1 октября — День пожилых людей. Вот я и задаюсь вопросом — кого и с какого возраста считать пожилым человеком. В детстве, для меня пожилыми людьми были бабушки и дедушки, то есть те, у кого уже были внуки. Но… Мои две приятельницы стали бабушками совсем молодыми. Одна — на 38 году жизни, вторая — на 39. Человека, вышедшего на пенсию в связи с пенсионным возрастом? Сегодня возраст выхода на пенсию — 65 лет. Значит, пожилой человек — человек возраста 65+? Согласитесь, бывает, иного мужчину или женщину, которым даже за 75 лет, язык как-то не поворачивается назвать «пожилым» — столько в них энергии, молодого задора и увлечения любимым делом. Иногда, находясь рядом с ними, общаясь, чувствуешь себя просто древней старухой. Тому пример -Нина Марковна Eрохина, председатель Весёловской районной общественной организации инвалидов, пчеловод с многолетним стажем. Несмотря на свой почтенный возраст, а родилась Нина Марковна 5 декабря 1938 года, она продолжает заниматься своим любимым делом. Делом, которое стало увлечением всей её жизни -пчеловодством.
И, естественно, первый вопрос, который в ходе беседы я задала Нине Марковне -кто привёл её к этому, редкому для женщины увлечению?
— Привела меня к этому увлечению моя тётя, Мария Ивановна Карась — пчеловод. Случилось это примерно в 1965 году, когда моему сыну Юрику исполнилось года три. Сначала пчёлами занимался её муж, инвалид Великой Отечественной войны Василий Иванович. После его смерти, она это дело не бросила. Но с возрастом, качать мёд одной ей стало трудно, и она начала приглашать нас с мужем. Тётя жила в Верхнесолёном, а ульи свои держала на «пауке» (месте, где оросительные каналы «разбегались» в разные стороны) в Багаевском совхозе. Она премудростям пчеловодства учила меня, муж мой панически боялся пчёл и старался от них держаться подальше. Мы с тётей использовали только его физическую силу. Как учила? На практике. Открывала улик, брала рамку и показывала, рассказывала, с какой рамки уже можно качать мёд, а какая к этому ещё не готова и почему. Показывала трутней, матку, личинок. Потом одевала меня в костюм, а сама уходила, оставляя меня одну. Так постепенно приходил опыт, знания. Тётя нам выделила один улей и предупредила: «как будешь его «вести» — столько и мёда получишь». Я, конечно, старалась. Постепенно, у меня появился ещё один улей, потом ещё. С возрастом тётя совсем перестала заниматься пчеловодством и все ульи передала мне. А я заинтересовалась этим делом и с радостью его продолжила. Люблю пчёл, этих великих тружениц. Даже сейчас, открою улик и забываю абсолютно обо всём — о времени, о возрасте, о текущих делах.
Нина Марковна вспоминает своих товарищей по увлечению, с которыми исколесила не только Весёловский, но и близлежащие районы, вывозя пчёл поближе к медоносам.
— На протяжении не одного десятка лет с 1985 по 2015 год мы стояли с одними и теми же пчеловодами Жеделяевыми Виктором Владимировичем и его внуком Владимиром Викторовичем. Они были истинными пчеловодами, знатоками дела. Помогали мне и физически, и советом.
Приходилось Нине Марковне в дни дежурства одной ночевать в поле, охраняя ульи свои и соседей по пасеке.
— Не страшно одной-то в чистом поле, ведь сотовых телефонов тогда не было?
— Не вы одна этот вопрос мне задаёте -засмеялась моя собеседница — Обычно я отвечаю так: страшно, пока не засну. А если серьёзно, то боялась только в первое лето. Потом перестала. Ночи летние короткие — темнеет поздно, светает рано. Да и отношение между людьми были человеческие, никто не обижал, наоборот, старались помочь, подсказать, поддержать.
Рассказывая о своём увлечении, Нина Марковна незаметно поведала о своей жизни, начало которой пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы.
-Мы перед войной жили в Весёловском конезаводе (хутор Средний Маныч). Папа ушёл на фронт в первые месяцы войны, а нас — маму, ждавшую четвёртого ребёнка, и троих детей к себе в Верхнесолёный забрал мамин папа, мой дедушка, Иван Карпович Гарькавый. Папа пришёл с фронта в 1946 году, и мы вернулись в Средний Маныч. Мама работала дояркой, папа с лошадьми. Помню, как мы собирали в поле колоски, сдавали в колхоз, а взамен нам по весу колосков выдавали муку. Какая — никакая, а помощь семье. У меня до сих пор стоит картина: на телеге едут доярки, а на головах у них — белоснежные платки одеты. Сколько ж сил было у наших матерей?! Труд доярки всегда был тяжёлым, а у каждой дети, хозяйство, да и на колхозном поле работа была всегда. Стирали вручную. Когда они успевали?
Закончив девять классов Весёловской средней школы, продолжать обучение в десятом, Нина Марковна не стала. А сбила её с «пути» двоюродная сестра, которая училась в Новочеркасской школе колхозных бухгалтеров. Следуя её примеру, Нина Марковна тоже окончила эту школу. По окончании стала работать бухгалтером в общепите Весёловского РайПО. Закончила Ростовский кооперативный техникум. В 1961 году вышла замуж. Уже находясь на пенсии, 15 лет назад возглавила Весёловскую районную общественную организацию инвалидов.
— Нина Марковна, что такое возраст? И что помогает человеку не чувствовать себя пожилым?
— Мой муж, Юрий Георгиевич, всегда говорил: «Возраст всего лишь обман, если молод душой человек». А молод человек тогда, когда есть у него увлечение, любимое дело, ради которого он может забыть обо всём, о возрасте, болячках.
Несмотря на свой возраст, Нина Марковна не растеряла интереса к жизни, жажде новых знаний. И сегодня Нина Марковна держит пчёл, правда сейчас у неё, как она говорит «осталось три улика».
— В 2016 году похоронила мужа, да и сама заболела. Стало тяжело заниматься пчеловодством, и я всё отдала племяннику. После операции немного отошла и начала замечать — мне чего-то не хватает. Выйду во двор, весна или лето, и не могу понять, чего же во дворе или моей жизни не хватает? Потом поняла — пчёл. Так и вернулась к своему увлечению. Вот только не пойму, что сейчас с пчёлами происходит — озабоченно продолжила пчеловод — что случилось, почему в этом году погибают целые пчелиные семьи. У меня из четырёх семей осталось три. Ничего не помогло спасти четвёртую семью ни лекарства, ни забота и уход. Не у одной меня такая беда. А пропадёт пчела — пропадёт и жизнь на Земле.
Остаётся надеяться на лучшее, что люди обратят внимание на экологию, что пчела, как вид не исчезнет, а значит и жизнь на планете Земля продолжится. И другие поколения, наши потомки, также будут задаваться вопросом — кого называть пожилым, и какое увлечение позволит не стареть вопреки всему, вопреки возрасту и болячкам.
***
фото: