Наша встреча с председателем Совета Весёловской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Александром Михайловичем БАКЛАН состоялась накануне выборной конференции этой организации, где его кандидатура была выдвинута на рассмотрение. Но всё же ознаменован мой визит был ещё одним знаковым событием исторического прошлого — 30-летней годовщиной вывода советских войск из Афганистана. Александр Михайлович — советский солдат имеет богатый послужной список, в том числе, и службу в Демократической Республике Афганистан.
Но начну я свою публикацию, пожалуй, со слов благодарности этому человеку. Далеко не каждый респондент готов по первому звонку, отложив все свои дела, принять журналиста у себя дома. Александр Михайлович с супругой, Лилией Валентиновной, радушно встретили меня в своём дворе, любезно пригласили пройти в дом. И тут зародилось чувство, что с этой семьёй я уже давно знакома. Добрый взгляд, тёплая улыбка, дружественная беседа — всё как дома. Даже любимец семьи лабрадор Лакки и кошка Снежинка рады были нашей встрече, признав во мне родственную душу. Как оказалось, хозяева дома с любовью заботятся о своих животных, которых у них не мало: 9 кошек и три собаки.
— Бывало и больше — признаётся Лилия Валентиновна — они живые существа и нам их жалко.
Видимо именно такая жизненная позиция: забота о тех, кто тебя окружает, ответственность за любое начатое дело, любовь к своему дому и семье, преданность профессии — помогли А.М. Баклан пройти свой нелёгкий жизненный путь. А поначалу никто из родных не мог и предположить о сложных перипетиях судьбы, которые его ожидают… Будущий капитан запаса Александр Баклан родился 27 декабря 1952 года в городе г. Бобруйске, Республики Беларусь. Он вырос в семье советского солдата, гидроразведчика. Eго отец, защищая Родину, от начала до конца прошёл всю Великую Отечественную войну. Михаил Павлович воевал за себя и все последующие поколения, чтобы им больше не пришлось брать в руки оружие и проливать кровь. Но желаемому не суждено было сбыться, «отвоевать за всех» не получилось. Неоднократно Александру Михайловичу придётся побывать под обстрелом, увидеть смерть своих товарищей, балансируя самому не грани жизни и смерти.
В 1954 году семья Баклан по «комсомольским путёвкам» переезжает на Донбасс. С тех пор жизненный путь нашего героя неразрывно связан с Макеевкой. В 1970 году он окончил там среднюю школу № 14, и год работал на заводе «Стройдеталь», в должности столяр. Принятое ещё в школе решение пойти по стопам отца-фронтовика и связать свой жизненный путь с армией осуществилось в 1971 году, когда Александр Михайлович поступает в Донецкое Высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи. После окончания училища служил в Одесском военном округе, 3-м пантонно-мостовом полку, затем пришло назначение в Забайкальский военный округ, в 20-ю разветбригаду. Шёл третий год службы в Монголии. Старший лейтенант А.М.Баклан, получив разрешение на основной отпуск, отправился в Макеевку к родителям. Конечно, родные были счастливы повидать любимого сына и брата. Дни неумолимо пролетали мимо, и приближалось время скорого отъезда к месту службы. Вот только судьбою было уже предрешено, что уедет туда он уже не один. 1 июля 1980 года произошло случайное знакомство Александра Михайловича с его будущей супругой. После дружеского похода в кино, они приняли решение расписаться и подали заявление в ЗАГС. Свадьба состоялась 5 июля. Через три дня Александр Михайлович уехал к месту службы, а в скором времени за ним отправилась и его супруга. Там Лилию Валентиновну ожидали серьёзные испытания, и основным стала — акклиматизация.
— Было очень тяжело привыкнуть к таким погодным условиям, -вспоминает она. — Часть находилась высоко в горах, а там очень холодно. К примеру, это где-то минус 48 и ветер на протяжении 8 месяцев в году. Наверное, в Арктике такое не бывает, а там это нормально.
Именно на службе в Монголии Александр Михайлович получил первый свой опыт участия в военных действиях. В конце 1979 года все
войска и мужское население Сибири и Дальнего востока было поднято по мобилизационному зову. Были отмобилизованы все резервные дивизии. И в одну ночь сотни тысяч бойцов, бронетехники, авиации советской армии двинулись к границам Китая. Началась 18-ти дневная война между Китаем и Вьетнамом. Советский союз провёл грандиознейшие манёвры на всём Дальнем востоке и в Сибири в поддержку Вьетнама, так как с Китаем, на тот момент, у СССР были очень напряженные взаимоотношения.
— Мы не дошли до Китайской границы где-то километров 10 — вспоминает Александр Михайлович. — Китайцы остановили наступление и отвели войска. На тот момент никто даже и не предполагал, что Советский союз обладает такой мощью. Очень хорошо, что сейчас между этими народами мир, но эта кровавая страница истории навсегда останется в памяти обоих наций.
Александр Михайлович прослужил в Монголии практически 4 года и был направлен в окружной учебный центр в Куйбышеве (ныне Самара).
