Указом президента Российской Федерации В.В. Путина 2023 год объявлен годом наставника и педагога. На Литературном подиуме в Веселовской МЦБ «Быть педагогом –
великое призвание» – советский педагог и писатель, гениальный организатор и воспитатель, чьи педагогические методы сразу вызывали споры и вызывают до сих пор, Антон Семенович Макаренко. Член Союза советских писателей (с 1934 г.). 13 марта 2023 года исполняется 135 лет со дня его рождения.
При жизни теоретики и чиновники педагогики много его критиковали. После смерти в начале 1940-х он был фактически «канонизирован» как классик советской педагогики. А в нашу эпоху о системе воспитания Макаренко снова спорят. Но главное — его опыт и наследие до сих пор изучают в разных странах мира. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. В 1997 году издательство ЮНЕСКО выпустило в четырех томах статьи о ста выдающихся педагогах мира, которые оставили свой след в образовательной мысли. Из российских и советских мыслителей там названы Константин Ушинский, Лев Толстой, Лев Выготский, Павел Блонский — и, конечно же, Антон Макаренко, новатор и экспериментатор воспитания.
Макаренко изобрел собственную систему воспитания, решительно отказавшись от канонов педагогики того времени, чем впоследствии навлек на себя гнев и гонения вышестоящих инстанций. Антона Семёновича Макаренко нельзя рассматривать отдельно как педагога или писателя. Это тот случай, когда человек совместил две специальности в себе, причем не растратив ни больше, ни меньше из каждой.
На протяжении всей своей жизни Макаренко служил детям, обществу, из-под его крыла вышло немало талантливых специалистов, начиная от мастеров и кузнецов, а заканчивая инженерами, педагогами, врачами, военными и даже летчиками.
Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьезную угрозу. В 1920 году власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», — сформулирует потом Макаренко).
Макаренко создал буквально с нуля трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка близ Полтавы, пытаясь и быт обустроить, и найти контакт не просто с трудными, а с откровенно опасными подростками. И не только найти контакт, но и подготовить их к жизни в нормальном обществе. Макаренко по своей инициативе назвал колонию именем своего любимого писателя — Максима Горького. Его воспитанники, ребята с уличным и криминальным прошлым, пережившие большие жизненные испытания в лихолетье, социализировались и адаптировались к нормальной жизни — шли работать, а самые способные даже поступали учиться на рабфаки. Словом, не возвращались к криминальному прошлому. С октября 1927 по июль 1935 года А.С. Макаренко руководил детской трудовой коммуной для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей имени Дзержинского при ГПУ НКВД. В трудовых коммунах Макаренко продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему.
Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики. В 1937 году после переезда в Москву Макаренко занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом.
Главные его произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», научно-педагогические работы: «Методика организации воспитательного процесса», «Воспитание в семье и школе», «Разговор о воспитании», «Семья и воспитание детей», «Цель воспитания», «Лекции о воспитании детей» и др.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года
Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался.