Мы сидели с Нелли Михайловной Шевцовой на её просторной и уютной кухне и рассматривали в альбоме семейные фотографии. На большинстве из них запечатлён папа Нелли Михайловны, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Гурьевич Лысенко.
— Папа ушёл из жизни 26 июля 2016 года. Так получилось, что день смерти папы и день его единственного проникающего пулевого ранения грудной клетки, полученного в бою 26 июля 1943 года, совпали. Только после его ухода, мы с сестрой Светланой в полной мере осознали, что не успели папу расспросить о его жизни, о войне, о родственниках. Лично мне казалось, что у нас ещё есть время сесть рядом, поговорить о жизни, поделиться своими мыслями. Казалось… а оказалось, что, такой мелочи, как время — уже и нет. Нет, мы разговаривали, папа делился своими воспоминаниями, но все разговоры проходили на бегу, между делом. Чаще папа общался со своими зятьями А.А. Шевцовым и Ю.П. Макаровым. Мы с сестрой обычно хлопотали на кухне, готовили праздничный стол, а мужчины сидели и разговаривали о жизни, о войне. И что удивительно, папа умел хранить секреты. Выяснилось это совсем недавно. Я сдала документы в военкомат на установку памятника на могилу папы, а документы мне вернули. Оказывается, папа служил в каких-то засекреченных войсках по линии МВД и документы надо сдавать в это ведомство.
Михаил Гурьевич Лысенко родился 7 апреля 1925 года в селе Вершинокаменка на Украине. В 1927 году в поисках лучшей доли его семья перебралась на Дон в хутор Прогресс. Детей в семье было восемь душ — сыновей и дочерей было поровну.
Михаил Гурьевич всегда недоумевал:
— Чего лучшего искали, не знаю. В родном селе мы оставили собственную мельницу, а с собой привезли сельхозинвентарь, пасеку, ткацкий станок. Папа, Гурий Константинович, стал разводить лошадей.
Когда началась война, Михаил Гурьевич должен был учиться в восьмом классе, но в школу не пошёл. Наступали немцы, и он с хуторянами поехал рыть окопы под Батайском. Когда фашистов остановили на подступах Ростова, развозил на лошадях бронеколпаки для станковых пулемётов по боевым точкам, расположенных вдоль Дона от Ольгинки до Батайска. Затем вновь трудился на рытье окопов.
— На фронт папа попал уже после освобождения Весёлого, в 1943 году. Воевал в 823-м стрелковом полку. Eго боевой путь начался от станицы Ольгинской, той самой, где рыл окопы. Папа вспоминал, что новобранцам приходилось по ночам совершать длительные переходы. Днём идти было нельзя, требовалось соблюдать секретность передвижения войск. Папа вспоминал, как под Ровно перед строем расстреляли дезертира. До конца жизни у папы от этого случая остался неприятный осадок из страха, боли и обиды за бойца. В июле 1943 года в бою под Ворошиловградом, когда брали одну из высоток, его тяжело ранили. Папа вспоминал, что сквозь пулевое ранение видел своё сердце. И, несмотря, на столь тяжёлое ранение, папа самостоятельно прошёл километров семь до лазарета. По пути помог перевязать раненого бойца.
Ранение оказалось тяжёлым, рана долго не заживала, гноилась. После лечения в госпитале М.Г. Лысенко направили на дальнейшее лечение в санаторий Кисловодска. До войны в этом санатории лечились и отдыхали банковские служащие. По окончании лечения, в 1944 году, Михаил Гурьевич был признан ограниченно годным первой степени.
— Это ограничение позволяло ему быть комиссованным и на законном основании вернуться домой. Но папа добился, чтобы его признали годным к нестроевой службе. Видимо тогда он и попал в спецвойска. Службу продолжил в Румынии. Eго часть с боями дошла до Австрии, где недалеко от Вены встретил папа Победу. Он вспоминал, что в честь этого события на весь парк были установлены столы, приехали артисты из Москвы. Одно омрачало радость бойцов — под Прагой ещё шли бои и гибли наши ребята.
Война для М.Г. Лысенко закончилась в 1950 году, когда он демобилизовался и вернулся домой. В 1951 году работал на строительстве Нижне-Донского гидроузла. В 1953 году принят на должность инспектора Весёловской сберкассы. В 1974 году пришёл на работу в Госстрах. В 1985 году вышел на заслуженный отдых.
В 1951 году женился на местной девушке Валюше Голодных. В 1952 году родилась первая дочь Нелли, в 1959-м — дочь Светлана.
— У папы в Австрии был друг — однополчанин. Eго невесту звали Нелли. Папа ещё тогда решил — если у него родится
дочь, то обязательно назовёт её этим именем. Папа признавался: «Время безжалостно стёрло из памяти многое. Хотя, и не всё и стоит только закрыть глаза, как воспоминания становятся ярче». И ещё. Папа всегда с горечью говорил: «Война — это трудная и страшная работа. Война всегда несёт беды и разруху». И мне кажется, что мы потомки, дети, внуки, правнуки, тех, кто защищал Родину в той войне, должны прислушаться к этим словам Михаил Гурьевич награждён орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Эти боевые награды всегда были дороги его сердцу, ведь достались они бойцу потом и кровью, как его, так и его боевых товарищей.