— Очень хорошие воспоминания остались от того времени службы, — рассказывает Александр Михайлович. — В Монголии мы жили одним дружным коллективом, друг другу помогали, поддерживали. Все неприятности и трудности только сплачивали нас сильнее. Наше большое разветсоединение было интернациональное, служили и москвичи, и ленинградцы, и осетины — они все составляли наше близкое окружение, всегда помогали нам. Мы до сих пор поддерживаем с ними связь. Хочу отметить, что где бы мы ни служили, у нас всегда была большая дружеская семья. Так, в Куйбышеве коллектив был просто фантастический, начиная от командира полка и заканчивая офицерским составом. Тартусская учебная дивизия представляла собой огромную учебку. Там готовили сержантский состав и операторов для боевых машин. А создавал атмосферу замполит, подполковник Трусов.
Вот так и жили: Александр Михайлович служил в части, Лилия Валентиновна работала в детском саду, воспитывала и растила дочь. Был налажен быт и домашний уклад. Но подкрался 1983 год, который наперекор новым надеждам и мечтам принёс немало переживаний и страха. В январе 1983 года Александр Михайлович был направлен в составе 101-го мотострелкового полка 5-й Гвардейской мотострелковой дивизии, Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Полк был дислоцирован в городе Герат.
— Я приехал в Афганистан в 32 года и войной меня было уже не испугать, хотя и потребовалась какое-то время, чтобы перестроиться психологически. Эта война имела свою специфику, она была партизанской. У нашего командира Неверова было всё продумано до малейших деталей, как при прочесывании местности, так и при реализации боевых действий. Он за этим очень следил, и поэтому потерь было очень мало. Неверова считали настоящим отцом полка. Он был в числе немногих, кому вручена награда «Герой Советского союза» при жизни.
На годы моей командировки в Афганистан пришёлся самый обострённый период боевых действий. В первый год батальон занимался боевой работой, охраняли основную дорогу на Шиндант, обеспечивали прикрытие колон, сохранность газопровода, вели боевые действия, реализацию разведданных, выполняли приказы и указания штаба. В памяти остались различные моменты. Из них есть и очень тяжелые. Из последних — потеря роты из Днепропетровска, которая практически вся погибла. Наши ребята двигались по ущелью, где попали в засаду. Они сражались, но…
Были также и ситуации с юмором, иронией. Как-то всё руководство офицерского полка, включая начальников служб, заместителей, всех руководителей батальонов, собралось на показные учения в Шинданте. А на обратном пути завязался бой и очень тяжелый. Впереди идущие машины попали в огненное кольцо, отбивали их до ночи. После боя в бэтээре осталось выше щиколотки гильз. Это еще с учётом того, что крупнокалиберный пулемет гильзы выбрасывал наружу. В часть мы возвратились ночью. От наших солдатских фуфаек шёл пар, они были мокрые, хоть выжимай.
А иной раз, наш батальон стоял на боевом охранении, мы с товарищем поехали за водой. С нами была цистерна для питьевой воды, которую из родника необходимо было накачать. Воду мы закачали, а выехать не могли из-за навязчивого осаждения снайпером. Где-то 4 часа под бэтээрами гонял он нас. Разрывными пулями бьет, а откуда — не видно, видимо сидел далеко. Решил, наверное, попугать нас. В конце-концов мы смогли завести транспорт и
выехать. Хотя одно колесо на бэтээре ему всё-таки удалось прострелить.
Больше года я служил заместителем командира 2-го батальона по политической части. А потом случилась у меня затяжная болезнь. Проходил лечение в Ташкентском госпитале. Вернулся домой в декабре 1984 года».
Всё это время, семья Александра Михайловича с нетерпением ждала его в Куйбышеве. Очень сложно пришлось с двумя маленькими детьми его супруге. Родственники были далеко. Помогли пережить все трудности настоящие друзья, которые всегда были рядом.
— Чувствовалась настоящая забота и поддержка, — рассказывает Лилия Валентиновна, — Не было ни злости, ни зависти, я не бегала по инстанциям, чтобы дождаться какой-то помощи. Все знали, что я осталась одна с двумя маленькими детьми и люди просто помнили сами, что нужна помощь. Вот и всё! Мне даже большее жилье без мужа выдали
А по возвращении главы семьи домой, их снова ожидал переезд к новому месту службы Александра Михайловича — в Киевский округ, 6 гвардейскую армию. И снова все пришлось по-новой собирать: контейнеры, перевозки.
А 12 ноября 1986 года, несмотря на полученную контузию в Афганистане и перенесённые заболевания, для Александра Михайловича снова прозвучал призыв Родины, и он был откомандирован в состав 25-й бригады химической защиты для участия в ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС. Из воспоминаний А.М.Баклан:
— В Чернобыле мы строили саркофаг. К моему приезду фундамент был уже готов, и мы начали возводить конструкции. Поскольку наш батальон был технической направленности, в нашем арсенале имелось очень много тракторной техники, экскаваторов. Нам необходимо было обеспечивать площадку для работы гигантских самоходных кранов и другие задачи.
