Маскарадом» и воплотил образ Арбенина, между прочим, потратив заработанные за лето в колхозе деньги на настоящий фрак для своего персонажа, который ему пошил ростовский портной.
В 1969 г. Сорокин поступает кандидатом в Ростовское училище искусств на курс Михаила Ваховского, а вскоре уходит в армию (служил в Закарпатском военном округе, недалеко от Львова), где не оставляет творческие поиски и становится лидером кружка самодеятельности при Доме Офицеров. Вернувшись в Ростов после армии, в училище искусств, попал на курс к народному артисту СССР Михаилу Бушнову. Он легко, с блеском учился и окончил училище. Как один из самых способных студентов, без промедлений был принят в труппу театра им. Максима Горького — его здесь хорошо знали еще со студенческих времен, он участвовал в спектаклях. Одной из первых ярких ролей стала роль Листницкого в «Тихом Доне» (1976 г.), и востребованность артиста росла от спектакля к спектаклю.
Сказать, что Николай Сорокин стал блестящим актером — значит, ничего не сказать. Кем бы ни представал он перед зрителем: брехтовским Матиасом из «Оперы нищих», шукшинским царем Алексеем Михайловичем из спектакля «Я пришел дать вам волю», купцом Хлыновым из «Горячего сердца» А.Н. Островского — каждый образ был из того времени, яркий и убедительный, без швов.
Человек темпераментный, подвижный, Сорокин никогда не останавливался на достигнутом, и вскоре решил продолжить свое актерское образование — поступив в ГИТИС в мастерскую Элины Быстрицкой. Элина Авраамовна высоко оценила талант Донской земли, и по окончании учебы Сорокина настаивала на том, чтобы он остался в Москве, но Николай Eвгеньевич вернулся в родной театр. Теплые отношения с педагогом и удивительной женщиной Сорокин сохранил до конца своих дней.
В 34 года Сорокин воплотил образ римского императора Нерона в спектакле «Театр Нерона и Сенеки» Э. Радзинского. Спектакль и эта роль стали событием в театральной жизни города. Столь мощно и откровенно на ростовской сцене впервые было показано гнусное лицо диктатора, не останавливающегося ни перед чем в угоду своим целям. Это был огромный успех!
С восторгом и трепетом вспоминают образ короля Ричарда III из одноименного спектакля — сила воздействия на зрителей была такая, что мурашки шли по коже, и невозможно было поверить, что это игра.
И сколько было ярких ролей! Гоголевский Земляника, Сталин из публицистической драмы М. Шатрова «Дальше.. дальше… дальше», лорд Босуэл из «Марии Стюарт» Л. Разумовской, пушкинский Сальери, шекспировский шут из «Короля Лира». В 1988 году Сорокин получает звание заслуженного артиста РСФСР, в 1999 — становится народным артистом России.
В 1996 г. Николай Eвгеньевич назначен художественным руководителем Ростовского академического театра драмы им. М. Горького. Возглавив театр, он давал возможность работать с труппой ярким, талантливым режиссерам — маститому Георгию Кавтарадзе, начинающему Кириллу Серебренникову и многим другим, сумел сохранить коллектив, сберег свой «театр-дом», как сам его называл, в лихие пост-перестроечные годы.
Помогали Сорокину и областная администрация, и ростовское бизнес-сообщество, многочисленные друзья, но более всего — его собственная, поистине народная популярность лицедея, природная сметливость, талант убеждать, и всепоглощающая любовь к театру. Рядом с ним всегда был его учитель наставник и друг, Народный артист СССР Михаил Бушнов, и главный критик и помощник — жена Тамара.
В начале 2000-х годов Сорокин занялся политикой — был депутатом Государственной Думы РФ III созыва, заместителем председателя комитета по культуре и туризма, совмещая политическую деятельность со служением театру. Был профессором Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, выпустил несколько курсов. Кто-то из его выпускников отправился добывать славу в столицу, многие пришли в Театр Горького, и несомненна заслуга Николая Eвгеньевича в создании удивительной, талантливой, блистательной труппы, способной создать и невероятной глубины драмы, и умопомрачительные комедии, и сложнейшие по хореографии и сценическому воплощению новогодние шоу «Брызги шампанского».
Названия шедших в ростовской драме спектаклей могли оказать честь афише любого театра: «Бесы», «Король Лир», «Ричард III», «Очаровательный сон князя К.», «Горе от ума», «Американская комедия», «Маленькие трагедии», «Борис Годунов».
Не мог не уступить своей жажде к режиссуре и сам Сорокин, руководитель театра, «папа», как называли его многие. Поставив первый спектакль еще в 80-х, в 90-х он ставит пронзительные, душевные «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, «При чужих свечах» Н. Птушкиной, «Честь имею» E. Корнилова. Легендарными стали его спектакли «Шут Балакирев», «Квартет», не раз постановки Сорокина были отмечены на всероссийских и международных фестивалях.
С 2004 года и по сей день в репертуаре театра — постановка Николая Eвгеньевича «Влюблена, умна, хитра…» по мотивам «Хитроумной влюбленной» Лопе де Вега. Испанский драматург сделал царем этой пьесы диалог, а ее богиней — любовь, и режиссер, опираясь на автора, блистательно показывает игру интеллекта и изворотливого женского ума, переводя высокую средневековую философию любви в современный пласт человеческих отношений. Живо, ярко, зрелищно — вот режиссерский стиль Николая Сорокина. Сегодня в репертуаре театра идут сорокинские «Вишневый сад» и «Невидимые миру слезы» по Чехову, гоголевский «Ревизор», «Судьба человека» Шолохова, «Милый друг» Мопассана и другие.
Он многое сделал для того, чтобы Ростовский театр имени Горького стал местом притяжения ростовчан и жителей всего Донского края, чтобы зрители разных возрастов находили «свои» спектакли, которые бы их волновали, и в которых были бы заняты и состоявшиеся уже мастера, и молодые, владеющие словом, вокалом, пластикой. Худрук, маститый режиссер, истинный лидер театра, он почти не оставил для себя ролей, потому что для него — художника, воспитателя, лидера — свой собственный актерский успех не был так важен. Он понимал, что должен ставить спектакли, работать с актерами, готовить творческую смену, а еще — обеспечивать жизнедеятельность всех подразделений и цехов огромного, сложного производственного механизма, именуемого театром. «Нашего дома», — так он всегда говорил. И это были не просто слова. Театр действительно стал его домом, его мукой, отрадой, надеждой. И Храмом, к которому он шел всю жизнь.
Николай Eвгеньевич Сорокин скончался после продолжительной болезни 26 марта 2013 г. В марте 2014 года в Ростове-на-Дону на фасаде здания Ростовского академического театра драмы им. М. Горького открыта мемориальная доска с его именем. Память его бережно хранится в сердцах, умах и — на сцене Ростовской драмы.
«Все, кто работает со мной в последние годы, усвоили один самый важный принцип — энергетической отдачи в действии, отдачи всплеску эмоций высокого разряда, отсюда внутренняя творческая свобода и понимание того, что каждый спектакль сегодня — сражение».
Николай Сорокин