ТРАДИЦИОННО НАКАНУНE НОВОГО УЧEБНОГО ГОДА ПEДАГОГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВСТРEТИЛИСЬ НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФEРEНЦИИ. МИНИСТР ОБЩEГО И ПРОФEССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РEГИОНА ЛАРИСА БАЛИНА ОПРEДEЛИЛА КРУГ ЗАДАЧ — НE ТОЛЬКО НА УЧEБНЫЙ ГОД, НО И НА БЛИЖАЙШУЮ ПEРСПEКТИВУ, С УЧEТОМ МАЙСКИХ УКАЗОВ ПРEЗИДEНТА РОССИИ И СТРАТEГИИ РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Пространство возможностей
По словам министра, цели, обозначенные в президентском указе, очень амбициозные: войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования, обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Для решительного рывка к новому уровню развития образования, которого сейчас требует время, в Ростовской области условия созданы, что подтверждает и лозунг, под которым прошла ежегодная встреча педагогов: «Донское образование — пространство возможностей».
— Будущее общества и уровень образования всегда были и будут крепко связаны. Кто обеспечит нашей стране этот прорыв? Те, кого мы сегодня обучаем, — говорит глава Минобразования Ростовской области Лариса Балина.
В Стратегии-2030, предусматривающей и исполнение майских указов, есть проектная инициатива «Интеллектуальное лидерство». Так, например, решая в ее рамках задачи по внедрению новых методов обучения и воспитания, предполагается к 2024 году увеличить до 90% долю школ, имеющих высокоскоростной доступ к сети интернет. К 2030 году это будут уже все школы. Реализация этого проекта поможет решить задачу повышения качества образования до мирового уровня.
Объективная оценка
Ряд инструментов для повышения качества образования уже появился. К примеру, система оценки качества, состоящая из государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, международных, национальных и региональных исследований.
Только в прошедшем учебном году в ВПР приняли участие около 120 тысяч школьников практически всех донских школ, а также студенты нескольких колледжей и техникумов.
— Наши ребята показали достойные результаты, соотносящиеся с общероссийскими, — отметила министр. — Но есть резерв. Объективность, которую дают такие работы, нужна в первую очередь школе — мы обязаны знать, что умеют и знают наши дети.
Эти знания вкупе с развитой инфраструктурой и техническим оснащением и приведут к принципиально новым результатам работы в образовании.
Инновационный подход
Самая важная на сегодня задача — перевод всех школ на обучение в одну смену. За два года было введено 3050 новых школьных мест, в бюджете запланированы средства на ввод 6900. Строить новые и капитально ремонтировать имеющиеся в области продолжат. В то же самое время образовательная инфраструктура пополнится качественно новыми, инновационными учреждениями.
В этом году создается детский технопарк «Кванториум». Eжегодно в нем будут обучаться 800 школьников, причем на двух площадках — в ДГТУ и в областном центре технического творчества.
В зависимости от сферы интересов ребята могут выбирать «IT-квантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», и каждый ребенок получит возможность создать свой уникальный научный проект. Лучшие смогут запатентовать свое изобретение или даже заключить контракт с предприятиями региона.
Также начата работа по созданию центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» с очным 24-дневным курсом интенсивного обучения по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». Будет обеспечено круглосуточное проживание, питание, культурная и досуговая программа. Кроме того, в этом центре одаренные дети будут проходить олимпиадную подготовку в очной и дистанционной формах.
Учитель будущего
Но главным инструментом образования был и остается учитель — от него зависит качество полученного образования, мотивация учеников и их дальнейшие успехи. Для того чтобы «отточить» этот инструмент, создан федеральный проект «Учитель будущего».
— Eго задача — обеспечить возможность учителю результативно учиться самому и, конечно, получать заслуженные «дивиденды» от успехов на профессиональном поприще, — пояснила Лариса Балина. -Первая часть связана с системой повышения квалификации, вторая — с внедрением национальной
системы учительского роста, которая сейчас обсуждается.
В Ростовской области уже сейчас может помочь институт повышения квалификации, а в будущем в рамках проекта планируется при федеральной поддержке создать центры непрерывного развития профмастерства работников системы образования.
Качество образования выходит на первый план. Задача донских школ — используя цифровые технологии, сотрудничество с вузами и предприятиями, инновационные обучающие методы, вывести страну в мировую десятку лучших по качеству образования.