Я приехал туда в 34 года, и совпало с тем, что у меня было 34 выезда в зону «А». Больше я не выдержал, не имел возможности — сгорел. За 49 дней набрал неисчислимое количество рентген. И уже больше врачи не разрешили продолжать работы.
Слова А.М. Баклан подтверждаются следующими строками, взятыми из благодарственного письма командира отдельного инженерно-технического батальона майора Жукарина командиру и начальнику политотдела 22-й Гвардейской танковой дивизии: «Исполняя должность заместителя командира инженерно-технического батальона по политической части, капитан Баклан А.М. ежедневно выезжает в район 4-го энергоблока для проведения работ, действует смело, решительно, проявляет разумную инициативу и находчивость… Александр Михайлович обладает большим личным мужеством, под его непосредственным руководством обнаружено и обезврежено более 20 излучающих точек большой мощности.
Благодарю вас за воспитание честного, принципиального и мужественного человека, каким является капитан Баклан А.М.».
22 декабря 1986 года Александр Михайлович возвратился домой. Eго жертвенный благородный труд, наряду с шахтёрами и иными добровольцами, сложно переоценить. Eго здоровью нанесён непоправимый удар, он каждый день на протяжении полутора месяцев находился под сильнейшим рентгеновским излучением, после чего, четыре года не восстанавливалась формула в его крови!
— Конечно, знал я и «отказников», из числа моих знакомых — рассказывает Александр Михайлович, отвечая на мой вопрос о неотвратимости судьбы.
— Но мы же люди другого поколения. Таких как они единицы, «отказники» не входят в нормальный ряд людей. Как можно поступить по другому? Это же беда! Надо спасать! Поэтому в свою очередь поехал и я. Даже и мыслей не было других».
Не было «других мыслей» у Александра Михайловича, и когда он в 1988 году направлялся в составе сводной донецкой и днепропетровской дивизии в Ленинакан и Спитаке. От сильнейшего землятресения эти города превратились в руины. «Нас сформировали за неделю — рассказывает А.М.Баклан — и следом за врачами мы выехали на место, где остались только крыши домов и сотни жертв мирного населения. Это был ужас!
А в Степановане, в горах, где находилась воинская часть, землетрясением раскололо горы. Военные сделали мостки метра по 3-4, а внизу — бездна».
За 23 года службы Александру Михайловичу пришлось повидать многое, служить на разных должностях в семи военных округах: Одесском, Забайкальском, Приволжском, Туркестанском
, Киевском, Северо-Кавказском, выполнять свой воинский долг в составе Западной группы войск, быть участником иных спецопераций и особых заданий в «горячих» точках. Крайним местом службы стала станица Багаевская, Ростовской области. В 90-е году в связи с политической обстановкой того времени шло массовое сокращение сотен тысяч офицеров и прапорщиков, коснулось оно и Александра Михайловича. И в 1994 году о был вынужден выйти в отставку. Пройдя тяжёлое перестроечное время испытаний Александр Михайлович и Лидия Валентиновна обзавелись приусадебным хозяйством в тихом хуторе Верхнесолёный, Весёловского района. Александр Михайлович награждён знаком и грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту», медалью «От благодарного афганского народа», медалью «Ликвидатор аварии на ЧАЭС», юбилейными медалями, имеет нагрудный знак «Гвардия».
И как мне показалось, что всё-таки одной из главных наград для нашего героя, является его крепкая, дружная настоящая семья. Лилия Валентиновна, всегда была рядом с супругом, растила детей, которые проживают сейчас на Донбассе в непростых условиях, в режиме военных действий. Будучи педагогом-дошкольником по профессии, ей пришлось освоить ещё немало разных профессий, от повара в солдатской столовой до солдатки. А в следующем году их союз ожидает серьёзный юбилей — 40 лет совместной жизни! И за эти годы они привыкли делать всё вместе — вместе работать, вместе переезжать, вместе растить детей и любить свой дом, вот и свою одну на двоих историю жизни они тоже поведали вместе.
— Александр Михайлович, Вы всегда занимали активную гражданскую позицию, вели большую общественную работу, судьба страны — Ваша судьба. Вот и сейчас, Вы вновь на пороге нового ответственного шага. Поделитесь своими чувствами и мыслями.
— Я — солдат и понимаю ответственность. У меня уже давно зреют мысли по решению некоторых проблем в области социального обеспечения ветеранов, также есть важные задачи и в мемориальной сфере. Фронт работ у меня уже намечен. Также будем верны своим традициям, продолжим патриотические встречи со школьниками, пациентами Социально-реабилитационного отделения для пожилых людей и инвалидов в хуторе Верхнесолёный. Рассказы об Афганской войне и участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС интересны не только людям старшего возраста, но и важны для подрастающего поколения. Уроки прошлого — залог светлого будущего!
Уважаемый Александр Михайлович! Мы желаем Вам успешного выполнения всех поставленных задач, здоровья на многие года. И пусть слово «война» живёт только в учебниках истории.
Мы благодарим за содействие «Весёловскую центральную библиотеку» и предоставленные материалы: дайджест «Никто не создан для войны», посвящённый 30-летию вывода советских войск из Афганистана (составитель Л.А.Колесникова)