Мы сидели с жителем Весёлого Владимиром Павловичем Ильиным возле его дома за длинным деревянным столом, бережно покрытым лаком. Несмотря на то, что стол покрыт не одним слоем, фактура столешницы чётко прорисовывалась и, казалось, что узоры на ней создала не природа, а рука художника, выплеснувшая какой-то космический эскиз, притягивающий взоры сидящих за столом. Сидели и разговаривали. О чём? Да обо всём: о погоде, о детях и внуках, о жизни. Перескакивали с темы на тему, повинуясь лёгкому течению беседы. Владимир Павлович по ходу беседы делился секретами мастерства работы с деревом.
Я задала вопрос, ради которого и состоялась наша встреча: «Откуда у жителя степного края любовь к дереву?», имея в виду не живое дерево, растущее в саду или в лесу, а материал, из которого изготавливают столы и табуретки, мебель.
— Мне трудно ответить на этот вопрос, — признался Владимир Павлович — даже себе. Окончив миллеровскую среднюю школу, получив аттестат зрелости, я устроился в Миллеровское СМУ учеником столяра-станочника.
Мог ли мальчишка, только что окончивший школу и выбравший профессию столяра-станочника, предположить, что этот шаг определит всю его будущую жизнь? Сегодня, уже с высоты прожитых лет, Владимир Павлович Ильин, признаётся, что, выбирая профессию, тогда так далеко вперёд не загадывал.
— Я тогда даже и предположить не мог, что выбор дальнейшего жизненного пути даст именно эта профессия. После окончания школы трудовую жизнь начинал с ученика столяра-станочника, а в армию ушёл столяром-станочником третьего разряда. С 1972 по 1974 год служил на Балтийском флоте в морской авиации. Служил в Калининграде. Архитектура старого города, форты, построенные ещё в 19 веке, от которых остались только коробки, католические храмы на меня произвели огромное впечатление. Их архитектура и то, как и из какого материала были выстроены стены, на тот момент практически разрушенные в годы Великой Отечественной войны произвели неизгладимое впечатление.
Именно в Калининграде Владимир Павлович впервые понял, что тоже хочет в этой жизни оставить свой след и выбрал самую мирную, самую созидательную профессию — профессию строителя. Демобилизовавшись в 1974 году, в 1975 году Владимир Павлович поступил в Ростовский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет по специальности «планировка и застройка населённых мест и городов». Диплом инженера-строителя получил в 1980 году. И в том же году приехал в Весёлый.
— Приехал я сюда не по распределению, у меня было «свободное распределение». Люди моего поколения, знают, что это такое. Я мог уехать куда хочу и, надо сказать, меня приглашали даже на Дальний восток, на Камчатку. Тема дипломной работы — проект санатория на 500 мест для ЦК партии в Кисловодске. Над проектом работали несколько групп студентов разных вузов страны. В итоге лучшие предложения выбрали, объединили в один проект и построили санаторий в Кисловодске. Выбрал же Весёлый я по нескольким причинам. Одна из них: жена, Татьяна Ивановна, отсюда родом. Да уже и тогда я понимал, что Весёловский район — маленькая Швейцария, чистый воздух, река и водохранилище. Я — заядлый рыбак и охотник, а места здесь как раз для любителей охотников и рыболовов.
Владимир Павлович вспоминает, что тогда времени на любимое увлечение — работе с деревом, что называется «для души» практически не было. В те годы в районе шёл бум строительства, и работать приходилось с утра до позднего вечера. Да ещё семья, обустройство быта.
— Огромной поддержкой для меня тогда, да и всегда была и есть супруга Татьяна Ивановна. Так что уделять время в полной мере любимому увлечению у меня получилось только с выходом на пенсию. За это время я успел построить несколько беседок на участках друзей и знакомых, оформить в «дереве» лестницы, столы, кресла, вешалки. И, что самое удивительное, каждое изделие неповторимо, благодаря фактуре доски. Люблю работать с породами твёрдых и ценных пород деревьев: бук, дуб, граб и ясень.
Каждое изделие Владимира Павловича можно назвать не просто штучным товаром, а произведением искусства. По его мнению, для того чтобы стул, стол, табуретка, например, радовали глаз, необходимо, чтобы мастер чувствовал дерево, видел красоту материала.
— Берёшь в руки доску, начинаешь её внимательно рассматривать и вдруг ясно видишь — ведь это же рыбка.
Сучок — глаз, расходящиеся линии годовых колец — хвост и плавники. Остальное, как говорится, дело техники: здесь чуток убрать лишнее, тут немного закруглить и разделочная доска в виде сказочной рыбки готова. Осталось ошкурить, покрыть лаком и можно пользоваться в быту.
Вообще Владимир Павлович видит красоту дерева всегда и во всём. Ухаживая за садом, мы спиливаем лишние сучки дерева, а спиленные, зачастую палим или выбрасываем. А Владимир Павлович, находит им применение и из-под его рук выходят подставки под цветочные горшки, полочки, на которых можно разместить фотографии, статуэтки.
— Иногда, ко мне обращаются — «Павлович, сделай мне, пожалуйста, подставку под цветы, такую же, как сделал моей соседке». Я сразу говорю — не получится. Второго такого исходного материала в природе не существует. Могу сделать подставку тоже, например, как у соседки, на пять цветочных горшков. Но она будет абсолютно другой. Хуже или лучше можно будет определить по завершению работы.
— Что для Вас хобби?
— Хобби. Не люблю я это слово, не наше оно, чужое и холодное. «Увлечение» мне больше по душе. Что даёт? Отрешение от суеты, возможность самовыразиться, сопричастность к творческому процессу. А вообще, не спрашивайте, не знаю, просто люблю я это дело…
Мы ещё долго разговаривали. Владимир Павлович делился своими планами, секретами мастерства. Но заготовки будущих изделий сфотографировать не позволил.
— Лучше запечатлеть уже готовое изделие, а процесс его изготовления пусть останется в стороне.